
© 02.03.2017, Бурнаева Е.М.
Railway Station, Helsinki - by Dennis Jarvis // www.flickr.com/photos/archer10
Инновационная система Финляндии нуждается в реформировании в соответствии с современными вызовами — таков главный вывод представленного недавно промежуточного доклада ОЭСР.
Исследование было заказано экспертам ОЭСР около года назад правительством Финляндии, которое хотело получить авторитетную и независимую международную оценку состояния инновационной системы страны и потребностей ее дальнейшего развития1. Летом 2016 г. проектной группой было проведено интервьюирование большого числа представителей финских деловых кругов, вузов, научно-исследовательских институтов и органов государственной власти, материалы которого легли в основу исследования.
Окончательный доклад ОЭСР будет опубликован только в июне 2017 г. Обнародование промежуточных результатов приурочено к подведению итогов работы правительства за первую половину срока полномочий в апреле с.г., с тем, чтобы рекомендации международной организации можно было учесть незамедлительно. Обзор был представлен на заседании Совета по исследованиям и инновациям Финляндии, возглавляемого премьер-министром Ю. Сипиля.
ОЭСР по-прежнему относит Финляндию к группе ведущих мировых «исследовательских наций», несмотря на утрату лидерских позиций. В 2000–2010 гг. (за исключением 2006–2007 гг.) по доле расходов на НИОКР в ВВП Финляндия занимала второе место в ОЭСР после Израиля (максимальное значение было достигнуто в 2009 г. и оставило 3,749%), но к 2015 г. опустилась на седьмое место (2,9%), уступив Южной Корее, Японии, Швеции, Австрии и Дании2.
При этом эксперты ОЭСР констатируют, что инновационная система Финляндии испытывает большие трудности из-за кризиса и плохо поддерживает экономический рост. Объем ВВП страны до сих пор остается ниже предкризисного уровня 2008 г. Доля товаров с высокой добавленной стоимостью в финском экспорте значительно снизилась за последние годы — с 23% в 2000 г. до 10% в 2010 г. и 7% в 2015 г.3. Структурные изменения в экспорте оказались настолько быстрыми и резкими, что этому нет международных параллелей.
По заключению ОЭСР, главной проблемой является слабая инновационная деятельность компаний и ее недостаточная поддержка со стороны государства в сравнении с другими странами, где в целях ускорения экономического роста упор делается именно на НИОКР предприятий. Если в 2000–2010 гг. на промышленность приходилось свыше 70% финансирования НИОКР в Финляндии (максимально 74,3% в 2008 г.), то к 2015 г. она снизилась до 54,8%4. Между тем, для восстановления международной конкурентоспособности и роста производительности труда Финляндии нужны сектора высокотехнологичного экспорта и инновационного предпринимательства. Это касается также компаний традиционных отраслей (как, например, лесобумажной), которые должны иметь возможность конкурировать на глобальном уровне. Высокий уровень экспертизы и новые технологии должны быть использованы более эффективно, чем ранее, с тем, чтобы производить инновации, которые могли бы увеличить рыночный рост.
В докладе подчеркивается, что национальная инновационная система Финляндии должна развиваться как единое целое во взаимодействии всех ее участников. Внимание должно быть обращено на укрепление общего управления системой и усиление взаимодействия между научным и деловым сообществами.
В ОЭСР считают, что необходимо сосредоточить государственное финансирование НИОКР в большей степени на инновационной деятельности предприятий. Рекомендуется развивать новые модели государственно-частного партнерства. Следует также продолжить реформирование вузов и укрупнение научно-исследовательских подразделений. Такие механизмы как центры передового опыта должны быть использованы для того, чтобы поощрять инициированные на академическом уровне и промышленно-ориентированные исследования, а также совместные планы науки и бизнеса.
По словам генерального директора Министерства образования и культуры Финляндии Т. Косунена, оценки ОЭСР ценны для работы по обновлению инновационной системы страны. Предварительные результаты обзора будут использованы при подготовке конкретных предложений по поддержанию экономического роста и проведению реформ, которые будут включены в апрельский отчетный доклад кабинета Ю. Сипиля.
Вместе с тем, по замечанию нового министра экономики Финляндии, члена Совета по исследованиям и инновациям М. Линтили, обзор международной организации не содержит больших неожиданностей5. Существование проблем признавалось и ранее. Так, в 2015 г. комиссия по вопросам будущего парламента Финляндии в своем заявлении оценила состояние инновационной системы однозначно: «Инновационная система не работает»6. Теперь речь идет о том, что настало время решать эти проблемы, чтобы восстановить конкурентоспособность и экономический рост. Некоторые из мер, предложенных в рекомендациях, уже осуществляются — например, запущена работа над новым видением национальной политики в этой сфере. Словом, налицо общественный консенсус по вопросу о необходимости реформировать структуру инновационной системы и укрепить капитал знаний для вывода экономики на вектор устойчивого роста в Финляндии.
Примечания:
1 OECD: Suomi tarvitsee uuden kansallisen tutkimus- ja innovaatiotoiminnan vision. Opetus- ja kulttuuriministeriö Työ- ja elinkeinoministeriö 8.2.2017. Tiedote.
2 Gross Domestic Spending on R&D, % of GDP. http://www.compareyourcountry.org/science-and-technology
3 Korkean teknologian ulkomaankauppa vuonna 2015. Tulli. Kauppa 2016.
4 Suomen tilastollinen vuosikirja 2016. Helsinki. 2016. S.325.R@D by source of funds. http://www.compareyourcountry.org/science-and-technology.
5 OECD: Suomi tarvitsee uusia huipputeknologian vientialoja ja innovatiivista yrittäyyttä – nyt tutkimuksesta puuttuu selkeä suunta. Helsingin Sanomat. 8.02.2017.
6 Tulevaisuusvaliokunta. Valiokunnan lausunto TuVL 2/2015 vp - HE 30/2015 vp. Hallituksen esitys eduskunnalle valtion talousarvioksi vuodelle 2016.
Нет комментариев