Драка у «Врат скорби»: cмогут ли США прекратить атаки на торговые суда в Баб-эль-Мандебском проливе и окрестных водах?

9281

used images: Houthi special forces hijack 'Galaxy Leader' ship and hold crew at gunpoint on Red Sea,
'Galaxy Leader' ship (on home page) // youtube

© Крамник И.А., 20.12.2023

Обстановка вокруг Красного моря начала накаляться еще в октябре. Вооруженные формирования движения «Ансар Аллах», известные также как хуситы, атаковали Израиль с помощью крылатых ракет и беспилотных аппаратов[1]. Вслед за ними пришла очередь баллистических ракет средней дальности, запускавшихся в том же направлении, и их заатмосферного перехвата израильской системой ПРО Arrow[2]. В середине ноября отряды хуситов начали атаковать торговые суда, связанные с Израилем или направлявшиеся в Израиль. Было отмечено несколько успешных захватов, а в конце ноября начались ракетные удары и атаки дронов на суда в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе, в отражении которых принимали участие развернутые в регионе корабли ВМС США. К середине декабря эти нападения стали практически ежедневными, в них начали принимать участие в том числе взрывающиеся беспилотные катера.

Атаки уже начали сказываться на международной морской торговле[3]: ряд крупных судовладельцев приостановил транзит через Красное море, и теперь их суда идут вокруг Африки. О смене маршрутов объявили и крупные контейнерные перевозчики (Hapag-Lloyd, Maersk, Evergreen Marine), а также поставщики и перевозчики нефтепродуктов и природного газа (BP, Equinor, Frontline). Оценочно, компании, изменившие маршруты, контролируют до половины мирового рынка контейнерных перевозок. В нефтяном транзите объем пока не настолько велик, но сохраняются перспективы ухудшения ситуации. Отдельно можно упомянуть пошедшие вверх с ростом риска страховые премии за проход через Красное море, и удорожание перевозки на маршруте вокруг Африки – до 1 млн долл. наценки за каждый рейс туда и обратно между Азией и Северной Европой. Продолжительность маршрута между Тайванем и Нидерландами выросла с 25,5 до 34 суток, а дистанция – с 10 до 13,5 тыс. морских миль.

Консультации об ответных мерах не заставили себя ждать[4], а 18 декабря 2023 г. США официально объявили о формировании морских сил, целью которых будет обеспечение свободы судоходства в регионе в рамках операции Prosperity Guardian («Страж процветания»)[5]. Штаты решили попробовать применить против хуситов свой излюбленный инструмент: многонациональную коалицию «под задачу». В данном случае задача – сформировать группировку, способную защитить судоходство в Красном море в условиях участившихся атак.

Операция будет проводиться так называемыми Объединенными морскими силами (Combined Maritime Forces, CMF) со штабом в Бахрейне, под управлением созданного для решения задач в зоне Красного моря и Аденского залива штаба 153-го объединенного оперативного соединения (Combined Task Force 153, CTF 153). Непосредственное участие в операции примут Бахрейн, Великобритания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские Острова и Франция. Уровень участников существенно различается. Лидером коалиции является морская сверхдержава в лице США, представлены обладатели крупнейших флотов НАТО – французы, британцы, итальянцы, испанцы; меньшие по возможностям, но достаточно сильные на море страны – Норвегия и Нидерланды, а также Сейшельские Острова с Бахрейном, задачи которых в данном случае в основном сводятся к предоставлению районов базирования и развёртывания.

Что такое СTF 153 и что это соединение может[6]? Штаб соединения сформирован в апреле 2022 года, и представляет собой 15 офицеров из состава CMF со сменой командования на ротационной основе – пока что за прошедшие полтора года штабом дважды управляли американские адмиралы, и один раз – египетский. Учитывая принципы функционирования подобных формирований в ВМС США, такие группы обычно управляют силами, переданными в их подчинение в границах назначенного им оперативного района вышестоящим штабом. Таким штабом в данном случае является штаб морских сил Центрального командования Вооруженных сил США (Naval Forces Central Command), он же штаб 5-го флота[7]. Управляющий им вице-адмирал Брэд Купер одновременно руководит и Объединенными морскими силами.

В его подчинении находятся все силы ВМС и береговой охраны США в регионе, а также приданные им в рамках структуры CMF силы союзников. Но линия управления в данном случае несколько различается: пятый флот имеет свои собственные оперативные соединения (TF-50–59)[8], управляющие наличными силами, от авианосных и амфибийных групп, до минно-тральных сил, подразделений ССО, специалистов по кибервойнам и групп беспилотников. «Автоматического» выделения тех или иных сил из состава этих соединений под управление CTF 153 не произойдет, и очевидно, что еще какое-то время США и их партнерам придется потратить на урегулирование процедур, усиление штаба и точное определение состава соответствующих сил.

Списочно силы достаточно внушительны[9]: в Красном море присутствует амфибийная группа во главе с универсальным десантным кораблем «Батаан» (LHD-5) и 26-м экспедиционным отрядом Корпуса морской пехоты с группой ССО. В Аденском заливе действует 2-я авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69). На его борту в настоящее время размещено 3-е палубное авиакрыло ВМС США, с 44 многоцелевыми истребителями, не считая прочих самолетов и вертолетов. В состав группы входит ракетный крейсер «Филиппин си» (CG-58), и два эсминца 22-й эскадры – «Грейвли» (DDG-107) и «Мейсон» (DDG-87). В регионе присутствуют также другие корабли ВМС США – включая атомный подводный ракетоносец «Флорида» с примерно 150 крылатыми ракетами Tomahawk на борту, британского Королевского флота, ВМС Франции и прочих союзников, силы морской авиации, патрульные и пр.

Силы флотов различных стран в регионе

Источник: @schizointel

Перечисление стран, как и гадание на корабельном составе, не даёт, однако, ответа на вопрос: что со всем этим делать? Сбивать летящие из Йемена ракеты можно, но смысла в этом не очень много – они от этого не закончатся, и желания играть в эту лотерею ни у менеджмента глобальных перевозчиков, ни у капитанов торговых судов, ни у страховщиков не возникнет.

«Хирургическая» операция в американском стиле с ракетной/авиационной атакой по объектам хуситов? Даже с привлечением флота и ВВС США она не гарантирует достижения поставленных целей, и атаки неизбежно продолжатся.

Сухопутная операция? Ещё одна война на Ближнем Востоке во враждебной стране и на фоне неодобряемой соседями войны Израиля против ХАМАС явно осложнит и без того непростую для США ситуацию в регионе.

Пока в Пентагоне и Манаме ищут варианты, для сторонних наблюдателей важнейшими становятся два вопроса:

  1. Смогут ли хуситы успешно атаковать американский или союзный боевой корабль? Отслеживать движение торговых судов можно с помощью множества доступных инструментов. Но для поиска и сопровождения военного корабля, не демаскируемого транспондером автоматической идентификационной системы, нужны более серьезные средства разведки и целеуказания.
  2. Насколько в сложившихся условиях возрастет приоритетность обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП)? Пока что инфраструктура СМП, в первую очередь – российская ледокольная группировка, выполнение этой задачи в полном объеме не обеспечивает. Под вопросом остается и готовность логистических компаний, покинувших Россию в 2022–2023 гг., пользоваться услугами Северного морского пути – гораздо более безопасного маршрута, но контролируемого государством, отношения с которым западные страны предпочли свести к точке замерзания.

Примечания:

[1] US military shoots down missiles and drones as it faces growing threats in volatile Middle East // AP, 20.10.2023. URL: https://apnews.com/article/yemen-navy-warship-missiles-intercepted-2f5fc9c8a3737f762b29d5c53ec08a5b
[2] How Israel shot down a ballistic missile in space for the first time // The Telegraph, 05.11.2023. URL: https://www.telegraph.co.uk/world-news/2023/11/04/how-israel-shot-down-ballistic-missile-in-space-houthis/
[3] Red Sea attacks force rerouting of vessels, disrupting supply chains // Reuters, 18.12.2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/red-sea-attacks-force-rerouting-vessels-disrupting-supply-chains-2023-12-18/
[4] US, allies in talks on naval task force to protect shipping in Red Sea after Houthi attacks // AP, 05.12.2023. URL: https://apnews.com/article/houthis-shipping-red-sea-navy-israel-6dc5fbff6d28fead5d6ef1224cba5a14
[5] US launches Red Sea force as ships reroute to avoid attacks // Reuters, 19.12.2023
[6] CTF 153: Red Sea Maritime Security // URL: https://combinedmaritimeforces.com/ctf-153-red-sea-maritime-security/
[7] US Naval Forces Central Command // URL: https://www.cusnc.navy.mil/
[8] NFCC Task Forces // URL: https://www.cusnc.navy.mil/Task-Forces/
[9] Fleet & Marine Tracker // USNI News, 18.12.2023. URL: https://news.usni.org/2023/12/18/usni-news-fleet-and-marine-tracker-dec-18-2023


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
17.05.2024

Наталия Ромашкина выступила на вебинаре «Цифровые инновации для устойчивого развития», посвященном Всемирному дню электросвязи и информационного общества ООН.

подробнее...

16.05.2024

Очередной (№ 5, 2024) выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» посвящен преимущественно анализу политических процессов в различных регионах мира и политике ведущих держав. Номер открывается статьей О. Давыдова о перспективах выхода из корейского ядерного тупика.

подробнее...

Вышли из печати