
used images: U.S. Advisory Commission on Public Diplomacy logo, Joe Biden // Internet
© Артамонова У.З., 22.03.2022
20 февраля Консультативная комиссия США по вопросам публичной дипломатии опубликовала ежегодный отчет (United States Advisory Commission on Public Diplomacy)[1]. Комиссия, история которой берет свое начало в 1948 г., работает под эгидой Госдепартамента, хотя ее участники и не являются служащими данного ведомства, их кандидатуры (непременно в равной степени представляющие обе партии) выдвигаются президентом США и впоследствии утверждаются Сенатом. Основная задача Комиссии заключается в оценке деятельности правительства США, направленной на понимание, информирование и оказание влияния на иностранную общественность. Комиссия также формулирует рекомендации для повышения эффективности соответствующей деятельности.
Эти рекомендации адресованы Белому дому, Конгрессу, а также всем основным подразделениям государственных институтов США, отвечающих за публичную дипломатию. Рекомендации направлены Агентству США по глобальным медиа и Государственному департаменту США, а также следующим подразделениям последнего: Управлению по публичной дипломатии и связям с общественностью; Отделу политики, планирования и ресурсов (в составе упомянутого Управления); Бюро образовательных и культурных связей; Бюро по связям с мировой общественностью и Центру глобального взаимодействия.
Отчеты последних лет[2] мало чем отличались друг от друга: Комиссия стабильно рекомендовала повысить государственное финансирование публичной дипломатии, оптимизировать программы и инициативы, а также назначить квалифицированного руководителя соответствующего направления внутри внешнеполитического ведомства – заместителя госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью. Однако в отчете по итогам 2021 года появилось несколько моментов, заслуживающих внимания.
В первую очередь, особо интересна новая рекомендация Комиссии в адрес Конгресса, в рамках которой предлагается реформировать соответствующее законодательство таким образом, чтобы финансирование, выделяемое по линии публичной дипломатии, можно было направлять не только на программы, нацеленные на иностранную аудиторию, как в настоящее время. Глобальная инфраструктура коммуникационных технологий такова, что граница между внутренней и иностранной аудиторией размывается, полагает Комиссия и настаивает на том, что в сегодняшней сложной медиа-среде Государственный департамент должен эффективно и последовательно проводить свою информационно-разъяснительную работу как за рубежом, так и внутри собственной страны.
Другим важным новшеством является появившаяся в отчете подробная информация о программе спецподготовки кадров для публичной дипломатии в соответствующем подразделении Института зарубежной службы – основного учебного заведения для дипломатов США, должность директора которого эквивалентна по заместителем госсекретаря по вопросам публичной дипломатии В отчете 2020 года Комиссия анонсировала намерение института пересмотреть учебную программу подготовки специалистов по публичной дипломатии за счет включения преподавания таких достаточно базовых навыков, как создание контента, анализ целевой аудитории, грамотность по работе с данными, нетворкинг и мониторинг, что косвенно указывало на в среднем невысокий изначальный уровень профессиональной подготовки сотрудников Госдепартамента профиля публичной дипломатии.
В отчете 2021 года речь идет об уже утвержденном и реализуемом курсе спецподготовки, который в результате слияния ранее отдельных программ культурного и информационного направлений приобрел форму трехнедельного интенсива. Комиссия особенно подчеркивает, что новый учебный план нацелен на внедрение среди специалистов подхода к созданию программ публичной дипломатии, который был бы «политически ориентированным» и «сфокусированным на целевой аудитории», а также сокращал феномен «обособленности» подразделений и субподразделений Госдепартамента, занимающихся разными аспектами публичной дипломатии. Иными словами, новая программа переподготовки кадрового обеспечения публичной дипломатии США нацелена на консолидацию всех соответствующих усилий в рамках единой стратегии действий, спланированной в первую очередь на основе политических задач, а также чутко адаптирующейся к своей аудитории. Немаловажен и тот факт, что, по словам Комиссии, новая учебная программа мультидисциплинарна, она повышает грамотность сотрудников не только в области связей с общественностью, но также в сферах политики и экономики.
Третий важный аспект, проявившийся в отчете – это рекомендации Комиссии в адрес Бюро образовательных и культурных связей по интегрированию его руководства в процесс стратегического планирования на высшем государственном уровне. Во-первых, Комиссия отдельно подчеркнула тот факт, что программы бюро (преимущественно обменные инициативы, такие как известная Программа Фулбрайта) «играют критически важную роль в содействии достижению кратко- и долгосрочных целей внешней политики правительства США». Во-вторых, в рекомендации было озвучено предложение проводить регулярные стратегические консультации между руководством Бюро и руководителями региональных и функциональных департаментов внешнеполитического ведомства. Помимо этого, Комиссия считает необходимым ежегодное издание директивных указаний для Бюро, составленных совместно заместителем госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью и заместителем госсекретаря по политическим делам (последний занимает четвертое место в иерархии Госдепартамента после госсекретаря, его первого заместителя и директора по персоналу). Все эти шаги, по мнению Комиссии, должны (в случае реализации) обеспечить непосредственное увязывание в сознании лиц, принимающих решения, культурных и обменных программ с реализацией приоритетных внешнеполитических задач.
Заслуживают внимания и менее масштабные нововведения. Одно из них – рекомендация для Бюро по глобальным связям с общественностью – основного структурного подразделения Госдепартамента, чья работа сфокусирована непосредственно на информировании иностранной общественности о внешней политике США. Комиссия в последнем докладе порекомендовала Бюро назначить на все руководящие должности в соответствующей сфере опытных экспертов, а также талантливых кадровых дипломатов и госслужащих, чтобы работа по связям с общественностью не велась в отрыве от общей внешнеполитической повестки Госдепартамента.
Вторая важная рекомендация относится к Отделу политики, планирования и ресурсов (еще одно структурное подразделение Госдепартамента, относящееся к публичной дипломатии). Комиссия предлагает повысить его внутренний статус до уровня бюро или эквивалентного, так как именно этот отдел отвечает за формулирование политики и синхронизации различной деятельности Госдепартамента в контексте публичной дипломатии США.
Все перечисленные новые элементы, отмеченные в докладе Консультативной комиссии, сигнализируют об изменении подхода к оценке эффективности публичной дипломатии США. Очевидно, что как уже состоявшиеся изменения, так и предлагаемые, демонстрируют не просто стремление к рутинной корректировке системных недостатков и плановому обновлению организации соответствующих институтов. Скорее это выглядит как тенденция к максимальной мобилизации возможностей публичной дипломатии США посредством достаточно резких преобразований.
До сих пор администрация Дж. Байдена демонстрировала отсутствие интереса к такому направлению внешней политики, как публичная дипломатия. Заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью – это единственная из шести аналогичных должностей, на которую за 2021 г. администрация Дж. Байдена не назначила кандидата, утвержденного Сенатом, так же как не назначила и постоянного руководителя Агентства США по глобальным медиа (оставив у руководства исполняющую обязанности) – фактически второго по значимости после Госдепартамента государственного института публичной дипломатии США. Предложенный президентом и госсекретарем проект бюджета на 2022 г. выдвигал крайне низкие расходы на публичную дипломатию (несоответствующие прошлым ежегодным увеличениям ассигнований на соответствующую деятельность). Хотя бюджет и был в дальнейшем скорректирован Конгрессом, все же этот факт четко обрисовал, какое низкое место занимает публичная дипломатия в стратегическом видении Дж. Байдена и его команды.
Возможно, второй год администрации может оказаться более удачным для публичной дипломатии и вслед за новыми рекомендациями комиссии последуют какие-то конкретные реформационные шаги.
Примечания:
[1] https://www.state.gov/2021-comprehensive-annual-report-on-public-diplomacy-and-international-broadcasting-2/
[2] https://www.imemo.ru/news/events/text/amerikanskaya-publichnaya-diplomatiya-na-poroge-krizisa ; http://picreadianalitika.ru/american_public_diplomacy
Нет комментариев