Еврокомиссия предлагает новую торговую и инвестиционную стратегию для ЕС

3198

© 20.10.2015 Портанский А.П.

14 октября торговый комиссар ЕС Сесилия Малмстрем объявила о новой торговой и инвестиционной стратегии для Евросоюза. Стратегия получила название «Торговля для всех: к более ответственной торговой и инвестиционной политике».

Новая стратегия базируется на трех ключевых принципах: эффективность, транспарентность, сохранение европейских ценностей. За общей формулировкой скрываются вполне конкретные озабоченности и цели, которые заслуживают внимания.

Торговля во все времена имела ведущее значение для экономик европейских стран. Сегодня компании Старого Света экспортируют примерно столько же, сколько Китай и больше, чем американские компании. Более 30 млн. рабочих мест в ЕС зависят от экспорта за пределы Евросоюза. По прогнозам, однако, более 90% будущего мирового роста будет происходить за пределами ЕС, а это заставляет всерьез задуматься о том, как добиться от уже действующих и особенно будущих торговых соглашений, в которых участвует ЕС, большей отдачи.

Принцип эффективности подразумевает в первую очередь учет новых реальностей в экономике, таких как возрастание значения глобальных цепей добавленной стоимости, цифровой экономики и роли услуг; поддержание высокой мобильности экспертов, старших должностных лиц компаний и поставщиков услуг. В ЕС также полагают, что принцип эффективности в новой стратегии диктует необходимость включения соответствующих положений о предприятиях малого и среднего бизнеса в будущие торговые соглашения.

Особая роль отведена принципу транспарентности. Открыть ведущиеся торговые переговоры для общественного контроля путем публикации находящихся на столе переговоров основных текстов – эта задача обусловлена нынче отнюдь не абстрактным подходом к переговорам вообще. Как известно, в 2015 г. по ряду европейских стран прокатилась волна протестов против проекта Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США (TTIP), переговоры по которому по наиболее важным пунктам до последнего времени оставались закрытыми для прессы и общества. Теперь в Еврокомиссии заявляют, что новая стратегия является прямым ответом на продолжающиеся активные дебаты по TTIP. Очевидно, решение снять завесу секретности с указанных переговоров было непростым.

Между США и ЕС не первый год существуют серьезнейшие торгово-экономические разногласия, наличие которых вызывает у экспертов немалые сомнения в успешности самого проекта TTIP. Некоторые из противоречий, как например, субсидирование гражданского авиастроения, не находят решения десятилетиями, и в этом году Брюссель даже был вынужден обратиться в Орган по разрешению споров ВТО с иском в отношении Вашингтона в связи с очередной внушительной субсидией американскому авиапрому. К традиционно спорным секторам, таким как сельское хозяйство, генно-модифицированные организмы и некоторым другим повестка TTIP добавила совершенно новые, еще более сложные темы, связанные, в частности, с установлением единых норм регулирования, например, при добыче сланцевой нефти, стандартов социальной защиты, а также защиты здоровья и персональных данных. Острейшим и весьма чувствительным для Европы является вопрос создания органа по разрешению споров между инвестором и государством. Здесь опасения ЕС, связанные с риском подрыва суверенитета национальных государств в судебной сфере, особенно велики.

По перечисленным и другим чувствительным вопросам Европа не готова уступать американцам, о чем не раз заявлял председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Очевидно, обеспечение большей транспарентности ведущихся переговоров призвано помочь Брюсселю опереться на общественное мнение стран Евросоюза и укрепить таким образом его позицию на переговорах с Вашингтоном.

Среди европейских ценностей, Еврокомиссия намерена отстаивать обеспечение устойчивого развития, защиту прав граждан, в том числе трудовых стандартов, справедливой торговли и борьбу против коррупции. Последнее означает включение антикоррупционных положений в подписываемые ЕС соглашения.

В Брюсселе уверены, что, несмотря на кризис переговоров Доха раунда в рамках ВТО, многосторонняя торговая система остается краеугольным камнем торговой политики Евросоюза. Именно ВТО, как переговорный форум, должна продолжать играть центральную роль в международной торговле, подчеркивается в стратегии. В этой связи Европа призывает всех членов ВТО проявить высокую ответственность в подготовке и проведении предстоящей в декабре  в Найроби очередной министерской конференции этой организации. Продолжая работу по заключению новых двусторонних и региональных торговых соглашений, ЕС намерен всячески содействовать поддержанию активности ВТО как главного центра торговых переговоров.

В региональном плане приоритетом номер один для ЕС остаются TTIP, а также Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение с Канадой (CETA), переговоры по которому завершены. Соглашение СЕТА планируется представить на одобрение Совету министров ЕС и Европарламенту как можно раньше в 2016 г. Что касается TTIP, то здесь никаких сроков завершения переговоров не обозначено. Последнее позволяет предположить, что прогресс в разрешении наиболее острых проблем пока скромен, и потому стороны не исключают любого варианта дальнейшего развития событий по TTIP, в том числе и негативного.

После Северной Америки среди региональных приоритетов следуют АТР, Африка, Латинская Америка и Карибы, Турция. Далее идут страны, в отношении которых ЕС проводит политику соседства и имеет подписанные соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли. На постсоветском пространстве к таковым отнесены Украина, Молдова и Грузия. Россия оказалась на последнем месте – для нее в документе хватило четырех строк, что производит несколько неожиданное впечатление, имея в виду, что для РФ Евросоюз остается торговым партнером номер один, а в списке торговых партнеров ЕС Россия до недавнего времени не опускалась ниже пятого места.

Приходится, правда, признать, что в последние годы наметились признаки снижения торгового оборота между сторонами – виною тому санкции со стороны ЕС, ограничившие поставки некоторого оборудования в РФ, а также перспектива уменьшения зависимости стран Евросоюза от поставок российских энергоносителей. В упомянутых четырех строках, посвященных РФ, отмечено, что перспектива развития торгово-экономических связей остается неопределенной – все будет зависеть от «курса России во внутренней и внешней политике, а также от внутреннего развития ЕАЭС», полагают в Еврокомиссии. Возможно, с точки зрения Брюсселя, в этих строках есть своя логика. Однако, ее желательно дополнить и логикой санкционной политики в отношении России. В этой политической логике далеко не все гладко, даже с позиций самого Евросоюза. А в перспективе наверняка потребуется политическая воля и со стороны Москвы, и со стороны Брюсселя, чтобы преодолеть санкционное противостояние.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
08.07.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 7, 2025). Ведущее место в нем занимают статьи по экономической проблематике.

подробнее...

07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

Вышли из печати