
used image: Smocking Сhimneys // Internet
© Стрежнева М.В., 22.12.2022
В июле 2021 г. Европейская комиссия представила два законопроекта (по перестройке Европейской системы торговли квотами – ЕСТК[1] и по Пограничному корректирующему углеродному механизму – ПКУM[2]) в рамках инициативы по климатической стратегии Евросоюза, обнародованной ранее[3]. На исходе минувшей недели, ради ускорения процессов декарбонизации, переговорщикам от Совета министров и Парламента ЕС (европейских законодателей) удалось утрясти сохранявшиеся между ними спорные моменты по этим проектам, действуя в формате нескольких взаимосвязанных трилогов[4], т.е. за закрытыми дверями[5]. Они договорились повысить к 2030 г. до 62% (от показателей 2005 г.) целевой уровень сокращения выбросов парниковых газов в тех отраслях экономики ЕС, на которые распространяется действие ЕСТК. Они решили устранить из системы 90 млн разрешений на выбросы к 2024 г. и 27 млн – к 2026 г. включительно.
Производства, которые продолжат, тем не менее, пользоваться бесплатными квотами, смогут это делать лишь при соблюдении ряда условий, включая проведение энергетического аудита и выполнение ими планов по достижению климатической нейтральности. Оговоримся, что государства-члены, чьих представителей объединяет Совет ЕС, в отличие от ЕП, в принципе отдавали предпочтение более длительным срокам достижения полного отказа от бесплатных разрешений на выбросы.
Предпринимаемая реформа существующей ЕСТК предусматривает, в частности, распространение её действия на парниковые выбросы от морских грузоперевозок, в особенности применительно к крупным судам с валовой вместимостью более 5000 тонн. В начале декабря 2022 г. в ЕС было, кроме того, достигнуто согласие о пересмотре правил ЕСТК для авиации[6]. Нереализуемые отходы Европейская система торговли квотами будет покрывать, начиная с 2028 г., при возможности отсрочки по данному направлению до 2030 г. При этом все доходы, генерируемые на европейском углеродном рынке, должны быть потрачены только на климатические действия.
Новая ЕСТК, на появлении которой особенно настаивала Германия, но одновременно вызвавшая наиболее острые споры ввиду особой социальной значимости связанных с нею вопросов, тоже запланирована к созданию и может заработать уже с 2027 г. для сфер строительства и автодорожного транспорта[7]. Она распространится на поставщиков топлива для этих двух, а также ряда других секторов, включая отопление зданий[8].
Помимо прочего, запланировано создание в рамках европейского бюджета Социально-климатического фонда объёмом 86,7 млрд евро для поддержки уязвимых домохозяйств, микропредприятий и пользователей транспортных средств в Европе. Расходование средств из него станет доступно государствам-членам с начала 2026 г. Резерв рыночной стабильности[9] укрепляется (для него установлен лимит в 400 млн сертификатов, которые при «чрезмерных» ценовых колебаниях на углеродном рынке можно выпустить в продажу на аукционе). Осуществлять поддержку мер по декарбонизации в ЕС будут и с помощью Инновационного фонда[10]. Наконец, три страны (Греция, Португалия и Словения) добавлены к списку государств ЕС, которые смогут получать финансирование по линии Фонда модернизации Евросоюза, управляемого Европейским инвестиционным банком[11].
Для тех категорий товаров, на которые Брюсселем распространено будущее действие уже прогремевшего в международной среде Пограничного корректирующего углеродного механизма, т.е. для цемента, алюминия, удобрений, производства электрической энергии, водорода, стали и чёрных металлов, а также некоторых исходных продуктов (так называемых прекурсоров – например, катодоактивных материалов для производства аккумуляторных батарей) и ограниченного числа изделий дальнейшего передела (таких как винты, болты и прочие подобные предметы из железа и стали), Совет и Парламент через своих переговорщиков договорились в ускоряющемся темпе (на 4,3% в 2024–27 гг. и на 4,4% в 2028–30 гг.) постепенно вовсе свести на нет выдачу бесплатных квот их европейским производителям в течение девяти лет (с 2026 по 2034 гг.), на протяжении которых ПКУМ будет применяться по отношению к импортёрам якобы соразмерно той части выбросов от европейского производства, для которой бесплатных квот уже не будет. По логике Евросоюза, которая в данном случае представляется всё же сомнительной, такое решение полностью соответствует требованиям ВТО. На самом деле принуждение иностранных импортёров к приобретению углеродных сертификатов при сохранении доли бесплатных квот «для своих» явно выливается в двойную защиту собственных производителей, которую очень трудно оправдать с точки зрения действующих правил и стандартов международной торговли, заострённых на защиту от дискриминации импортёров.
ПКУМ как мера внешнеторговой политики, до сих пор не имеющая аналогов в мире, согласно уточнённому графику должна предварительно вступить в действие с 1 октября 2023 г. (таким образом, соответствующая дата оказалась теперь отодвинута на девять месяцев в сравнении с прежними планами), но в начальный период импортёры будут лишь отчитываться о своих обязательствах по углеродным эмиссиям (пока ожидается, что в полную силу механизм заработает с начала 2026 г., как и было первоначально задумано). По завершении переходного этапа Европейская комиссия оценит, стоит ли к 2030 г. распространить ПКУМ на все без исключения товары, где действует европейская система торговли квотами.
Вопреки усилиям европейских лоббистов, переговорщики от Совета ЕС и Европарламента отказались поддержать идею денежных возвратов европейским экспортёрам произведенных ими углеродных платежей для поддержания их конкурентоспособности на мировых рынках. На несовместимости подобной льготы с правилами ВТО справедливо настояла Европейская комиссия. Однако взамен государствам-членам будет предоставлено Брюсселем право резервировать доходы от продажи эмиссионных квот на поддержку компаний, которые особо сильно пострадают от ликвидации бесплатных разрешений (квот).
Очерченное здесь межинституциональное согласие по перечисленным выше пунктам пока достигнуто в предварительном порядке. Оно нуждается в окончательном формальном одобрении и Европейского парламента, и Совета ЕС[12].
Примечания:
[1] Emissions Trading System, ETS. Это углеродный рынок, который представляет собой главный инструмент ЕС по сокращению выбросов парниковых газов. В последние годы цена разрешений на выбросы, приобретаемые на этом рынке, подскочила на резонных ожиданиях, что ужесточение целей климатической политики Евросоюза сильно ограничит поступление на него разрешений на эмиссию в будущем. Так, 16 декабря 2022г. углеродная цена на этом рынке составила 84 евро за тонну CO2, что примерно в десять раз выше цен пятилетней давности.
[2] Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM. В дополнение к ЕСТК данный механизм призван работать на основе системы приобретаемых импортёрами сертификатов для компенсации выбросов, связанных с производством импортируемых в ЕС товаров.
[3] European Commission. The European Green Deal: Communication from the Commission. COM(2019) 640 final. Brussels, 11 December 2019, https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2019%3A640%3AFIN.
[4] Подробнее о растущем значении неформальных трилогов (межинституциональных делибераций) в законодательном процессе в Евросоюзе см. здесь: Haag Maximilian (2022) Bargaining power in informal trilogues: Intra-institutional preference cohesion and inter-institutional bargaining success. European Union Politics, vol. 23(2), pp. 330–350, https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/14651165211064485.
[5] О том, что трилоги не соответствуют требованию обеспечения прозрачности европейского законодательного процесса, см. здесь: BrandsmaGijs Jan (2019)Transparency of EU informal trilogues through public feedback in the European Parliament: promise unfulfilled.Journal of European Public Policy,vol. 26(10),pp. 1464-1483, https://www.tandfonline.com/action/showCitFormats?doi=10.1080%2F13501763.2018.1528295.
[6] European Commission. European Green Deal: New Rules Agreed on applying Emissions Trading System in the Aviation Sector. 9 December 2022, https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_7609.
[7] Если в 2027 г. цены на топливо будут столь же высокими, как сейчас, новый углеродный рынок заработает параллельно прежнему на год позднее.
[8] Di Sario Federica. EU reaches deal on critical climate policy after marathon talks. Politico, 18 December 2022, https://www.politico.eu/article/climate-policy-deal-emissions-trading-system-european-union/.
[9] Market Stability Reserve, MSR. Он был учреждён под впечатлением от мирового финансового кризиса 2008г. для стабилизации цены на европейские эмиссионные квоты.
[10] Innovation fund. По этой линии финансирование предоставляется в ЕС перспективным и готовым к выходу на рынок проектам в таких областях, как возобновляемая энергетика, энергосберегающие технологии, хранение энергии, улавливание, хранение и использование углекислого газа; с целью снизить риски, связанные с коммерциализацией проектов.
[11] Средства Фонда предназначены для модернизации национальных энергетических систем и сокращения выбросов парников газов в энергетическом, промышленном и транспортном секторе.
[12] Council of the EU. 'Fit for 55': Council and Parliament reach provisional deal on EU emissions trading system and the Social Climate Fund. Press Release, 18 December 2022, https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/12/18/fit-for-55-council-and-parliament-reach-provisional-deal-on-eu-emissions-trading-system-and-the-social-climate-fund/.
Нет комментариев