ЕС даёт решительный ответ на Закон США о сокращении инфляции

486


used images: Renewable Energy (GPA Photo Archive, www.flickr.com/photos/iip-photo-archive/),
The European Green Deal: Press remarks by President Ursula von der Leyen (youtube), dollars (Internet)

© Портанский А.П., 06.02.2023

На минувшей неделе Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен представила свой план «Зеленая сделка» по развитию европейской индустрии чистых технологий. План назван так по аналогии с объявленной Брюсселем в конце 2019 г. «Зеленой сделкой» в рамках климатической повестки ЕС. Он стал ответом Евросоюза на пакет субсидий США на сумму 420 млрд долларов, предусмотренных принятым в США Законом о снижении инфляции (The Inflation Reduction ActIRA) для достижения климатических целей и создания чистой энергетики, а также на аналогичные инвестиционные меры Китая и Японии.

Предложенная Еврокомиссией «Зеленая сделка» включает дальнейшее смягчение правил государственной помощи до конца 2025 года, реорганизацию существующих бюджетов ЕС в пользу развития зеленой экономики, ускорение процедур авторизации проектов в области чистых технологий, поддержку развития критически важного горнодобывающего сектора, развитие навыков и ускорение заключения торговых соглашений для обеспечения безопасности цепочки поставок.

Американский закон IRA сразу же вызвал гнев и возмущение в Евросоюзе, ибо его реализация ставит под угрозу бизнес европейских компаний, всю европейскую экономику и чревата бегством промышленных компаний через Атлантику ради лучших налоговых условий. Объясняя позицию ЕС в отношении IRA, глава Еврокомиссии отметила, что в Европе также ставят во главу угла глобальную борьбу с изменением климата и потому приветствуют это намерение США. Но одновременно Урсула фон дер Ляйен подчеркнула: «Должна быть конкуренция, однако мы также обязаны обеспечить равные условия игры на международном уровне и внутри ЕС»[1].

Вашингтон объявил главной целью IRA, вступившего в силу 1 января 2023 г., стимулирование развития «зеленой» энергетики. Выбросы парниковых газов планируется сократить примерно на 1 гигатонну в 2030 году. По экспертным подсчетам, реализация закона позволит за этот период обеспечить выпуск 950 млн солнечных панелей, 120 тыс. ветряных турбин, 2,3 тыс. сетевых аккумуляторных электростанций. В результате, как предполагается, появятся новые возможности повышения устойчивости экономики к изменению климата.

Для достижения этой цели вводятся налоговые льготы в отношении инвестиций, рассчитанных на экологически чистые технологии, налоговые льготы для потребителей, приобретающих электромобиль или другой экологически чистый продукт, произведенный в США, а также в Канаде или Мексике. В Евросоюзе сочли, что IRA носит откровенно дискриминационный характер по отношению к аналогичной продукции, импортируемой из других стран и нарушающим правила торговли. В наибольшей степени это коснулось автопрома. Дело в том, что Европа субсидирует покупку электромобилей, независимо от места их производства, в то время как США дискриминируют автомобили, произведенные в Евросоюзе. Как полагают в Брюсселе, массовые субсидии США своей «зеленой» промышленности могут привести к деиндустриализации ЕС, побуждая европейские компании мигрировать за океан. Как полагают, в частности, во французском правительстве, последствия применения американского закона чреваты для Франции потерей 10 млрд евро инвестиций в экономику страны и 10 тыс. потенциальных рабочих мест[2].

Об озабоченности Евросоюза последствиями IRA говорил президент Франции Эммануэль Макрон в ходе визита в США в декабре 2022 г. По сообщениям СМИ, в ответ президент Байден сказал, что закон не направлен против европейских партнеров и что имеющиеся проблемы должны быть устранены. Вряд ли, однако, это заявление американского президента успокоило европейцев. В ближайшее время вероятно будут проведены переговоры на рабочем уровне. В ЕС хотели бы как минимум рассчитывать на распространение исключений из IRA, сделанных для Канады и Мексики также и на европейские компании. Если же переговоры о последствиях IRA не дадут результата, то Брюссель рассмотрит возможность подачи жалобы в Орган по разрешению споров ВТО (ОРС). Но для этого переговорные возможности должны быть полностью исчерпаны.

Вместе с тем вариант жалобы в ВТО сегодня реализовать проблематично, поскольку функционирование апелляционной инстанции внутри ОРС временно прекращено. Это произошло в конце 2019 года по вине администрации Дональда Трампа. Кроме того США с учетом их множества претензий к ВТО могут попросту отказаться от выполнения рекомендации панели судей ОРС (третейской группы). Так произошло недавно по итогам торгового спора по завышенным пошлинам на ввоз в США стали и алюминия, введенным в 2018 г. Проиграв спор по жалобе группы стран, американцы заявили о своем несогласии с решениями ВТО и отказе отменять ограничения. При этом с ЕС они договорились об урегулировании вопроса заранее. Поэтому не исключено, что обе стороны смогут договориться и сейчас. Если же европейцам не удастся отстоять свои интересы путем легальной процедуры в ВТО, Брюссель может пойти на ответные меры.

Объявленный Урсулой фон дер Ляйен план «Зеленая сделка» должен быть обсужден на саммите ЕС в Брюсселе 9 февраля. Только после этого станут ясны детали его реализации.

Примечания:

[1] Georis V. La Commission dévoile son plan industriel “Green Deal" en riposte à l'IRA américain. L’Echo, 01.02.2023.
[2] Normand G. Emmanuel Macron à Washington pour tenter de préserverl'industrieeuropéenne. La Tribune. 30.11.2022.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
14.06.2024

Выходит в свет очередной номер журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 6, 2024). Структурно он содержит несколько крупных рубрик.

подробнее...

13.06.2024

Состоялась конференция ЦМБ «Новый миропорядок и технологическая революция». Были рассмотрены изменения в системе международной безопасности, связанные с динамичными военно-политическими, военно-стратегическими и военно-техническими процессами в условиях трансформации мирового порядка.

подробнее...

Вышли из печати