Экономика Финляндии начала расти, но главные цели правительства достигнуты не будут

3365

© 21.06.2017, Бурнаева Е.М.

Looking at sunset - Helsinki - by Giuseppe Milo // www.flickr.com/photos/giuseppemilo

Правительство Финляндии отработало первую половину срока своих полномочий. Ученые Института исследований финской экономики ЭТЛА подвели промежуточные итоги выполнения правительственной программы и оценили перспективы в записке под названием «Памятка правительству. Определение линии экономической политики весной 2017 года»1.

Кабинету под руководством премьер-министра Ю. Сипили, сформированному по итогам парламентских выборов 19 апреля 2015 г., досталась экономика, так и не преодолевшая последствий финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг2. Объем ВВП Финляндии оставался на 7% ниже предкризисного уровня 2008 г. При этом государственный долг с 2008 г. удвоился и составлял почти 60% ВВП. Безработица достигала 9,4%. По конкурентоспособности Финляндия на 10-15% отставала от основных стран-конкурентов.

Как отмечает один из авторов «Памятки» В. Вихрияля, правительство верно определило цели и линию экономической политики: вывод экономики Финляндии на траекторию устойчивого роста, восстановление конкурентоспособности, повышение уровня занятости и сбалансированное развитие государственного сектора. Были запущены и частично реализованы важные реформы. Однако решить главные задачи — довести уровень занятости до 72% и остановить рост государственного долга, уложившись в сроки до проведения следующих парламентских выборов в апреле 2019 г., считают в ЭТЛА, все же не удастся.

В 2016 г. ВВП Финляндии вырос на 1,5%, в то время как еще в 2015 г. экономика топталась на месте после сокращения, продолжавшегося на протяжении предшествующих трех лет. Также немного выросла занятость (с 68,1% в 2015 г. до 68,7% в 2016 г.). Уровень безработицы снизился с максимума начала 2015 г. почти на 1 процентный пункт до 8,5%. Снижение оказалось большим, нежели можно было бы предположить исходя из роста количества рабочих мест, что отчасти объясняется сокращением численности рабочей силы.

Согласно прогнозу ЭТЛА, экономический рост в Финляндии будет продолжаться темпами 1-1,5% в год до 2019 г. Однако этого будет недостаточно для достижения объявленных ориентиров по занятости. Количество рабочих мест вырастет только на 40-50 тыс. (вместо запланированных 110 тыс.) и уровень занятости — до примерно 70% (вместо желаемых 72%).

По оценкам Института, из-за столь незначительного роста занятости также представляется проблемным сокращение государственного долга. Его рост продолжится, хотя и замедленными темпами, и к концу срока полномочий правительства он достигнет 68% ВВП (в 2016 г. – 63,6%) в нарушение параметров, установленных Пактом стабильности и роста.

Правительство стремилось укрепить экономический рост прежде всего за счет улучшение конкурентоспособности. Особая проблема Финляндии — слабый рост экспорта и во многом из-за этого практически стагнация роста с 2010 г. производственных инвестиций. Поэтому в ЭТЛА оценивают как правильную правительственную стратегию улучшения предпосылок экспорта и роста производственных инвестиций за счет восстановления конкурентоспособности.

Была поставлена цель добиться снижения на 5% удельных издержек на рабочую силу по сравнению с основными странами-конкурентами с помощью т. н. Пакта о конкурентоспособности, принятого социальными партнерами рынка труда в феврале 2016 г3. Однако, по оценке ЭТЛА, реально удастся сократить их только на 3,5%.

Также были приняты целевые ориентиры сокращения издержек еще на 5% за счет умеренного роста заработной платы и дополнительно на 5% за счет роста производительности труда. В 2017 г., считают в ЭТЛА, умеренный рост заработной платы вполне реален, но пока неизвестно, что будет в 2018 г. и 2019 г. с формированием заработной платы. Если в эти годы удастся добиться таких же результатов как в текущем году, то конкурентоспособность по издержкам может улучшиться (по крайней мере по отношению к главным странам-конкурентам — Германии и Швеции) почти на 10%. Однако, по мнению специалистов ЭТЛА, более быстрого роста производительности труда по сравнению с другими странами не просматривается. Улучшение конкурентоспособности на 10% нельзя считать небольшим, однако, с точки зрения достижения цели правительства по уровню занятости, констатирует В. Вихрияля, восстановление конкурентоспособности происходит слишком медленно.

В свою очередь, основным методом достижения сбалансированности государственного сектора в период полномочий правительства заявлено сокращение расходов бюджета на общую сумму почти 4 млрд. евро. Дополнительно 4 млрд. евро экономии ожидается от проведения структурных реформ. Важнейшая из них — реформа социальных услуг и здравоохранения (т.н. реформа «СОТЕ»). В ЭТЛА считают, что урезание расходов происходит более-менее планомерно, однако ничего определенного пока нельзя сказать об эффекте от структурных реформ.

Однако, несмотря на ограничение расходов, финансовая политика правительства, по оценкам Института, в целом была нейтральной и даже мягко стимулирующей оживление. Кабинет Ю. Сипили выделил 1,6 млрд. евро до конца 2018 г. на реализацию т.н. стратегических ключевых проектов4. Кроме того, в связи с быстрым старением населения росли расходы на пенсионные выплаты, что поддерживало частный спрос и потребление. Низкие процентные ставки вместе с ростом численности населения привели к росту жилищного строительства. Внутренний спрос в отсутствии сильных импульсов со стороны экспорта поддерживал экономический рост в целом.

Политика укрепления конкурентоспособности и финансовая политика, мягко стимулирующая оживление, считают в ЭТЛА, является на нынешнем этапе подходящим сочетанием на макроэкономическом уровне. В свою очередь, финансовая линия на мягкое оживление является разумным компромиссом при наличии противоречащих друг другу целей – увеличения занятости и ограничения роста госдолга.

Специалисты ЭТЛА рекомендуют правительству не менять курс финансовой политики в остающиеся два года своих полномочий. Его ужесточение может навредить пока еще слабому росту экономики. При этом несколько более быстрое, нежели хотелось бы, увеличение госдолга не является решающим с точки зрения долгосрочной устойчивости государственных финансов при условии повышения потенциала роста экономики и запланированного сдерживания роста расходов госсектора.

С другой стороны, значительное ускорение оживления повлияет на рост госдолга. Значительное его увеличение в ближайшие два года было бы плохо объяснимо с точки зрения конъюнктуры и ослабило бы долгосрочные перспективы устойчивости государственного сектора. Прогнозы роста экспортных рынков в ближайшие два года хорошие. Небольшой маневренный запас финансовой политики есть смысл сохранить для более тяжелых времен.

В то же время понятно, резюмируют авторы «Памятки», что без заметного повышения уровня занятости, ускорения роста производительности труда и снижения расходной нагрузки на определенном этапе окажется необходимым принятие дополнительных мер по адаптации госсектора. Вместо проведения новых прямых сокращений расходов правительство теперь должно сосредоточиться на структурных реформах, которые сделают такие урезания ненужными.

Судя по всему, кабинет Ю. Сипили готов прислушаться к советам ЭТЛА. По итогам первой половины срока полномочий принята дополнительная правительственная программа, рассчитанная на 2017-2019 гг., конкретизирующая ориентиры такой работы5.

Примечания:

1 Muistioita hallitukselle. Talouspolitiikam linjaus keväällä 2017. ETLA. Helsinki. 2017.

2 Ratkaisujen Suomi. Pääministeri Juha Sipilän hallituksen strateginen ohjelma 29.5.2015. Valtioneuvosto. Hallituksen julkaisusarja. 2015. N10.

3 Пакт вступил в силу с 2017 г. и охватывает более 90% трудящихся. Предусматриваются увеличение продолжительности рабочего времени на 24 часа в год без дополнительной компенсации, временное снижение в 2017-2019 гг. для работников государственного сектора размера отпускных выплат на 30% (ныне составляют около половины месячной заработной платы), перенос на работников большей части социальных отчислений, оплачиваемых работодателем, отказ от централизованно согласованных повышений заработной платы. Следующий раунд переговоров о заработной плате на 2018 г. и последующие годы будет проводиться на отраслевом уровне с расширением возможностей ведения переговоров на уровне предприятий. По оценкам министерства финансов Финляндии, это позволят снизить издержки на рабочую силу для предпринимателей на 4% и создать 35-40 тыс. новых рабочих мест (около 1,5% всей рабочей силы).

4 Проекты сгруппированы по пяти областям: занятость и конкурентоспособность, умение и образование, дигитализация, благосостояние и здоровье, биоэкономика и чистые технологии.

5 Ratkaisujen Suomi: Puolivälin tarkistus. Hallituksen toimintasuunnitelma vuosille 2017-2019. Valtioneuvosto. Hallituksen julkaisusarja. 2017. N5.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
25.04.2025

Федор Войтоловский выступил с основным докладом на первом пленарном заседании научно-экспертного совета Совбеза РФ под руководством Сергея Шойгу.

подробнее...

24.04.2025

В журнале «Стратегии Развития» (Спецвыпуск, 2025), посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, опубликована статья Александра Крылова – «Фронтовые дороги братьев Желниных».

подробнее...

Вышли из печати