used images: Trump – Harris debate, volumetric China map // Internet
© Дмитриев С.С., 31.10.2024
Независимо от исхода президентских выборов, Вашингтон продолжит настаивать на том, что Пекин представляет собой главную угрозу для Запада. Осознание вероятности возникновения новых конфликтных ситуаций в торгово-экономических отношениях с КНР будет подталкивать Вашингтон к формированию альянсов с дружественными США странами для продвижения американских интересов за рубежом. Союзникам США будет предложено воздвигнуть “стену оппозиции” Китаю, реагировать “чётким и единым фронтом” на вызовы главного конкурента США, объединяться в сети “партнёров для мира” (partners in peace) или в “новый демократический блок свободной торговли”1.
Имеются основания полагать, что в случае победы Трампа на выборах, сотрудничество с союзниками примет транзакционный характер и будет ориентировано на конкретные вызовы. В ряде своих публичных выступлений Трамп утверждал, что “наши союзники воспользовались нами в большей степени, чем наши враги”, дефицит торгового баланса с Европой “безумен, и мы больше не будем его терпеть”, Тайвань “отобрал у США” производство полупроводников (ПП), а Мексика “угрожает” США как возможный канал для проникновения китайских электромобилей на американский рынок. Интересы партнеров США могут при этом игнорироваться под предлогами необходимости “платить за сдерживание Китая”, "защиты американских рабочих и предприятий”, “предотвращения глобального экономического дисбаланса” и “принесения пользы людям и экономикам по всему миру"2. Особую озабоченность вызывает у них тот факт, что помимо тарифов на китайские товары, Трамп пообещал ввести всеобъемлющий тариф на весь американский импорт.
В случае избрания Харрис, продвижение ее “камалономики” (”экономика возможностей“ или “новый путь вперед”) будет означать сохранение курса на “снижение рисков” в торговле с КНР. Харрис, скорее всего, не будет заинтересована в торговой войне с КНР, рассчитывая на получение новых уступок со стороны Пекина. Она также, скорее всего, воздержится от введения новых пошлин на товары стран G7, призывая их в качестве компенсации продвигаться к формированию антикитайской “тарифной коалиции”3. Харрис также вероятно продолжит уделять приоритетное внимание расширению орбиты “многопартнёрского мира”, с прицелом на включение в неё все большего числа стран Глобального Юга, таких как Индия и Бразилия.
Следуя в русле политики Вашингтона, министры финансов стран G7 осудили “использование Китаем нерыночных методов” в сфере ВЭД, которые якобы приводят к созданию глобальных избыточных мощностей. Евросоюз принял закон, нацеленный на снижение зависимости от импорта критических видов сырья и обеспечения безопасности НИОКР, а также ужесточил правила экспортного контроля и контроля за иностранными инвестициями. Франция, Германия и Великобритания запретили своим компаниям поставлять оборудование для стратегически важной инфраструктуры КНР. Евросоюз, Бразилия и Индия ввели новые тарифы на китайскую продукцию из стали и алюминия, а Евросоюз и Канада – на китайские электромобили и т.д.4
Провозгласив курс на реализацию политики нулевого использования китайских процессоров для американской электроники, Вашингтон пытается теперь поощрить союзников исключить недружественные страны из цепочек поставок полупроводников (ПП). По признанию госсекретаря США Блинкена, “по-нашему (Вашингтона) настоянию”, Южная Корея, Япония и Тайвань увеличили инвестиции на их производство в США и ограничили экспорт в Китай. Япония ограничила экспорт в Китай оборудования, производимого компаниями Nikon и Tokyo Electron5. Нидерланды прекратили экспорт в КНР машин для литографии в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне (EUV). Теперь поставлена задача убедить союзников США помешать Китаю использовать даже не самое современное литографическое оборудование, а также ограничить их возможности обслуживать и ремонтировать машины, которые уже находится в этой стране.
Трамп подверг критике факт предоставления администрацией Байдена субсидий тайваньской компании TSMC, строящей предприятие по производству чипов в Аризоне, а минторговли США начало расследование нарушения этой компанией правил экспортного контроля, выразившегося в поставках микросхем для находящейся под санкциями китайской компании Huawei6. Сформированный при американском участии проект Clean Network, имеет целью исключить возможность использования производимого Huawei оборудования для сетей 5G, для шестидесяти стран мира. Учитывая, что в Германии, например, оборудование этой китайской компании использовалось для половины всех сетей 5G, замена всех компонентов на “надежные” займёт не менее пяти лет и обойдется в 3 млрд евро7.
Жёсткие ограничения на экспорт инновационных процессоров, производимых Nvidia и AMD, распространены на более чем 40 стран Ближнего Востока, Африки и Азии, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ. При этом обещание возобновления доступа к американским технологиям используется в качестве рычага воздействия на партнёров с целью получения новых уступок с их стороны. Так, администрация Байдена настояла на том, что инвестиции Microsoft в G42, одного из лидеров в сфере ИИ, могут быть реализованы лишь при условии ограничения сотрудничества указанной эмиратской компании с китайскими технологическими фирмами8. Не довольствуясь достигнутым, Вашингтон объявил о запрете со 2 января 2025 г. инвестиции в китайские полупроводники, квантовые технологии и искусственный интеллект (ИИ), если они будут считаться угрожающими национальной безопасности США или их союзников9.
Учитывая растущее значение критических металлов и минералов в энергопереходе, Вашингтон прикладывает усилия для формирования “Партнерства в сфере безопасности полезных ископаемых” (Minerals Security Partnership). Показательно, что при этом Белый дом выступает против сделки по продаже “иконы индустриальной эпохи” US Steel японской Nippon Steel, хотя Япония считается важнейшим союзником США. Вашингтон также настаивает на введении странами G7 санкций на поставки палладия и титана из России при том, что сами США полностью не отказались от их закупок10.
Отдельное внимание уделяется вопросу устранения любой возможности обхода американских санкций при посредничестве компаний и банков Мексики, Канады и ряда других стран. Минфин США ввел на этом основании санкции против нескольких гонконгских компаний утверждая, что через них якобы осуществляется доставка в Россию компонентов для микроэлектроники. Установлен запрет на импорт из Мексики продукции, содержащей первичный алюминий, выплавляемый в Китае, России, Белоруссии или Иране. В Конгресс США внесен двухпартийный законопроект “Остановить рост производства стали в Мексике” (Stop Mexico’s Steel Surge Act)11.
Группа конгрессменов и сенаторов США направила послание президенту Мексики Шейнбаум, призывая её обратить внимание на “угрозу национальной безопасности”, которую якобы представляют китайские электромобили12. Известно также, что Трамп пригрозил ввести запретительные тарифы на автомобили, произведённые китайскими предприятиями в Мексике, а также на продукцию американской компании John Deere, если она перенесёт часть своего производства в Мексику и попытается поставлять произведённые там товары в США13.
Между тем, руководство большинства американских корпораций придерживается более прагматичного подхода к участию в завязанных на КНР цепочках поставок. Так, Intel объявила о новых инвестициях в размере 300 млн долл. в расширение своего предприятия по упаковке и тестированию ПП в Китае. Apple, которая за последние пять лет вложила 20 млрд долл. в китайские предприятия, планирует открыть новые производственные линии, создать там исследовательские центры, а также участвовать в масштабных совместных проектах с китайскими компаниями14.
У большинства союзников США также сохраняются “стратегические точки экономической интеграции” с китайскими партнёрами, что снижает эффективность попыток Вашингтона организовать единый фронт против Китая. В частности, безусловная поддержка США нанесла бы ущерб интересам Германии и Франции, сотрудничающим с Китаем по компонентам для электромобилей, аккумуляторам и инфраструктуре зарядных станций. Крупнейшие игроки мировой полупроводниковой промышленности, такие как ASML, TSMC, Samsung Electronics и Toshiba также не готовы добровольно следовать курсу на сворачивание взаимодействия с Пекином. Если ASML, у которой 49% продаж систем литографии приходится на Китай, полностью потеряет этот рынок, ситуация может привести к изменению глобального баланса сил и потере Нидерландами их лидирующих позиций на рынке оборудования для производства ПП15. Руководствуясь собственными интересами, эта компания в полемике с Вашингтоном придерживается позиции, что поскольку большая часть её китайского бизнеса сосредоточена на зрелых, а не инновационных технологиях, её активность в Китае никак не связана с вопросами национальной безопасности США.
Вследствие указанных выше причин некоторые страны ЕС и Великобритания хотя и ввели тарифы на электромобили из Китая, но менее жёсткие, чем США16. При этом Еврокомиссия заявила, что готова продолжить переговоры с Китаем по тарифным вопросам. Правительственные чиновники Нидерландов объявили, что будут принимать решения по торговле с КНР с учётом экономических интересов своего бизнеса. Бразилия без энтузиазма восприняла указание торгового представителя США Тай “взвесить риски”, прежде чем присоединяться к сотрудничеству в рамках инициативы “Один пояс и один путь” и т.д.17
О бесперспективности стратегии жёсткого давления США на их союзников говорят также следующие факты. За последние два года Volkswagen объявила об организации СП с китайским разработчиком чипов для автономного вождения. Toyota и Nissan объявили о сотрудничестве с китайскими компаниями Tencent и Baidu по применению ИИ18. Bosch подписала с электротехническими фирмами КНР 10-летний контракт на сумму 1 млрд долл. Швейцарская ST Microlectronics объявила о создании СП с китайской компанией по производству ПП на основе карбида кремния. Саудовская Аравия заключила сделку с китайской Lenovo на строительство центра исследований и разработок в Эр-Рияде и т.д.19
Союзники США обоснованно опасаются, что реализация планов Вашингтона в полном объёме ускорит перенос в США производства из таких стран, как Германия и Япония. Бывший экс-глава европейского Центрального банка Драги прямо обвинил США в том, что они “используют масштабную промышленную политику для привлечения в свои границы ценных производственных мощностей, в том числе европейских компаний, применяя протекционизм для вытеснения конкурентов и используя свою геополитическую мощь для переориентации и обеспечения безопасности цепочек поставок”20. По сообщениям прессы, как Европа, так и Китай готовятся к ответным мерам на случай нового раунда тарифной войны. Министр финансов Германии Линднер прямо предостерёг Трампа от развязывания торговой агрессии против ЕС в случае его победы на выборах21. А руководство МВФ предупредило Вашингтон о необходимости “поддерживать открытую торговую политику”, так как в противном случае это “может дорого обойтись мировой экономике”22.
Примечания:
1 Bermingham F. How EU’s China Policy Anticipates His Return to The White House. SCMP, October 22 2024 https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3283297/waiting-trump-how-eus-china-policy-anticipates-his-return-white-house?module=top_story&pgtype=homepage
2 Washington’s Tariff Lies Getting Harder and Harder to Cover Up. Global Times, May 25, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202405/1312992.shtml
3 Scott M. and Crawford A. How Economic and Strategic Alliances Are Changing in a Multipolar World. Bloomberg, October 9, 2024 https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-10-09/multipolar-power-is-shaking-up-economic-and-strategic-alliances?srnd=homepage-europe
4 Scimia E. Why China’s Gains from Multipolarity Have Yet to Outpace US Dominance. SCMP, July 10, 2024 https://www.scmp.com/opinion/asia-opinion/article/3269716/why-chinas-gains-multipolarity-have-yet-outpace-us-dominance?module=around_scmp&pgtype=homepage
5 Chen A. China, Japan, South Korea Vow to Work Together to Keep Supply Chains Stable. SCMP, May 27, 2024
https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3264318/china-japan-south-korea-vow-work-together-keep-supply-chains-stable?module=top_story&pgtype=homepage
6 Cunningham M. The U.S. Needs a Secure Taiwan, Not Just its Semiconductors. The National Interest, March 27, 2024 https://nationalinterest.org/blog/buzz/us-needs-secure-taiwan-not-just-its-semiconductors-210266
7 As 6G Race Begins, West Is Still Caught Up with China's 5G. Global Times, July 13, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202407/1315954.shtml
8 Mackenzie Hawkins. G42 Allies with US Over China in Global AI Conflict. Bloomberg News, October 15, 2024 https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-04-25/g42-allies-with-us-over-china-in-global-ai-conflict
9 Xie K. US to Ban Outbound Investments in China’s Chips, AI Over National Security. October 29, 2024 https://www.scmp.com/news/china/politics/article/3284234/us-ban-outbound-investments-chinas-semiconductors-ai-over-national-security?module=AI_Recommended_for_you_In-house&pgtype=homepage
10 Bloomberg: США предложили странам G7 запретить поставки палладия и титана из РФ. BFM.ru, 24 октября 2024, https://www.bfm.ru/news/560632
11 Pao J. US Slaps ‘Symbolic’ Tariffs on China Steel, Aluminum. Asia Times, July 12, 2024 https://asiatimes.com/2024/07/us-slaps-symbolic-tariffs-on-china-steel-aluminum/
12 GT Voice: China-Mexico Auto Cooperation Can Generate Benefits for Both. Global Times, October 14, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202410/1321188.shtml
13 Wolff A. Underestimating Trump on Tariffs. PIIE. October 21, 2024 https://www.piie.com/blogs/realtime-economics/2024/underestimating-trump-tariffs
14 China Helps Apple Achieve Fast, Sustainable Growth, Cook Says in Meeting with Chinese Commerce Minister. Global Times, October 25, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202410/1321859.shtml
15 Moon Y. and Banerjee A. Tech Stocks Wobble on Deepening Sino-US Chip War. Reuters. July 18, 2024 https://www.reuters.com/technology/asia-tech-stocks-skid-deepening-sino-us-chip-war-2024-07-18/
16 Xijia Q. US slammed for attempt to rally G7 against Chinese emerging industry. Global Times, May 24, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202405/1312979.shtml
17 The 'Monroe Doctrine' Specter Lingers Behind Washington's 'De-Risking' Push. Global Times, October 28, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202410/1321972.shtml
18 Gu A. A “Sputnik Moment” in China’s AI Sector is Not in the Interests of the United States. ICAS. September 9, 2024 https://chinaus-icas.org/research/a-sputnik-moment-in-chinas-ai-sector-is-not-in-the-interests-of-the-united-states/
19 Goujon R., Kleinhans J. and Gormley L. Thin Ice: US Pathways to Regulating China-Sourced Legacy Chips. Rhodium Group. May 13, 2024 https://rhg.com/research/thin-ice-us-pathways-to-regulating-china-sourced-legacy-chips/
20 Atkinson R. Go to the Mattresses: It’s Time to Reset U.S.-EU Tech and Trade Relations. ITIF. October 21, 2024 https://itif.org/publications/2024/10/21/its-time-to-reset-us-eu-tech-and-trade-relations/
21 Минфин Германии предостерег Трампа от торговой войны с ЕС. РИА Новости. 23 октября 2024 года https://ria.ru/20241023/tramp-1979655042.html
22 Washington’s Tariff Lies Getting Harder and Harder to Cover Up. Global Times, May 25, 2024 https://www.globaltimes.cn/page/202405/1312992.shtml
Нет комментариев