Двойные выборы в Северной Македонии: триумф оппозиции

239

used images: Избранный президент Северной Македонии Гордана Силяновска-Давкова
выступает в парламенте после принесения присяги в должности главы государства в воскресенье // Internet

© Подчасов Н.А., 13.05.2024

8 мая 2024 г. правящая партия Северной Македонии (Социал-демократический союз Македонии, СДСМ) понесла тяжёлое поражение. В ходе второго тура президентских выборов её кандидат получил вдвое меньше голосов, чем представитель оппозиции. На состоявшихся одновременно парламентских выборах электоральная поддержка партии опустилась до исторического минимума. Впервые в истории[1] СДСМ утратил статус одной из двух ведущих политических сил, уступив эту роль партии, представляющей албанское меньшинство.

Неудача СДСМ стала следствием семи лет её пребывания у власти (2017–2024 гг.). За это время Скопье резко изменило свою позицию по главным внешнеполитическим вопросам: отношению с соседними Грецией и Болгарией. Претензии этих стран блокировали продвижение республики на пути к членству в ЕС. Правительства Зорана Заева (2017–2020, 2020–2022 гг.) и Димитара Ковачевского (2022–2024 гг.) отказались от ранее считавшихся незыблемыми установок и согласились на обидные для национального сознания требования соседей. В результате молодое государство лишилось своего самоназвания «Македония» в пользу странного компромиссного варианта «Северная Македония»[2]. Благодаря этому в 2020 г. страну приняли в НАТО. Однако на пути в Евросоюз возникли новые препятствия в виде требований Болгарии внести в Конституцию упоминание о болгарском меньшинстве, что в контексте сложных историко-культурных отношений двух стран имеет негативный подтекст для значительной части македонского населения[3]. В целом отсутствие прогресса в сфере евроинтеграции и появление новых претензий после уже проведённых реформ для многих в Северной Македонии означало, что принесённая «жертва» в виде отказа от своего названия была напрасной[4].

Помимо непопулярной внешней политики СДСМ, его поражение объясняется также и внутриполитической логикой. Главным конкурентом СДСМ с момента образования независимой Македонии выступала Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО-ДПМНЕ). В 2006 г. ВМРО-ДПМНЕ добилась первенства и сохраняла его следующие десять лет, установив практику управления, носящую явные признаки авторитарности. Для того чтобы самостоятельно переломить ситуацию, у СДСМ не хватало ресурсов. Однако в 2015 г. положение изменилось благодаря внешнему фактору. В условиях обострившихся отношений между Россией и Западом правление консервативной ВМРО-ДПМНЕ стало не вполне устраивать евроатлантических партнёров Македонии[5]. На Скопье было оказано давление, в результате которого правительство добровольно подало в отставку и согласилось на проведение досрочных выборов[6]. В ходе подготовки к голосованию оппозиционный СДСМ получил информационную и организационную поддержку со стороны европейских и американских СМИ и различных правозащитных организаций, обвинявших ВМРО-ДПМНЕ в коррупционных практиках и злоупотреблениях властью[7]. Также влияние оказывалось и на политических представителей албанского меньшинства, которых удалось убедить отказаться от сотрудничества с «попавшей в немилость» македонской партией[8].

Несмотря на благоприятные условия, на выборах 2016 г. СДСМ не сумел одержать победу. Он получил лишь 49 депутатских мест из 120, тогда как ВМРО-ДПМНЕ заняла 51 место. Внутриполитическая изоляция конкурента позволила СДСМ сформировать правительство, однако его электоральные позиции оставались достаточно слабыми. Ситуация только усугубилась к следующим выборам, состоявшимся в 2019 г. Чтобы добиться хотя бы символического превосходства над ВМРО-ДПМНЕ (в 1%), СДСМ был вынужден пойти на предвыборную коалицию с одной из албанских партий[9]. Окончательным провалом для СДСМ стали муниципальные выборы 2022 г., в ходе которых за правящую партию проголосовали на 27% меньше избирателей, чем в 2019 г. на парламентских выборах. Удержаться у власти СДСМ в тот момент сумел лишь благодаря показательной смене руководства и активному сотрудничеству с албанскими политическими силами, которым было передано несколько министерских портфелей[10]. Таким образом, поражение СДСМ в 2024 г. явилось закономерным следствием развития политических процессов в стране за весь предыдущий период.

Если для правящей партии президентские и парламентские выборы 8 мая обернулись двойной катастрофой, то для её конкурента ВМРО-ДПМНЕ они стали двойным триумфом. Впервые президентом страны станет женщина – беспартийная, но поддержанная оппозицией профессор юридического факультета Университета Святых Кирилла и Мефодия в Скопье Гордана Силяновска-Давкова. За нее проголосовали 65,14% избирателей. Представитель от СДСМ Стево Пендаровски набрал только 29,25% голосов. В парламенте ВМРО-ДПМНЕ для большинства не хватило всего трёх мест: её фракция составила 58 депутатов из 120. Помимо неё и СДСМ (18 депутатов), в Собрании будут представлены ещё четыре политические силы: две албанские коалиции – Европейский фронт во главе с Демократическим союзом за интеграцию и «Вреди» («Оно того стоит») (19 и 13 депутатов соответственно) и две македонские – «Левые» и «За нашу Македонию» (по 6 депутатов)[11]. Таким образом, ВМРО-ДПМНЕ имеет достаточно сильные переговорные позиции при формировании правительства.

В то же время новое руководство страны скоро столкнётся с рядом проблем. Так, ВМРО-ДПМНЕ обещало избирателям прекратить политику уступок внешним силам за счёт национальной идентичности и добиться прогресса на пути в ЕС. В текущей ситуации две эти цели прямо противоречат друг другу: евроинтеграция предполагает выполнение требований Болгарии и Греции, а отказ от них означает отказ от членства в Евросоюзе. Неудивительно, что в своих заявлениях после выборов лидер ВМРО-ДПМНЕ постарался выдвинуть на первый план другие приоритеты: экономический рост и борьбу с коррупцией[12]. Руководство победившей партии также обещало проводить курс сокращения привилегий албанского меньшинства – идея, популярная среди этнических македонцев, но трудно осуществимая на практике из-за политического влияния албанцев, имеющих более четверти мест в парламенте и пользующихся поддержкой за рубежом[13].

Суммируя, можно сказать, что 8 мая народ Северной Македонии «отказал в доверии» партии, управлявшей страной последние семь лет, и выдал мандат оппозиции. Однако в сложившихся условиях реализовать этот мандат так, чтобы не растерять популярность в глазах избирателей, новому правительству будет совсем не просто.

Примечания:

[1] Сорокин Д.А. Маятник македонской партийной системы // Власть. 2011. № 9. С. 159.
[2] Сорокин Д.А. Репрезентация переименования страны в аудиовизуальных СМИ Македонии // Вестник Тверского государственного университета. 2022. № 3 (74). С. 206.
[3] Смирнов П.А. Болгарский вектор внешней политики Северной Македонии: проблема идентичности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 1. С.92-93.
[4] Спасов А.А. Путь евроинтеграции Республики Северная Македония // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 306.
[5] Митревска Я., Сельцер Д.Г. «Экологическая повестка» в новейшей политической истории Республики Северная Македония (1990-е – 2020-е гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 309.
[6] Спасов А.А. Цветная революция в Северной Македонии: технологии прозападной оппозиции // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2021. № 2. С. 129-133.
[7] Князев Ю.К. Большой спрос на небольшую Македонию // Свободная мысль. 2019. № 5 (1677). С. 200.
[8] Подчасов Н.А. Албанские политические партии в борьбе за власть в Северной Македонии // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 5 (62). С. 80.
[9] Кандель П.Е. Постпандемические выборы в трех странах Юго-Восточной Европы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 4. С. 34.
[10] Кандель П.Е. Косово и Северная Македония: местные выборы не местного значения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 1. С. 48.
[11] Државна Изборна Комисија.Претседателски и парламентарни избори 2024 - 08.05.2024. Резултати. URL: https://rezultati.sec.mk/mk/parl/r (дата обращения: 09.05.2024).
[12] Мицкоски започнува со преговори за формирање влада // DW. 09.05.2024. URL: https://www.dw.com/mk/mickoski-vo-potraga-po-koaliciski-partneri-za-formirane-vlada-za-pocetok-se-razgovara-so-vredi/a-69038274 (дата обращения: 10.05.2024).
[13] North Macedonia’s Next Govt Will Struggle to Scrap Ethnic Quotas // BalkanInsight. 16.04.2024. URL: https://balkaninsight.com/2024/04/16/north-macedonias-next-govt-will-struggle-to-scrap-ethnic-quotas/ (дата обращения: 22.04.2024).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
30.11.2024

В журнале «Вестник Московского университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика» (Т. 16, № 3, 2024) опубликована статья Екатерины Лабецкой «Арктический фронт мировой гибридной войны».

подробнее...

29.11.2024

Сотрудники Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН выступили с докладами на Международном экспертном семинаре «Итоги парламентских выборов в Грузии и российско-грузинские отношения» в онлайн-формате на площадке Института стран СНГ.

подробнее...

Вышли из печати