Внешнеэкономическая стратегия Трампа приобретает агрессивные очертания

4225

© 06.03.2017, Дмитриев С.С.

photo by Photo by The Made in America Movement

Во имя сохранения американского лидерства (“Америка  прежде всего”) администрация Трампа, похоже, готова поступиться принципами “свободной” торговли, которые на протяжении десятилетий являлись приоритетными для Соединенных Штатов1. По мнению нового президента, хотя “изоляционизм на международной арене — это не вариант действий для США”, “эпоха сотрудничества” в международной торговле закончилась. Министр торговли Росс также убежден, что современная система внешнеэкономических связей не отвечает сформулированному еще Франклином слогану “торговля между странами должна быть справедливой и равноправной”.

В опубликованных Администрацией президента и Аппаратом торгового представителя США (АТП) документах утверждается, что американские переговорщики “не достаточно активно требовали, чтобы наши торговые партнеры играли по общим правилам”.    Торговая практика целого ряда стран не отвечает представлениям американцев о том, что такое “истинная рыночная конкуренция” (true market-based competition). В числе искажающих конкуренцию инструментов, применяемых в ущерб США, перечислены: государственное субсидирование, нарушения прав интеллектуальной собственности, манипуляции с валютой, анти-конкурентное поведение государственных предприятий, нарушения трудового законодательства, использование принудительного труда и т.д. На этом основании делается вывод о необходимость проводить более “агрессивную” торговую политику, расширяющую возможности США наказывать провинившиеся страны в одностороннем порядке.

То, что эти выводы могут расходиться с общепринятыми правовыми нормами, американскую администрацию, по-видимому, не останавливает. В качестве главного аргумента для оправдания наступательной стратегии используются ссылки на рекордный дефицит торгового баланса США, размеры которого в 2016 г. превысили 743 млрд. долларов. При этом отрицательное сальдо по продукции обрабатывающей промышленности увеличилось по сравнению с  2000 г. вдвое – до 648 млрд. долларов.

Администрация Белого дома объявила о начале “перебалансировки” всей системы внешнеэкономических связей. Пришло время,  полагает Трамп,  для новой торговой политики, которая “защищает суверенитет Америки”, принуждает к исполнению торговых законов и использует американское могущество для того, чтобы открывать рынки за рубежом. Для координирования этой работы создается Национальный совет по торговле, непосредственно подчиненный  президенту США. Под предлогом экономии государственных расходов предлагается сократить на 20% бюджеты Госдепартамента и Агентства по международному развитию и на 37% в течение трех лет - размеры помощи иностранным государствам и совокупные расходы на внешнеполитическую деятельность.

Министерством торговли и АТП подготовлены первые указания внешнеэкономическим ведомствам по реформированию торговой политики, в числе которых следующие:

  • принимать меры для уменьшения дефицита торгового баланса;
  • защищать национальный суверенитет США в вопросах торговой политики;
  • занимать более жесткую позицию на переговорах с торговыми партнерами, отстаивать права американских экспортеров и инвесторов;
  • использовать рычаги давления на торговых партнеров с тем, чтобы принудить их открывать свои рынки для американских товаров и услуг;
  • ввести заградительные пошлины на импорт из Китая и Мексики в размере 45% и 35% соответственно;
  • отслеживать нарушения, допускаемые иностранными государствами в рамках действующих торговых соглашений, и добиваться их устранения;
  • разбираться со всеми случаями несоблюдения Китаем правил ВТО и применять всю полноту власти при разрешении торговых споров с этой страной;
  • инициировать переговоры о заключении новых более совершенных торговых сделок на ключевых рынках;
  • защищать права американских участников внешнеэкономической деятельности в ВТО и других международных организациях;
  • возобновить практику инициирования министерством торговли антидемпинговых расследований, не требующих получения петиций от отечественной промышленности;
  • обеспечить адекватную и эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.

Членство в ряде многосторонних торговых соглашений, по мнению Трампа, ослабляет конкурентные позиции США и приводит к размыванию их лидерства на мировой арене. Американский президент заверил американцев, что  “никогда больше не принесет в жертву экономику США на алтарь внешней политики, заключая плохие торговые сделки”. На правах мирового лидера США разрабатывают торговую политику, которая будет стремиться ослабить ВТО, хотя вопрос о выходе из этой организации уже не дебатируется. Трамп считает, что ВТО не располагает необходимым инструментарием для противодействия Китаю и другим странам с нерыночной экономикой. В представленном президенту США докладе АТП разъясняется, что в случае торговых разногласий, если решение ВТО окажется “неблагоприятным” для американской стороны, могут проводиться консультации с конгрессом. Американские законодатели должны будут вынести вердикт - “следует ли выполнять” указанные рекомендации по урегулированию торговых конфликтов или лучше проигнорировать неугодные американцам решения, ссылаясь на угрозы суверенитету США.

В день инаугурации Трампа был подписан указ о выходе США из Транс-Тихоокеанского партнерства (ТПП), которое американский президент неоднократно именовал “трясиной” или даже “потенциальной катастрофой для страны”. Трамп, впрочем, не настроен уже столь же решительно в отношении Трансатлантического партнерства со странами Европы и пока лишь “высказал предупреждение” (put on notice) в адрес успешной Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Известно также, что министр торговли США предложил регулярно подвергать ревизии действующие соглашения о свободной торговле (FTA) с тем, чтобы убедиться, что они работают в интересах США. Отмечено, в частности, что после заключения FTA с Южной Кореей  импорт из этой страны более чем удвоился и “это не тот результат, который американский народ ожидал от этого соглашения”. Впрочем, оппоненты Трампа обращают внимание на то обстоятельство, что оценивая баланс торговли со странами, с которыми у США имеются соглашения FTA, американцы предпочитают игнорировать наличие положительного сальдо в торговле услугами, которое практически нивелирует их дефицит в торговле товарами с этой группой стран.

Между тем американские экспортеры опасаются, что в результате выхода из ТТП США рискуют оказаться в невыгодном положении на азиатских рынках.  Плюс к этому Китай получает беспрецедентную возможность стать единоличным лидером в работе по формированию Всестороннего регионального экономического партнерства в Азии, проектируемого в качестве альтернативы ТТП. Так что на ближайшую перспективу главной проблемой для Соединенных Штатов останется Китай, который и сейчас поставляет американцам в четыре раза больше товаров по стоимости, чем импортирует из США. По мнению Трампа, это происходит по той причине,  что Китай осуществляет манипуляции с валютным курсом, не уважает права интеллектуальной собственности американцев и занимается хищениями результатов НИОКР. В связи с этим планируется ужесточить требования в части лицензирования экспорта в Китай высокотехнологичных товаров. Не исключается также, что американским инвесторам придется доказывать соответствие интересам национальной безопасности любой планируемой сделки, если это как-то связано с китайскими государственными предприятиями.

Оппоненты Трампа не согласны с этими голословными утверждениями. А с учётом того факта, что американский рынок зависит от поставок из Китая широкой номенклатуры товаров, развязывание торговой войны с этой страной способно подтолкнуть китайцев на ответные меры. Китай может пострадать больше, но его ответная реакция может оказаться достаточно разрушительной. Что же касается НАФТА, то пересмотр условий этого соглашения, скорее всего, не затронет существенно отношения с Канадой, но может привести к сокращению спроса на американский газ в Мексике и увеличению расходов американских нефтепереработчиков, связанных с импортом мексиканской нефти.

Основной акцент Трамп предлагает перенести на двусторонние отношения. “Америка намерена находить новых друзей и создавать новые партнерства там, где наши интересы совпадают”, - заявил Трамп в своем выступлении в конгрессе. По его мнению, возможность “договариваться один на один”, позволит американцам более успешно “конкурировать и побеждать”. Однако на этом пути уже сейчас просматриваются подводные рифы. Евросоюз предупредил Великобританию, что по условиям ее членства в ЕС, эта страна не вправе в ближайшие годы договариваться о заключении отдельного торгового соглашения с американцами. Более благоприятные перспективы просматриваются с Японией, премьер которой предложил Трампу подписать "Американо-японскую инициативу для роста экономики и занятости".

Направления взаимодействия с большинством стран мира пока не сформированы. В отношении ряда из них остаются в силе положения Национальной экспортной стратегии, спешно одобренной администрацией Обамы в самом конце срока ее пребывания у власти с единственной целью - максимально затруднить свободу действий Трампа на первом этапе его правления. Это справедливо и в отношении России, о которой в упомянутом докладе АТП сообщается только, что эта страна “к сожалению, продолжает дискриминацию в отношении импорта” из США и проводит протекционистскую политику, несовместимую с требованиями ВТО.

В свете провозглашенной администрацией Трампа политики экономии бюджетных средств неясной остается судьба важнейших институтов по поддержке американского экспорта и стимулированию заграничных инвестиций - Эксимбанка и ОПИК. Опубликованный на сайте Белого дома Первый энергетический план Америки пока только декларирует необходимость форсирования экспорта нефти и газа и восстановления угольной отрасли. Заявлено также о намерении снизить ассигнования организациям, разрабатывающим экологические ограничения для развития ТЭК. В то же время президент США намерен просить конгресс одобрить законопроекты по инвестированию одного триллиона долларов в инфраструктуру, от состояния которой во многом зависит будущее внешнеэкономических связей страны. Трамп уже подписал указы о возобновлении строительства двух крупных трубопроводов Dakota Access и Keystone XL, которые были заморожены администрацией Обамы в основном по экологическим соображениям.

По мнению ряда экспертов, действия Трампа способны привнести политические риски в коммерческие решения. Так что некоторые правительственные инициативы могут саботироваться конгрессом и предпринимателями. В частности, уже объявлено, что требование Трампа об обязательном использовании американского проката при производстве труб для магистральных трубопроводов не будет распространяться на проект упомянутого нефтепровода из Канады.

На сегодняшний день формирование внешнеэкономической стратегии США не завершено. Пока что Трамп успел заблокировать некоторые наработки администрации Обамы и сделал заявку на разработку новой торговой политики, отражающей его убежденность в том, что США, как мировой лидер, имеют право переписывать в свою пользу правила международной торговли. На это фоне лидер Китая, призывавший в Давосе к борьбе с торговым протекционизмом, выглядит более убедительным. Некоторые нормативные документы по регулированию внешнеэкономической деятельности содержат мало конкретики и зачастую воспринимаются как декларативные. Отношение к ним настороженное даже в самих США, что свидетельствуют о поляризации взглядов на будущее внешнеэкономических связей в конгрессе и в администрации Белого дома. Главными торговыми партнерами США заявления Трампа воспринимаются в основном негативно, как отход от десятилетиями декларировавшегося стереотипа, что США являются мировым лидером в продвижении ценностей либерализации торговли. Поиски внешнего врага могут вызвать цепную реакцию в мире. Вместе с тем, следует признать, что опубликованные администрацией Трампа в самое последнее время разъяснения несут признаки снижения градуса агрессии. Конгресс уже заявил, что после того, как будет заполнена вакансия руководителя АТП, от администрации Трампа ожидают более прагматичных решений.

Примечания:

1 Инициативы Трампа в целом отражают настроения в республиканской партии. За 2009-2016 гг. доля республиканцев, одобряющих принципы свободной торговли, сократилась с 59% до 39%.

English version available


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
22.03.2025

Сотрудники ИМЭМО РАН приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Парадипломатия и устойчивое развитие» и выступили с докладами.

подробнее...

19.03.2025

Виктория Журавлева приняла участие в круглом столе о текущем состоянии российско-американских отношений. 18 марта состоялся телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, в ходе которого были обсуждены наиболее острые вопросы двусторонних отношений.

подробнее...

Вышли из печати