© Портанский А.П., 24.09.2024
«Медленный экономический рост в Европейском союзе увеличивает его отставание от США и повышает экзистенциальные риски объединения на фоне меняющейся глобальной парадигмы». Такова центральная мысль доклада «Будущее европейской конкурентоспособности», подготовленного бывшим президентом Европейского центрального банка (ЕЦБ) и бывшим премьер-министром Италии Марио Драги по заказу Европейской комиссии (ЕК)[1]. Доклад был представлен 9 сентября 2024 г., но, судя по всему, ему суждено ещё долго оставаться в центре внимания политических, экономических и деловых кругов ЕС.
Момент для подобного выступления назрел уже давно, и Еврокомиссия не зря попросила сделать это именно господина Драги, чей авторитет как крупнейшего европейского финансиста и экономиста ни у кого не вызывает сомнения.
Немедленно перейти к активным действиям: таков главный посыл долгожданного доклада о будущем Европы, которая замедлила свой рост с начала века. «Мы достигли той точки, когда без принятия экстренных мер нам придётся поставить под угрозу либо наше благосостояние, либо нашу окружающую среду, либо нашу свободу», – предупредил Драги. В 400-страничном документе он, в частности, предлагает европейцам обзавестись собственной промышленной стратегией, брать в долг вместе, стимулировать инновации, упростить принятие решений в блоке и, чтобы кадры не «утекали» за океан или в Азию.
Требование упрощения принятия решений становится критически важным. Регуляторная нагрузка на европейские компании весьма высока и продолжает расти. При этом речь идёт не просто об избытке регулирования, но и об отсутствии адекватных инструментов для оценки его воздействия.
М. Драги сравнивает европейскую законодательную деятельность с американской: «Хотя прямое сравнение затруднено из-за различий в политических и правовых системах, в США на федеральном уровне за последние три срока полномочий Конгресса (2019–2024) было принято около 3 500 законодательных актов и около 2 000 резолюций. В ЕС за тот же период законодатели одобрили порядка 13 000 законов». Иными словами, за один и тот же период в Европе было принято почти в два с половиной раза больше законодательных актов, чем в Соединенных Штатах.
Для иллюстрации избыточности регулирования в документе приводится пример цифровой отрасли, которая имеет решающее значение для экономики будущего. Так, «в настоящее время в ЕС действует около 100 законов, ориентированных на технологии, и более 270 регуляторов, работающих в цифровых сетях во всех государствах-членах», – отмечается в докладе. Очевидно, что такое количество законодательных актов и регуляторов создает препятствия технологическим компаниям при внедрении инноваций в отрасли, где Европе и без того непросто конкурировать с американскими и китайскими гигантами».
Как вернуться на траекторию роста? Автор указывает для этого три направления, на которых следует сосредоточить усилия.
Первое предполагает сокращение отставания от США и КНР в инновационной сфере, особенно в передовых технологиях. В настоящее время вложения стран ЕС в науку и технологии сосредоточены в традиционных отраслях, прежде всего в автомобилестроении, что было характерно для США в начале XXI века. Что касается успешных европейских стартапов, то из-за административных барьеров они вынуждены искать финансирование в США и по мере роста перемещаются за океан. Очевидно, в эпоху быстрого развития искусственного интеллекта Евросоюз не должен буксовать на технологиях прошлого века.
Второе направление требует подвести под климатические цели ЕС внятный, последовательный план, без которого, согласно докладу, декарбонизация принесет не новые возможности, а угрозы для конкурентоспособности и роста. Сказано достаточно откровенно и означает, что ЕС начал двойной переход (декарбонизация плюс цифровизация) без должной проработки, не просчитав выгоды и затраты. Цены, по которым компании ЕС получают сегодня электроэнергию, в 2-3 раза выше, чем в США, а на природный газ – выше в 4-5 раз. Причина (помимо влияния геополитических конфликтов – АП) – не только в нехватке природных ресурсов, но и в «фундаментальных проблемах» общего энергетического рынка ЕС – в высоких налогах и доходах финансовых трейдеров.
Третье направление – повышение безопасности и снижение внешней зависимости. Экономика ЕС полагается на узкий круг поставщиков критически важного сырья, включая Китай, и зависит от импорта цифровых технологий. Отсюда вытекает необходимость корректировки внешнеэкономической политики Евросоюза.
Драги полагает, что Европе необходимо вкладывать как минимум 750–800 млрд евро в год, чтобы не отставать от конкурентов – США и Китая. Для обеспечения роста потребуется, чтобы доля инвестиций ЕС выросла с сегодняшнего показателя около 22% ВВП до 27%, что позволит, по его мнению, покончить с многолетним спадом в большинстве крупных экономик ЕС. При этом автор доклада подчёркивает необходимость коллективного финансирования наряду с мобилизацией частных инвестиций. Драги убеждён, что совместные займы стран ЕС должны регулярно использоваться для реализации амбиций блока в области цифровых и «зелёных» трансформаций, а также для укрепления оборонного потенциала.
В тексте документа неоднократно упомянут Китай, в чём аналитики угадывают предстоящее изменение политических акцентов в отношении Пекина. В последние годы ЕС рассматривал Китай как партнёра, экономического конкурента и системного соперника, теперь же он становится ещё и «угрозой». Ибо, с одной стороны, увеличение зависимости от Китая может обеспечить более быстрый и дешёвый способ достижения целей Европы по декарбонизации, но, с другой, накачивание государственными деньгами различных промышленных секторов КНР одновременно несёт угрозу для чистых технологий и автомобильной промышленности ЕС, отметил в докладе профессор Драги.
В целом доклад ясно говорит о последствиях бездействия. Без динамичного роста Евросоюзу придётся отказаться от части нынешних претензий: быть климатическим и технологическим лидером, играть независимую роль в мире и одновременно сохранять свою социальную модель. Но, пожертвовав возможностями и правами, которые ЕС предоставляет своим гражданам, он «потеряет смысл своего существования» справедливо подчеркнула в своей статье член-корр. РАН, д.э.н. Ольга Буторина [2].
При всех несомненных достоинствах доклада реализация содержащихся в нём предложений скорее всего будет сталкиваться с рядом препятствий, таких как: ограниченность общего бюджета ЕС нацеленного на иные нужды в сочетании с сохраняющейся негибкостью принятия решений; спорные и непонятные многим источники предлагаемых масштабных инвестиций; трудности взаимодействия с окрепшим в последние годы «зелёным лобби» и пр.
Есть ли всё-таки шанс на то, что Евросоюз всё же приступит к обновлению своей экономической политики с целью активизации роста? Еврооптимисты считают, что есть. Сам дух доклада Драги однозначно призывает к незамедлительным и активным действиям, ибо угроза экономического отставания от главных конкурентов стала вполне реальной. В такой обстановке решающим фактором представляется наличие воли политического класса ЕС для конкретных действий, к чему собственно настойчиво призывает автор доклада. Без неё назревшие преобразования вряд ли состоятся.
Нет комментариев