used image: Голосование в Европарламенте // Intertnet
© Топорикова Я.М., 30.07.2024
16–19 июля в Страсбурге прошла учредительная сессия Европарламента десятого созыва. Это событие примечательно по двум причинам: во-первых, Европарламент впервые после июньских выборов собрался в новом составе; во-вторых, на сессии были распределены административные должности в Европарламенте и избран Председатель Еврокомиссии на следующие пять лет. Проанализируем новый состав фракций Европарламента и процесс обновления институционального цикла в ЕС, чтобы понять: действительно ли ЕС переживает «исторический момент» или же, несмотря на ажиотаж вокруг евровыборов 2024 г., принципиально ничего не изменилось?
Что изменилось в составе Европарламента?
Традиционно «золотым» и «серебряным» призёром выборов в Европарламент остались правоцентристы (Европейская народная партия, далее – ЕНП) – 188 мест и социал-демократы (Прогрессивный альянс социалистов и демократов, далее – ПАСД) – 136 мест. Серьезно ослабли две другие системные силы – либерально-центристская фракция «Обновляя Европу» и «Зелёные». Но наиболее интересные изменения произошли на правом фланге – среди правопопулистских (крайне правых, национал-евроскептических) сил. В Европарламенте девятого созыва большинство правых партий были представлены фракциями «Европейские консерваторы и реформисты» (далее – ЕКР) и «Идентичность и демократия». При этом представители ряда правых партий (венгерская «ФИДЕС», покинувшая ЕНП в 2021 г., немецкая «Альтернатива для Германии», португальская «Хватит!» и т.д.) не входили ни в одну из фракций или вовсе не были представлены в Европарламенте 2019–2024 гг. По итогам выборов в Европарламент эти партии в сумме получили до 50 мест. Всё это создавало интригу: к каким фракциям они присоединятся и возможно ли создание новых политических групп?
Если усиление правого фланга было предсказуемым результатом июньских выборов, то спрогнозировать конфигурацию крайне правых партий в Европарламенте десятого созыва было нелегко. Крупные партии с амбициями не видели смысла оставаться в числе неприсоединившихся депутатов – т.е. на «маргинальных» позициях, а значит, им было необходимо присоединяться к текущим фракциям или формировать новые (минимальное число депутатов, необходимое для создания фракции в Европарламенте –23, в рамках фракции должно быть представлено не менее четверти государств-членов ЕС). Однако ещё до выборов было очевидно, что идейные противоречия, соперничество между партиями из одной и той же страны, не говоря о борьбе ряда политиков за лидерство, помешают им объединиться.[1] В итоге в Европарламенте десятого созыва будут представлены три крайне правых фракции: «Европейские консерваторы и реформисты», «Патриоты за Европу» и «Европа суверенных наций».
Европейские консерваторы и реформисты (European Conservatives and Reformists)
В 2009 г. в Европарламенте была создана новая политическая группа – «Европейские консерваторы и реформисты».[2] Сами члены ЕКР называют себя «еврореалистами», ратующими за идеи дебюрократизации и децентрализации ЕС. При этом фракция не поддерживает идеи о выходе каких-либо стран из ЕС. Состав ЕКР с 2009 по 2024 гг. расширился с 57 до 78 депутатов – по мере того, как ЕС сталкивался с чередой кризисов, а население всё больше выражало недовольство наднациональными институтами. Такой рост численности фракции можно считать успехом, учитывая, что некоторое время ЕКР переживали не лучшие времена: потеря британских депутатов из-за Брекзита, споры между Польшей и ЕС, миграционный кризис, спровоцировавший рост популярности более жёстких евроскептиков.[3]
Табл.1. Состав фракции ЕКР по итогам выборов 2024 г.
«Мягкий» евроскептицизм ЕКР и их идеологическая близость с ЕНП в некоторых вопросах даёт возможность для нахождения между двумя фракциями ситуативных компромиссов (в т.ч. с целью бóльшей изоляции двух новых крайне правых фракций). Как показало исследование Института Делора, на заседаниях Европарламента предыдущих созывов позиции ЕКР совпадали с позициями ЕНП и «Идентичности и демократии» практически в равной степени.[4] По вопросу о допустимости передачи части суверенитета на наднациональный уровень ЕКР исторически занимала промежуточную позицию между проевропейскими и суверенистскими партиями,[5] что также приемлемо для ЕНП. В целом, ЕКР располагает некоторыми шансами на вхождение в ряды евробюрократии и получение статуса «системной оппозиции» в Европарламенте. В 2024 г. не раз проходили встречи между представителями ЕКР и ЕНП, но слухи о включении ЕКР в «Большую коалицию» Европарламента не оправдались. Так, фракция «Обновляя Европу» всё ещё считает недопустимым взаимодействие с группой Джорджии Мелони, тогда как представители ЕКР продолжают критиковать текущую интеграционную модель ЕС. Кроме того, тесное сотрудничество с некоторыми силами из ЕКР – например, со «Шведскими демократами» или польской партией «Право и справедливость» – неприемлемо для «Большой коалиции», обвиняющей их в подрыве ценностей ЕС.
«Патриоты за Европу» (Patriots for Europe)
В 2022 г. некоторые правые и крайне правые партии, входящие как в ЕКР, так и в «Идентичность и демократию» (венгерская «ФИДЕС», испанская «Голос», польская «Право и справедливость», бельгийская «Фламандский интерес» и т.д..) активно взаимодействовали между собой. В итоге они договорились создать в Брюсселе неформальную площадку для постоянного сотрудничества в Европарламенте.[6] После успешного выступления на евровыборах премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил о формировании новой фракции Европарламента – «Патриоты за Европу» (Patriots for Europe, далее – ПЗЕ), на которую приходится 11,67% всех мест. Эта фракция, объединяющая 84 депутата из 12 стран, стала третьей по численности в новой легислатуре, отодвинув ЕКР на четвёртое место, а либеральную группу «Обновляя Европу» с 77 местами – на пятое. Председателем ПЗЕ стал француз Жордан Барделла (партия «Национальное объединение»).
Табл.2. Состав фракции ПЗЕ по итогам выборов 2024 г.
Как видно из таблицы 2, «Патриоты за Европу» объединили в своих рядах не только партии фракции «Идентичность и демократия», но и значительную часть национал-евроскептических сил, впервые представленных в Европарламенте или ранее не входивших ни в одну из фракций. Важно, что подавляющее большинство этих партий добились успехов и на национальном уровне. Например, парламентские выборы в Нидерландах в 2023 г. выиграла «Партия свободы» под руководством Герта Вилдерса, а партия «Фламандский интерес» заняла второе место на федеральных выборах Бельгии 2024 г. Успехи партии Марин Ле Пен во Франции и вовсе стали пугающей реальностью для проинтеграционных кругов ЕС.
Пока что на сайте ПЗЕ описаны задачи общего характера: за мир и против войны в Европе, противодействие нелегальной миграции, защита национального суверенитета и идентичности, создание нового «зелёного плана» вместо «зелёной сделки» и т.д. Ставка Орбана сделана на суверенизм,[7] что подразумевает возврат части полномочий наднациональных институтов на национальный уровень. Так, на сайте бельгийской партии «Фламандский интерес» идеальная модель ЕС обозначена как конфедерация. Показательны и слова депутата от «Национального объединения» Жан-Поля Гарро, заявившего о стремлении вернуться к Европе «до Маастрихтского договора».[8] В целом, можно говорить об идейной преемственности с «Идентичностью и демократией», в программе которой верховенство национального суверенитета было упомянуто в первом же абзаце. При этом речи о выходе из ЕС каких-либо стран не идёт.
И всё же неясно, можно ли будет поставить знак абсолютного равенства между программами ПЗЕ и фракции «Идентичности и демократии». Энергичная и прагматичная политика Орбана может усилить голоса суверенистов в Европарламенте и привлечь больше внимания к своей фракции. Другие члены ПЗЕ также демонстрируют заметные успехи на национальном уровне, поэтому стоит ожидать более амбициозную заявку этой фракции на влияние в ЕС, нежели у «Идентичности и демократии». В то же время, потенциал фракции будет зависеть и от её внутренней сплочённости по более конкретным вопросам, а это прояснится лишь со временем.
«Европа суверенных наций» (Europe of Sovereign Nations)
Интригу вокруг евровыборов добавило исключение одной из главных евроскептических партий – «Альтернативы для Германии» – из фракции «Идентичность и демократия». Как французское «Национальное объединение», так и «Альтернатива для Германии» расценивала евровыборы как удобный момент для закрепления своих позиций внутри своих стран и на уровне ЕС.[9] Важно и то, что межпартийные связи между членами группы были установлены ранее. Так, в августе 2023г. венгерская партия «Наша Родина» организовала конференцию шести европейских правопопулистских партий. Согласно Декларации, опубликованной по итогам той встречи, участники выступили за сотрудничество между суверенными, независимыми государствами и против институтов глобального управления.[10] Обсуждалась и перспектива создания собственной политической группы в Европарламенте, что и было сделано 11 июля 2024 г. Созданная фракция «Европа суверенных наций» (далее – ЕСН) объединяет 28 евродепутатов из 8 стран, но на сайте болгарской партии «Возрождение» указано, что ведутся переговоры о расширении фракции (предположительно до 45 членов).[11] Сопредседателями фракции стали Рене Ауст («Альтернатива для Германии») и Станислав Тышка (польская партия «Новая Надежда»)
Табл. 3. Состав фракции ЕСН по итогам выборов 2024 г.
Политический потенциал «Европы суверенных наций», серьёзно уступающей в численности двум вышеописанным правым суверенистским фракциям, пока под вопросом. Вероятно, что если бы не конфликт между «Альтернативой для Германии» и «Национальным объединением», то фракция ЕСН не появилась бы на свет. Если вычесть 14 депутатов «Альтернативы для Германии», то численность представителей других партий едва превышает 10 человек. Так, из 6 евродепутатов от польской коалиции «Конфедерация» в ЕСН вошли лишь 3 представителя партии «Новая Надежда». От 5 депутатов французской «Реконкисты» Эрика Земмура в ЕСН вошла лишь Сара Кнафо (остальные четверо, исключенные из «Реконкисты», вошли в ЕКР).
Отсутствие чёткой программы у ЕСН ставит вопросы о наличии у группы долгосрочной стратегии. Изменение позиции «Альтернативы для Германии» на национальном и европейском уровнях, например, гипотетический компромисс с М. Ле Пен, может и вовсе привести к роспуску ЕСН. Анализ заявлений ряда лидеров партий, входящих в группу, позволяет предположить, что от «Патриотов за Европу» фракцию отличает жёсткий евроскептицизм и эмоциональная риторика. Так, ранее представители партии «Наша Родина» заявляли о возможном выходе Венгрии из ЕС, лидеры болгарской партии «Возрождение» – о выходе Болгарии из НАТО и о недопустимости вступления страны в Еврозону, в программе чешской «Свободы и прямой демократии» также упомянуто требование референдума о выходе из ЕС. Тем не менее, ЕСН и ПЗЕ вполне могут совместно выступать по ряду вопросов (миграционная политика, противодействие атлантизму во внешней политике ЕС, переход к диалогу с Россией и т.д.). Готова ли ЕСН выступать в этом тандеме «младшим партнером», пока не ясно.
«Санитарный кордон» в Европарламенте и принцип демократии в ЕС
В целом, на три рассмотренных правых фракции приходится до четверти всех мест в Европарламенте. Тем не менее, укрепление этих сил в Европарламенте ещё не наделяет их всеми необходимыми рычагами влияния в ЕС – в т.ч. из-за их слабого влияния в других институтах ЕС. Сам Европарламент достаточно ограничен в своих полномочиях: законодательной инициативой данный институт не обладает, а обычная законодательная процедура (т.е. совместное принятие закона Советом ЕС и Европарламентом) используется при принятии лишь примерно 50% законодательных актов ЕС.[12]
Во-первых, численности трёх правых фракций (даже если бы они выступили единым блоком) всё ещё недостаточно для блокировки законопроектов и ощутимого влияния на процессы принятия решений в ЕС. Это подтвердила и первая сессия Европарламента, когда ПЗЕ предложили внести в резолюцию о поддержке Украины тезис о мирном решении конфликта по дипломатическим каналам. В итоговый текст эта идея не вошла; более того, финальная версия содержит осуждение визита Орбана в Россию. Сами правые евроскептические фракции не только отличаются степенью радикальности своих предложений по реформе ЕС, но и имеют межпартийные противоречия, что не позволяет говорить об их возможном объединении.
Во-вторых, административный ресурс в европейских институтах всё ещё – в руках умеренно-центристских партий.[13] Как и в 2019 г., их представители вновь заговорили о «санитарном кордоне» — т.е. о недопущении членов национал-сувернистских партий к руководящим должностям в ЕС. Так, в ходе учредительной сессии в Страсбурге были избраны 14 вице-председателей и 5 квесторов Европарламента, среди которых нет представителей ПЗЕ и ЕСН; равно как нет их и в Бюро Европарламента, ответственном за финансовые вопросы данного института ЕС. Любопытно, что депутаты от ЕКР получили должности вице-председателей и один из них – должность квестора.[14] При этом на должность вице-председателя был назначен депутат от «Левых». Депутатам от ЕКР, в отличие от ПЗЕ и ЕСН, также удалось получить председательство в трёх комитетах Европарламента – по вопросам сельского хозяйства, по рассмотрению петиций и по вопросам бюджета. Финский депутат от «Левых» возглавит Комитет по социальным вопросам и вопросам занятости, а его итальянский коллега по фракции – подкомитет по налоговым вопросам. Хотя «Большая коалиция» всё ещё обладает большинством в Европарламенте, тактика «санитарного кордона» возобновляет дискуссии об учёте мнения меньшинства и проблемах демократии в ЕС. Это особенно важно, учитывая, что Европарламент – единственный институт ЕС, избираемый населением напрямую.
Отметим, что пока СМИ активно обсуждают взлёт правопопулистов, представители противоположного фланга остаются вне фокуса внимания. Предварительные результаты евровыборов показывали, что позиции «Левых» едва изменились, оставшись на уровне 40 мест, но окончательные же итоги стали успехом – 46 мест. Кроме того, 6 мест в Европарламенте получил немецкий Союз Сары Вагенкнехт (BSW). В планах руководительницы партии было формирование ещё одной коалиции левых сил – присоединение к уже существующей фракции было невозможно из-за противоречий с немецкой левой партией Die Linke. Надежды BSW возлагались на итальянскую партию «Движение пяти звёзд» (М5S), ранее не состоявшей ни в одной из фракций Европарламента. Но итоговый выбор партии Джузеппе Конте пал на фракцию «Левых», и теперь BSW будет входить в число неприсоединившихся депутатов. Впрочем, BSW и «Левые» выступили с одинаковых позиций: например, уже в ходе первой сессии Европарламента они предложили приостановить выборы председателя Еврокомиссии.
В целом, анализ формирования фракций приводит к мысли, что границы в европейском политическом ландшафте всё больше определяются не позициями относительно правого или левого края политического спектра, а отношением к углублению интеграции, полномочиям ЕС и соразмерности национального и наднационального уровней.
(Не) новый институциональный цикл в ЕС
Одной из важнейших задач учредительной сессии Европарламента является избрание его Председателя на следующие 2,5 года. В рамках этой процедуры каждая фракция или группа депутатов (не менее 36 человек) выдвигает своего кандидата, которому требуется получить абсолютное большинство голосов; всего может проводиться до 4 туров голосования. В январе 2022 г., после смерти Давида Сассоли, пост председателя Европарламента заняла Роберта Метсола, мальтийский политик от ЕНП. 16 июля она была переизбрана на второй срок, набрав абсолютное большинство голосов (562 голоса).[15]
Вторая важная задача ЕП – участие в выборах нового состава Еврокомиссии. По итогам саммита ЕС 27 июня квалифицированным большинством глав государств и правительств было одобрено выдвижение кандидатуры Урсулы фон дер Ляйен (ЕНП) на второй пятилетний срок председательства в Еврокомиссии, а также кандидатуры Кайи Каллас (премьер-министр Эстонии, фракция «Обновляя Европу») – на пост Высокого представителя ЕС по иностранным делам и безопасности. Получив поддержку на уровне ЕС, фон дер Ляйен требовалось также получить как минимум 361 голос в Европарламенте. Стремясь заручиться абсолютным большинством голосов, У. фон дер Ляйен, помимо опоры на ЕНП проводила встречи с фракциями «Зелёных», «Левых» и ЕКР, причем из этих трёх сделав основной акцент всё же на «Зелёных». В итоге она была переизбрана на второй срок: 401 голос «за», 284 – «против», 15 – воздержались. Для сравнения: в 2019 г. ей удалось набрать лишь на 9 голосов больше необходимого порога, в 2024 г. – уже на 40.
Поскольку голосование было тайным, точно сказать, как голосовали евродепутаты, сказать сложно. По имеющимся данным, помимо однопартийцев из ЕНП, её поддержали большинство депутатов от ПАСД и «Обновляя Европу», а также свыше половины депутатов от группы «Зелёных» (хотя французские экологисты выступили против[16], со-председатель фракции призналась, что главной задачей было «сохранение проевропейского большинства демократических групп», хотя программа Урсулы «зелёных» не удовлетворяет). Из партий ЕКР её поддержал бельгийский «Новый фламандский альянс», которому импонируют предложения Урсулы в сфере безопасности и миграционной политики[17]. Единогласно против проголосовали «Левые», ПЗЕ и ЕСН, а также основная часть партий ЕКР, включая партию Дж. Мелони. Любопытно, что их также поддержали ирландские партии, входящие в состав «Обновляя Европу»[18].
Переизбрание У. фон дер Ляйен вряд ли можно назвать триумфом. За предыдущие пять лет репутация Урсулы была подорвана рядом скандалов (скандал с закупками вакцин Pfizer, обвинения Урсулы в превышении своих полномочий и т.д.), а критика звучала со стороны не только левого и правого флангов, но и из центра. Вероятнее всего, для системных фракций кандидатура Урсулы была оптимальным способом предотвратить влияние правопопулистов на работу ЕП; важно и то, что серьезной альтернативы – политической фигуры, ярко заявившей о себе на европейской арене – на пост главы Еврокомиссии у «Большой коалиции» не было. Зато левоцентристы занесли в свой актив другую победу: 27 июня на саммите ЕС следующим председателем Евросовета на срок 2,5 года был избран португалец Антонио Кошта (фракция – ПАСД)[19]. Он займёт свою должность с 1 декабря 2024 г. Остался заключительный этап – голосование по кандидатурам еврокомиссаров. Распределение их портфелей позволит понять, насколько «Большой Коалиции» удастся изолировать ПЗЕ и ЕСН от получения должностей в Еврокомиссии.
Пока что начало институционального цикла в ЕС назвать обновлением можно лишь условно – во главе институтов стоит всё тот же триумвират из ЕНП (председатель Еврокомиссии), ПАСД (председатель Евросовета) и либералов (Высокий представитель по иностранным делам и безопасности). Крайне правые исключены из руководящего состава Европарламента. Таким образом, пока что в Европарламенте отсутствует сильная системная оппозиция, обладающая достаточной волей и весом, чтобы создать противовес «Большой Коалиции».
«Инвестиционная комиссия», оборонный союз и «одно будущее для двух средиземноморских берегов» – есть ли новое в плане Урсулы фон дер Ляйен?
Конкретные предложения по работе нового состава ЕК были изложены Урсулой фон дер Ляйен в её «Политических направлениях работы Еврокомиссии 2024–2029 гг.» и озвучены 18 июля в Страсбурге. Содержание программы условно делится на шесть блоков: конкурентоспособность экономики ЕС, безопасность и оборона, социальная политика, экология, демократия, внешняя политика ЕС. Кратко осветим наиболее интересные идеи.
Во-первых, внимание привлекает более заметный акцент на инвестиционную политику в разных сферах (в т.ч. в оборонную индустрию), обещание презентовать «Чистую промышленную сделку» (Clean Industrial Deal) в контексте продолжающейся декарбонизации и индустриализации экономики. Из блока, посвящённого социальной политике, можно выделить тезис о решении жилищных вопросов (назначение еврокомиссара по вопросам жилья и разработка европейского плана по обеспечению доступного жилья). В то же время, другим социальным проблемам и вопросам регионального развития уделено мало внимания – гораздо меньше, нежели в аналогичном документе 2019 г., хотя проблемы на рынке жилья тесно связаны с бедностью, региональными диспропорциями и инфляцией.
Во-вторых, углубление оборонного сотрудничества в программе обозначено как развитие европейской базы оборонной промышленности. Акценты сделаны на общие закупки, поддержку оборонного производства, реализацию соответствующих проектов. Для этих целей будет назначен еврокомиссар по вопросам обороны. Таким образом, реплики СМИ о Европейском оборонном союзе преувеличены, тем более его создание было упомянуто и в 2019 г. Среди задач в сфере внутренней безопасности перечислены, например, расширение мандата и штата Европола, увеличение численности пограничной и береговой охраны до 30 тыс. человек.
В-третьих, внимание привлекают пункты о поддержке аграриев – очевидно, как ответ на весенние фермерские протесты. Но механизмы этой поддержки пока не конкретизированы – например, неясно как именно будет обеспечен «справедливый доход для фермеров». Кроме того, протесты начались и из-за того, что проводимая ЕС экологическая политика не учитывала их интересы и сопровождалась крупными издержками. Из программы фон дер Ляйен, однако, неясно, как будет сглажено это противоречие.
Наконец, стоит отметить, что среди региональных приоритетов ЕС упор сделан на развитие Средиземноморья: обещано назначить еврокомиссара по вопросам средиземноморского региона (ранее этим занимался еврокомиссар по вопросам политики соседства и расширения ЕС). Оправданно ожидать и качественных изменений в функционировании Союза для Средиземноморья, в т.ч. в сотрудничестве по миграционным вопросам. Заявлено также о подготовке Всеобъемлющей ближневосточной стратегии ЕС. Любопытно, что Африка немногословно упомянута лишь в конце раздела, что может говорить о снижении приоритета этого региона для ЕС. Амбициозно заявлено о расширении ЕС (кандидаты – Украина, Грузия, Молдавия, страны Западных Балкан) и следующей из этого необходимости провести реформу Договора о ЕС.
Бесспорно, в стратегических направлениях Еврокомиссии на 2024–2029 гг. содержится ряд новых предметных инициатив, но общая суть долгосрочного плана для ЕС мало отличается от программы за предыдущие пять лет. На этом фоне симптоматично, что «правый поворот» и интерес к идее суверенизма отражает чаяния значительной части европейского электората. В их глазах амбициозные инициативы вроде завершения строительства Союза рынков капиталов или расширение ЕС как «геополитического императива» явно не отвечают текущим запросам европейского общества.
***
Таким образом, выборы в Европарламент и последовавшая за ними смена части руководства ЕС подтвердила преемственность в развитии траектории евроинтеграции. Своего рода «эффект колеи» в институтах ЕС словно препятствует коренным изменениям, даже если их необходимость очевидна. Так, по данным весеннего Евробарометра-2024, большая часть населения ЕС недовольна тем, как Союз справляется с проблемами миграции (71%), изменения климата (61%), экономики и финансов (58%), украинским кризисом (58%).[20] Активно обсуждаемый «правый поворот» не стал переломной вехой, но указал на недостатки европейских институтов, подчеркнул растущую роль малых и средних стран в ЕС, привлек интерес к феномену суверенизма и, главное, актуализировал дальнейшие исследования партийно-политического ландшафта в Европе.
Примечания:
[1] Тимофеев П., Хорольская М., Панков Е., Посаженникова А., Топорикова Я., Гостева В., Скрипцова И. Навигатор по выборам в Европарламент: через две недели поверните направо. ИМЭМО РАН. URL: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/european-parliament-election-navigator-turn-right-in-two-weeks
[2] Гуселетов Б.П. Партия Европейских консерваторов и реформистов продолжает борьбу с Европейской народной партией. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partiya-evropeyskih-konservatorov-i-reformistov-prodolzhaet-borbu-s-evropeyskoy-narodnoy-partiey
[3] Гуселетов Б.П. Партия Европейских консерваторов и реформистов продолжает борьбу с Европейской народной партией. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partiya-evropeyskih-konservatorov-i-reformistov-prodolzhaet-borbu-s-evropeyskoy-narodnoy-partiey
[4] Would a shift to the right in the elections lead to a change in the central coalition in the European Parliament. Analysis of cooperation between the EPP and ECR political groups.Institut Jacques Delors, Policy Paper №301, 2024. URL: https://institutdelors.eu/wp-content/uploads/2024/05/PP301_Relation_PPE_ECR_Verger_EN.pdf
[5] Гуселетов Б.П. Общеевропейские партии в XXIвеке: становление, развитие, перспективы.Доклад Института Европы РАН №388, 2022. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/388.pdf?ysclid=lz174x8c62798690222
[6] Гуселетов Б.П. Праворадикальные общеевропейские партии накануне общеевропейских выборов 2024 г. Актуальные проблемы Европы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoradikalnye-obscheevropeyskie-partii-nakanune-obscheevropeyskih-vyborov-2024-g?ysclid=lywl07dfuy494785599
[7] Моисеева Д.Э. Стратегия Орбана: ставка на суверенизм и игра против системы на грани фола. Россия в глобальной политике, 2024. URL: https://globalaffairs.ru/articles/strategiya-orbana-moiseeva/
[8] Conservatives, patriots, sovereignists. Why there are three different far-right groups in the EU Parliament. EUnews. URL:https://www.eunews.it/en/2024/07/11/conservatives-patriots-sovereignists-why-there-are-three-different-far-right-groups-in-the-eu-parliament/
[9] Cоколов А.П. Выборы в Европарламент и стратегическая траектория Европы. Международный дискуссионный клуб Валдай, 2024. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vybory-v-evroparlament/
[10] A “Declaration for a free Europe of Nations” announcing a possible new European group. Visegrad Post. URL: https://visegradpost.com/en/2023/08/29/a-declaration-for-a-free-europe-of-nations-announcing-a-possible-new-european-group/
[11] Костадин Костадинов: България вече е фактор – в Европарламента се формира нова група, а „Възраждане“ е инициатор. URL: https://vazrazhdane.bg/%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bd-%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d0%b1%d1%8a%d0%bb%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%b2%d0%b5%d1%87%d0%b5-%d0%b5-%d1%84/
[12] Кавешников Н.Ю. Европейский союз: история, институты, деятельность. 2021.
[13] Стрежнева М.В., Моисеева Д.Э. После выборов: пределы роста влияния евроскептиков. Мировая экономика и международные отношения, Т.63, №7, 2019. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/07_2019/02-STREZHNEVA.pdf
[14] Parliament’s new Bureau elected. European Parliament, 2024. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20240710IPR22814/parliament-s-new-bureau-elected
[15] Election of the President of Parliament - result of the first ballot. European Parliament. URL:https://www.europarl.europa.eu/plenary/en/infos-details.html?id=1345&type=priorityInfo
[16] Élection d’Ursula von der Leyen : la délégation Europe écologie n’apporte pas son soutien. URL: https://europeecologie.eu/election-dursula-von-der-leyen-la-delegation-europe-ecologie-napporte-pas-son-soutien
[17] N-VA steunt voorwaardelijk nieuwe ambtstermijn Europees Commissievoorzitter von der Leyen. URL: https://www.n-va.be/nieuws/n-va-steunt-voorwaardelijk-nieuwe-ambtstermijn-europees-commissievoorzitter-von-der-leyen
[18] Ursula von der Leyen wins second term: How Ireland's MEPs voted. URL: https://www.breakingnews.ie/world/ursula-von-der-leyen-wins-second-term-as-top-eu-leader-1651338.html
[19] European Council Conclusions – 27 June 2024. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/qa3lblga/euco-conclusions-27062024-en.pdf
[20] Eurobarometer. Spring 2024. URL: https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/3216
Нет комментариев