Д. Трамп и 14-я поправка: можно ли отменить гражданство по рождению?

232


used images: Donald Trump, Migrants Against the Background of the American Flag,
Silhouettes of a Baby and People // Internet

© Солянова М.В., 12.12.2024

Заявление Д. Трампа о запрете получения гражданства по праву рождения было сделано еще во время его предыдущей президентской кампании. В недавних интервью Трамп снова выразил желание положить конец этой практике, назвав ее «смехотворной» и предположив, что она стимулирует нелегальную иммиграцию и «родовой туризм»[1]. Он указал, что может попытаться отменить гражданство по праву рождения посредством исполнительных действий, хотя эксперты-юристы уверены, что такой шаг будет неконституционным[2] и столкнется со значительными правовыми проблемами.

Так как, находясь на посту президента, Трамп не предпринимал конкретных законодательных шагов в этом направлении, возможно, подобные его заявления являются популистскими, не отражающими конкретные планы на законодательные изменения. А может и нет.

Принцип гражданства по праву рождения имеет глубокие исторические корни, связанные с борьбой за расовое равенство в стране. После Гражданской войны и отмены рабства встал вопрос о статусе освобожденных рабов. Принятие 14-й поправки к Конституции США в 1868 г. было направлено на предоставление гражданства всем, родившимся на территории США, включая бывших рабов и их потомков. Это стало важным шагом в направлении обеспечения равных прав для всех граждан. После Гражданской войны США стремились к созданию более единой и сплоченной нации. Принцип гражданства по праву рождения способствовал этому процессу, объединяя людей, родившихся на территории страны, независимо от их происхождения. Кроме того, в XIX веке Соединенные Штаты активно привлекали иммигрантов. Принцип гражданства по праву рождения способствовал интеграции иммигрантов в американское общество и созданию чувства принадлежности к новой родине. Сегодня положение о предоставлении гражданства «всем лицам, родившимся или натурализованным в Соединенных Штатах»[3], называемое также гражданством по праву рождения или праву почвы (jus soli), является краеугольным камнем американской идентичности. Верховный суд толкует 14-ю поправку широко, включая детей, рожденных от нелегальных иммигрантов.

Предлагаемая избранным президентом поправка к Конституции США об отмене гражданства по праву рождения столкнется со значительными юридическими, политическими и практическими препятствиями, что сделает этот процесс крайне маловероятным и спорным. Внесение конституционных изменений в США является довольно сложным процессом, гарантирующим, что изменения в основной закон вносятся с предельной осторожностью и на основании широкого консенсуса. Статья V описывает два основных метода внесения поправок в Конституцию, каждый из которых имеет свою процедуру [4]:

Рассмотрим первый из них – метод предложения Конгресса. Из названия ясно, что инициатором является Конгресс США, то есть предложение выносится двумя третями голосов и в Палате представителей, и в Сенате. После вынесения предложения о поправке, она направляется в штаты для ратификации, которая в свою очередь требует одобрения трех четвертей (то есть 38 из 50) законодательных органов или конвентов штатов. Законодательное собрание каждого штата предлагает резолюцию или прокламацию о ратификации поправки, которая затем проходит голосование в обеих палатах (если законодательный орган двухпалатный) или в однопалатном законодательном собрании.

За всю историю внесения поправок в американскую Конституцию все поправки были предложены с использованием именно этого метода, делая его наиболее распространенным и устоявшимся с точки зрения юридической практики[5].

Второй способ – Конституционным конвентом, который созывается Конгрессом по просьбе двух третей (34 из 50) легислатур штатов. В случае созыва конвента, он может предлагать поправки независимо от Конгресса. Но они также должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Делегаты могут избираться специально для конкретной цели, а процесс их отбора может отличаться от штата к штату. Например, некоторые штаты могут проводить выборы для избрания делегатов, которые обязуются голосовать за или против поправки.

Такой двойной подход гарантирует, что в любых конституционных изменениях будут представлены как федеральные интересы, так и интересы штатов. За всю историю было предложено более 11 000 поправок к Конституции, но ратифицированы были только 27[6].

Второй метод остается теоретическим и неапробированным на практике. Вопрос о его применимости продолжает обсуждаться правоведами, которые также ведут дискуссии об ограничении сферы действия самого конвента[7].

Почему же отсутствует исторический прецедент применения метода конвента для внесения поправок в Конституцию США?

Во-первых, в силу проблематичности выполнения требования о двух третях легислатур для созыва конвента. Достижение такого квалифицированного большинства изначально является сложной задачей из-за разнообразного политического ландшафта в штатах, что делает объединение вокруг конкретного предложения или вопроса о поправке практически невозможным.

Во-вторых, из-за неопределенности и отсутствия четких процедур проведения конвента в самой Конституции, его организации и управления, включая вопросы избрания делегатов и протоколов, сомнения вызывают потенциальные результаты конвента.

В-третьих, опасения вызывает потенциальное превышение конвентом своего первоначального мандата, который может предложить более радикальные изменения, выходящие за рамки рассматриваемого вопроса. В качестве такого примера приводится Конституционный конвент 1787 г., который проходил с 25 мая по 17 сентября. Делегаты должны были внести поправки в Статьи Конфедерации, но в конечном итоге составили совершенно новый документ, ставший Конституцией США[8].

В-четвертых, существование сложившейся и устоявшейся практики предложения поправок через Конгресс, создающей ощущение стабильности и предсказуемости процедуры внесения и принятия конституционных изменений, подавляет желание инициировать альтернативный метод[9].

Суды последовательно подтверждали право на получение гражданства по праву рождения как конституционное, поэтому любая попытка будущего президента отменить это право без официальной процедуры внесения поправки в Конституцию приведет к судебным разбирательствам.

Если Трамп серьезно настроен отменить гражданство по праву рождения, ему придется внести официальную поправку в Конституцию, которая явно изменит или отменит соответствующий раздел 14-й поправки. При этом во многих штатах действуют собственные законы, защищающие гражданство по праву рождения. Преодоление противодействия на уровне штата может стать серьезной проблемой для избранного президента. Достижение двухпартийного консенсуса, особенно по такому спорному вопросу, представляется труднодостижимым в условиях поляризованной политической обстановки в США.

Наконец, история показывает, что конституционные изменения в целом отражали эволюцию в ценностях и приоритетах американского общества. В качестве примера можно привести 19-ю поправку 1920 г., предоставившую женщинам право голоса, что стало выражением движения за избирательное право для женщин.

Поэтому, инициатива Д. Трампа должна быть не только результатом политической воли, но и общественного консенсуса, выражающего глубокие изменения в общественных ценностях и нормах. Отмена 14-й поправки должна найти отклик у значительной части американского населения. Для этого потребуется проведение публичных дебатов, кампаний и общественных обсуждений, которые могут вылиться либо в сплоченность и поддержку инициативы, либо, наоборот, спровоцировать оппозиционное настроение в обществе и сопротивление. Реакция американской общественности может быть неоднозначной, так как в соответствии с данными последних опросов, существует значительная общественная поддержка сохранения этого права[10], что может повлиять на готовность законодателей добиваться такой поправки.

Таким образом, аннулирование гражданства по праву рождения – сложная и политически ответственная задача. В текущих условиях такое изменение представляется крайне маловероятным.

Примечания:

[1] Trump aims to end birthright citizenship, says American citizens with family here illegally may be deported. NBC News. December 8, 2024. URL: https://www.nbcnews.com/politics/donald-trump/trump-aims-end-birthright-citizenship-says-american-citizens-family-il-rcna183274
[2] Trump promises to end birthright citizenship: What is it and could he do it? The Associated Press. December 10, 2024. URL: https://apnews.com/article/birthright-citizenship-immigration-trump-20919d26029cf0f98ecb0dc7f90a066b
[3] Section 1. Fourteenth Amendment. Constitution of the United States. URL: https://constitution.congress.gov/constitution/amendment-14/
[4] Article V - Amending the Constitution. Constitution of the United States. URL: https://constitution.congress.gov/browse/article-5/
[5] Overview of Proposing Amendments. Constitution Annotated. URL: https://constitution.congress.gov/browse/essay/artV-3-1/ALDE_00013049/
[6] Amendments to the U.S. Constitution. National Archives Foundation. URL: https://archivesfoundation.org/amendments-u-s-constitution/#:~:text=More%20than%2011%2C000%20amendments%20to,Rights%2C%20were%20ratified%20in%201791.
[7] Rappaport M., Strauss D. Article V. National Constitution Center. URL: https://constitutioncenter.org/the-constitution/articles/article-v/interpretations/277
[8] Constitutional Convention and Ratification, 1787–1789. Office of the Historian. The U.S. Department of State. URL: https://history.state.gov/milestones/1784-1800/convention-and-ratification
[9] ArtV.3.3 Proposals of Amendments by Convention. Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/constitution-conan/article-5/proposals-of-amendments-by-convention
[10] Most Americans support birthright citizenship after Trump threatens to end it. The Hill. June 7, 2023. URL: https://thehill.com/blogs/blog-briefing-room/4038988-most-americans-support-birthright-citizenship-after-trump-threatens-to-end-it/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. Основным выводом, к которому приходят ученые, является то, что «фактором-2025» станет усиливающаяся с начала года неопределенность ближайшего будущего практически по всем направлениям мировой политики и экономики.

подробнее...

10.01.2025

В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 1, 2025) опубликованы статьи Марии Павловой «Из просто жертвы – к главной жертве», Дмитрия Стефановича «Многомерное поле технологического противоборства» и Константина Богданова «Не здороваться через порог».

подробнее...

Вышли из печати