
used image: Airbus ACJ320neo // www.acj.airbus.com
© Портанский А.П., 09.06.2025
В Китае рассматривают возможность закупки весьма значительной партии гражданских самолетов европейского производителя Airbus. Контракт может быть приурочен к визиту лидеров Евросоюза в Пекин в июле этого года, имеющему целью упрочение и развитие длительных отношений между ЕС и КНР. В неофициальном порядке сообщается, что Европу в Поднебесной будут представлять президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Фридрих Мерц. Встреча двух главных европейских лидеров с председателем КНР Си Цзиньпином в нынешних условиях несет особый смысл – как у Китая, так и у Евросоюза есть проблемы в отношениях с США, что само собой предполагает наличие вопросов для обсуждения, представляющих взаимный интерес.
Крупная сделка по купле-продаже самолетов Airbus, безусловно, укрепила бы политическую часть китайско-европейской встречи солидным экономическим содержанием. Пока размер сделки не называется, т.к. в настоящий момент идут консультации с китайскими авиакомпаниями. Но, судя по утечкам в СМИ, речь может идти о поставке Китаю от 200 до 500 самолетов Airbus разного типа: как узкофюзеляжных, так и широкофюзеляжных. Ни производитель, ни покупатель пока не подтверждают сделку, однако есть косвенные свидетельства о ее подготовке. Так, в Париже акции компании Airbus подорожали на днях на 4,1%, а в Лондоне акции Rolls-Royce Holdings Plc, производителя двигателей для тяжелых типов Airbus, прибавили в цене 0,7%.1
На китайском рынке у компании Airbus всегда был серьезный конкурент в лице не менее мощной корпорации Boeing. История противостояния двух гигантов авиаиндустрии на рынке гражданской авиации Китая хорошо известна. В 2019 г. Пекин первым запретил Boeing 737 Max после двух катастроф, нанеся удар по репутации компании. В 2024 г. серия скандалов и судебных исков в США в связи с техническими проблемами Boeing окончательно подорвала доверие к американскому производителю в Китае. Наконец, в апреле с.г. в рамках ответных мер на тарифную эскалацию США китайские власти потребовали от авиакомпаний прекратить поставки самолетов Boeing. Одновременно в мире разрыв в поставках гражданских самолетов между двумя авиагигантами стал рекордным: компания Airbus смогла реализовать 766 единиц, в то время как у Boeing результат оказался в два раза хуже – всего 348.2
К сегодняшнему сюжету о конкуренции Boeing и Airbus на китайском рынке нельзя не добавить начавшуюся еще в середине нулевых годов длительную историю противостояния двух компаний в споре в рамках ВТО в связи с применением запрещенных субсидий. Судебная инстанция ВТО попеременно выносила решения то в пользу одного, то в пользу другого участника спора пока наконец в 2021 г. стороны не взяли паузу, чтобы окончательно уладить разногласия и договориться о сотрудничестве для скоординированных действий в отношении Китая.
Однако после прихода к власти Д. Трампа в начале 2025 г. расклад среди игроков кардинально поменялся. И Евросоюз, и Китай стали объектами тарифных атак Трампа. Попытки администрации США путем давления на своих торговых партнеров вынудить их следовать антикитайскому курсу не увенчались успехом. А у Пекина и Брюсселя стали складываться взаимные предпосылки для координации политики в условиях противостояния Вашингтону.
В итоге торговый конфликт США с Китаем в сочетании с проблемами, которые обрушились на модель 737 Max, создали для Airbus практически идеальную ситуацию для победы над конкурентом на китайском рынке, на котором прежде существовал устойчивый баланс с доминированием Boeing. Разумеется, в этой конкурентной борьбе европейский производитель извлек прямую выгоду из позиции высшего китайского руководства, которое, поддерживая сделку с Airbus, направило соответствующий сигнал Вашингтону.
Между тем, по словам главы компании Boeing Келли Ортберга, инициированная президентом США Дональдом Трампом торговая война с Китаем привела к тому, что американской аэрокосмической корпорации приходится искать новые рынки сбыта для гражданских лайнеров.3
В заключение два кратких вывода.
Первый. Всем памятен любимый слоган Дональда Трампа со времен первого президентского срока: «Торговые войны это хорошо, и в них можно побеждать». Как выясняется, в этих войнах случаются и поражения, цена которого в данном случае на китайском рынке может оцениваться примерно в 50 млрд долл. упущенной сделки.
И второй. 10 лет назад для противодействия Китаю Запад создавал реальные проекты в виде торговых партнерств ТТИП и ТТП4 (кстати, последний проект работает, а первый не состоялся в известной мере по вине того же Д. Трампа). Сегодня Вашингтон не только не преуспел в построении антикитайских альянсов, но и вынужден мириться со сближением Китая с традиционным союзником Америки – ЕС – на антиамериканской основе.
Примечания:
1 Philip S.V. and Lee D. China Weighs Ordering Hundreds of Airbus Jets in Major Deal. Bloomberg, 04.06.2025. https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-06-04/china-considers-ordering-hundreds-of-airbus-jets-in-major-deal
2 Щукин П. Boeing признал потерю китайского рынка, 24.04.2025. https://lenta.ru/news/2025/04/24/ups/
3 Boeing намерен продать самолеты, предназначенные для Китая, другим клиентам. Finam.ru, 23.04.2025. https://www.finam.ru/publications/item/boeing-nameren-prodat-samolety-prednaznachennye-dlya-kitaya-drugim-klientam-20250423-1841/
4 Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) и Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП).
Нет комментариев