used images: China map (Freepik), Joe Biden, New US National Security Strategy Cover (Internet)
© Гамза Л.А., 31.10.2022
В середине октября США опубликовали полную версию новой Стратегии национальной безопасности (The 2022 National Security Strategy), в которой одной из главных угроз, наряду с Россией, назван Китай. Она должна была появиться в начале 2022 г., однако была задержана из-за доработки и внесения в документ корректив в связи с началом в феврале специальной военной операции России на Украине, а затем резкого обострения ситуации вокруг Тайваня в августе. В подписанном президентом Байденом введении подчеркнуто, что США вступают в «решающее десятилетие» противостояния с Китаем. При этом отмечается, что КНР и Россия «ускоренно сближаются», однако создаваемые ими важные вызовы различны. Поэтому приоритетами на ближайшее десятилетие объявлены глобальное соперничество с КНР и обеспечение конкурентных преимуществ США с одновременным сдерживанием «очень опасной» России.
В посвященной глобальным приоритетам США третьей главе документа (OUR GLOBAL PRIORITIES) Китай поставлен на первое место в качестве главного конкурента. Утверждается, что сегодня он является единственной страной, которая намерена изменить международный порядок и одновременно располагает возрастающей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы добиться этого. По мнению авторов, Пекин демонстрирует амбиции по созданию в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) широкой сферы влияния и превращению КНР в ведущую державу мира. При этом он использует технологический потенциал и растущее влияние в международных структурах для создания благоприятных условий по продвижению своей «авторитарной модели» и пересмотру правил использования технологий в интересах страны. Пекин также использует свою экономическую мощь для давления на другие страны, получая выгоды от открытости мировой экономики и одновременно ограничивая доступ к своему внутреннему рынку. Особо подчеркнуто, что в Китае идет быстрое наращивание инвестиций в армию, которая ускоренно модернизируется, повышает свой потенциал в ИТР и усиливает свою мощь и глобальные возможности.
Как заявлено в документе, новая американская стратегия в отношении КНР будет реализовываться на трёх уровнях: 1) наращивание инвестиций внутри страны в основные компоненты американской мощи, которыми названы конкурентоспособность, инновации, устойчивость и демократия; 2) объединение усилий с союзниками и партнерами в достижении общих целей и интересов; 3) конкуренция с Китаем в условиях обеспечения американских интересов, а также в сфере, касающейся видения будущего. При этом подчеркивается, что первые два направления являются наиболее важными для достижения превосходства над КНР в таких областях, как технологии, экономика, политика, армия, разведка и глобальное управление.
Авторы стратегии указывают, что конкуренция с Китаем усиливается по всему миру, однако наиболее остро она проявляется в ИТР. Противостояние в формировании правил развития и связей, определяющих решение мировых проблем, происходит в экономике, технологиях, дипломатии, безопасности и глобальном управлении. Именно поэтому предстоящие десять лет названы решающими для США, которые сейчас «находятся на перепутье», и сделанные ими сегодня выбор и приоритеты должны доказать конкурентные преимущества страны на долгие годы вперед. Подчеркивается, что многие американские союзники и партнеры, особенно в ИТР, испытывают особо сильное давление со стороны КНР, и США будут поддерживать их в принятии «самостоятельных» и свободных от внешнего давления решений через направление им значительных инвестиций, оказание помощи в развитии и предоставление рынков для их продукции. При этом заявлено о намерении действовать совместно с союзниками и партнерами на целом ряде конкретных направлений, в числе которых названы «ненадежная» цифровая инфраструктура, принудительный труд в цепочках поставок, а также незаконное и нерегулируемое рыболовство. Здесь же указано, что США «призовут Пекин к ответу» за такие нарушения, как геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне, нарушение прав человека в Тибете и демонтаж автономии и свобод в Гонконге. Также будет продолжено направление приоритетных инвестиций в американскую армию, которая призвана противостоять агрессии против союзников и партнеров в регионе и сможет помочь им защитить себя.
Отдельно заявлено о «постоянном интересе» США к поддержанию мира и стабильности в Тайваньском проливе, который назван «критически важным для безопасности и процветания региона». Поэтому США выступают против односторонних изменений там статус-кво любой из сторон и не поддерживают независимость Тайваня. И хотя вновь заявлено о приверженности политике одного Китая, однако одновременно документ подчёркивает, что она определяется не только «тремя совместными заявлениями и шестью заверениями», но и американским Законом об отношениях с Тайванем. В соответствии с ним США будут выполнять свои обязательства по поддержке самообороны острова и сохранению собственных возможностей противостоять любому применению силы или принуждению против него.
Антикитайская тема также нашла отражение в четвертом разделе документа о стратегии США в ИТР (OUR STRATEGY BY REGION), который объявлен «центром геополитики 21-го века». В качестве ответа на давление со стороны КНР подтверждена центральная роль АСЕАН и заявлено о стремлении к установлению более тесных связей в регионе с пятью союзниками и ближайшими партнерами, а также о приоритетном расширении дипломатического и экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии и тихоокеанскими островными государствами. Для решения региональных проблем особо отмечена критически важная роль Quad и AUKUS. При этом США намерены и дальше усиливать свою «коллективную мощь» через объединение и сближение союзников и партнеров, включая поощрение более тесного взаимодействия между странами-единомышленниками в ИТР и Европе.
В то же время в документе признается, что КНР занимает центральное место в мировой экономике и играет важную роль в решении общих проблем. Заявлено, что США имеют глубокие разногласия с коммунистической партией и властями Китая, однако они касаются правительств и систем двух стран, а не их народов. Поэтому администрация Байдена будет конкурировать с Китаем «ответственно», стремясь к большей стратегической стабильности через реализацию мер по снижению риска случайной военной эскалации, улучшению кризисных каналов связи и созданию взаимной транспарентности, под которой понимается «обязательное привлечение Пекина к наращиванию усилий по контрою над вооружениями». Особо подчеркивается, что США будут всегда готовы работать с КНР там, где интересы двух стран совпадают и требуют совместной работы на благо их народов и всего мира. В числе таких приоритетных направлений сотрудничества названы климат, угрозы пандемии, нераспространение ядерного оружия, борьба с незаконным оборотом наркотиков, глобальный продовольственный кризис и микроэлектроника.
Повышенное внимание в последней версии стратегии к Китаю связано с тем, что в результате скандального визита спикера нижней палаты американского Конгресса Нэнси Пелоси на Тайвань в начале августа отношения между США и КНР находятся на самом низком уровне за все время после установления дипломатических отношений в 1979 г. Пекин обвиняет США во вмешательстве во внутренние дела, отходе от политики одного Китая и создании направленных против него коалиций. В последнее время Пекин все более остро критикует США за ужесточение экспортного контроля в стремлении затормозить развитие его технологий в таких областях, как искусственный интеллект, суперкомпьютеры и передовые чипы.
МИД КНР назвал документ свидетельством устаревшего менталитета холодной войны. Подчеркнуто, что Китай не видит никакой пользы в такой риторике и действиях, которые усиливают геополитическое противостояние и соперничество между крупными державами, идут вразрез с реальной ситуацией в мире и не будут иметь успеха. В китайских СМИ американская стратегия также получила негативные оценки с указанием на многочисленные противоречия и логические нестыковки, которые показывают бессилие и некомпетентность американских властей перед лицом глобальных вызовов и проблем. Подчеркивается, что администрация Байдена не смогла внести никаких изменений в радикальный антикитайский курс Трампа, сохранила и даже усилила его. Резкой критике подвергнуто утверждение о глобальной конкуренции с Китаем, его характеристике как самого серьезного вызова для США, а также делении стран мира на демократии и автократии, которое имеет целью разрушить возможность мирного и гармоничного сосуществования различных цивилизаций. Преобладающим является вывод о том, что новая стратегия является зеркалом, отражающим эгоизм, амбиции и глубокий страх американских политических элит, которые не смогли и отказываются признать и принять фундаментальные изменения в мире.
Опубликованная Белым домом стратегия национальной безопасности является основополагающим документом, указывающим главные приоритеты и направления политики США в отношении Китая на ближайшие десять лет. Следует отметить, что она была обнародована накануне открытия завершившегося на днях 20-го съезда КПК и её можно рассматривать в качестве послания руководству Китая как в попытке оказать влияние на принятие его решений, так и в плане подготовки к ведущимся сейчас между двумя странами переговорам о возможной встрече Байдена и Си Цзиньпина в ноябре на полях саммита G-20 в Индонезии. Однако следует иметь в виду, что такой документ готовится каждой новой администрацией страны, приходящей к власти по результатам президентских выборов. С учетом непростой и непредсказуемой внутриполитической ситуации в США содержание и акценты в нем могут быть скорректированы по итогам предстоящих в 2024 г. очередных президентских выборов. Однако даже в случае смены администраций антикитайский вектор американской внешней и внутренней политики вряд ли претерпит существенные изменения.
Нет комментариев