
used image: The Bulgarian Parliament elected the government with Prime Minister Rosen Zhelyazkov // bnews.bg
© Подчасов Н.А., 21.01.2025
16 января 2025 г., почти через три месяца после состоявшихся в октябре 2024 г. выборов и в итоге сложных переговоров, Народное собрание Болгарии избрало кабинет министров. Новое правительство получило достаточно солидное большинство в болгарских реалиях – его поддержало 125 из 240 депутатов, на 4 больше, чем минимально необходимо[1]. Слабостью нового кабинета является пёстрый состав создавшей его коалиции: в неё входят четыре политические силы с очень разной идеологической направленностью, историей и методами работы. Тем не менее именно это правительство, по мнению болгарских экспертов, может оказаться наиболее стабильным из всех, что управляли страной за последние четыре года кризиса[2].
Причина возлагаемых на кабинет надежд заключается, как ни парадоксально, в слабости всех четырёх фракций, поддержавших его создание. Каждая из них в последнее время сталкивается с серьёзными вызовами и рискует лишиться занимаемого места в национальной партийной системе. Для всех членов правящей коалиции участие в управлении становится, таким образом, возможностью переломить ситуацию и сохранить влияние. С другой стороны, их относительная слабость снижает вероятность того, что кто-либо из партнёров сделает ставку не на успех общего дела, а на «выход со скандалом» – по крайней мере, в ближайшей перспективе.
В коалицию вошла партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), безусловный лидер среди политических сил Болгарии с 2009 г., лишь ненадолго утративший этот статус в 2021 г. На выборах в октябре 2024 г. ГЕРБ получила 26,38%, более чем на 10% обойдя ближайшего конкурента. Между тем за внешним фасадом стабильности этой партии скрываются острые проблемы. Затянувшееся (по мнению конкурентов) почти десятилетнее присутствие ГЕРБ во власти вызвало массовые народные протесты 2020 г. и привело к её превращению в партию-изгоя. В условиях глубокой фрагментации политического пространства и абсолютной невозможности добиться однопартийного большинства отсутствие партнёров означает приговор для любой политической силы.
Преодоление изоляции заняло несколько лет и привело к неоднозначным результатам. В 2023 г. оппоненты ГЕРБ были вынуждены пригласить её в правящую коалицию, а теперь, в 2025 г., эта партия возглавила кабинет министров. В то же время создатель и бессменный лидер ГЕРБ Бойко Борисов по-прежнему воспринимается остальными политиками как токсичный партнёр. Его кандидатура в качестве премьер-министра оказалась неприемлемой для союзников, на этот пост пришлось выдвинуть другого члена ГЕРБ, бывшего председателя парламента Росена Желязкова. Для партии, которая фактически является личным брендом Борисова, его «нерукопожатный» статус является серьёзной проблемой.
Теоретически участие в управлении страной должно способствовать восстановлению репутации Борисова. Однако задача эта – не из лёгких. С 2009 по 2021 гг. лидер ГЕРБ трижды занимал пост премьер-министра, его имя стойко ассоциируется с периодом 2010-х годов, закончившимся коррупционными скандалами и массовыми митингами протеста. На данный момент не ясно, каким образом партии удастся убедить население, что Борисов является предвестником прогресса, а не возвращения к прошлому.
Если для ГЕРБ членство в правящей коалиции является шансом вдохнуть в партию новые силы после тяжёлого имиджевого кризиса, то для её традиционного конкурента Болгарской социалистической партии (БСП) новое правительство можно сравнить с соломинкой, за которую хватается утопающий. До конца 2010-х годов. социалисты в Болгарии играли роль альтернативного ГЕРБ политического центра, аккумулируя протестные настроения. Именно этим объясняется победа в 2016 г. поддержанного БСП кандидата в президенты Румена Радева, который воспринимался обществом как представитель интересов не только социалистов, но вообще всех граждан, недовольных политикой ГЕРБ.
Однако с начала 2020-х годов БСП утрачивает статус лидера оппозиции. Её показатели на выборах резко снижаются. Из претендента на роль первой политической силы социалисты превращаются на выборах в апреле 2021 г. в третью по величине партию в парламенте, в ноябре 2021 г. – в четвёртую, наконец в октябре 2022 г. – в пятую. На выборах в октябре 2024 г. от шестого места БСП отделяла лишь десятая доля процента[3]. Стремительная маргинализация старейшей из политических партий Болгарии стала неприятным фактом для многих граждан, на протяжении поколений связывавших с БСП свою политическую идентичность. Она внесла свою лепту в снижение избирательной активности: по итогам последних выборов более 60% граждан проигнорировало голосование, несмотря на то что в Болгарии оно является обязательным[4].
В 2024 г. в БСП сменилось руководство. Прекратив «охоту на ведьм» в собственных рядах, социалисты взяли курс на объединение левых сил, что позволило несколько увеличить электоральный результат – на половину процента. В этой ситуации участие в правительстве (четыре министра и вице-премьер без портфеля) становится для БСП возможностью привлечь к себе внимание избирателей в качестве серьёзного политического игрока.
В аналогичной ситуации находится третий участник коалиции – партия с необычным названием «Есть такой народ» (ЕТН). Она представляет собой личный проект известного телеведущего Слави Трифонова, которому удалось в 2021 г. перехватить у социалистов роль лидера оппозиции и главного конкурента ГЕРБ. На выборах в апреле 2021 г. ЕТН обогнала БСП, а уже в июле того же года на доли процента обошла ГЕРБ и стала первой политической силой. Здесь, однако, сказался недостаток политического опыта: партия не сумела договориться с партнёрами о коалиции, чем спровоцировала третьи выборы за год[5].
Просчёты ЕТН дали возможность новому популистскому проекту перехватить у неё пальму первенства, и на выборах в ноябре 2021 г. партия Трифонова опустилась с первого места на пятое, а в октябре 2022 г. вообще не смогла пройти в Народное собрание. Личная популярность Трифонова дала ей второй шанс: в апреле 2023 г. ЕТН снова вошла в парламент и к октябрю 2024 г. сумела поднять свой результат до 6,78% при пороге в 4%. Участие в правительстве, где партия получила четыре министерских портфеля, в том числе такой важный пост, как министерство экономики, позволяют ЕТН, как и БСП, надеяться на возвращение внимания избирателей и избавление от ярлыка «угасающей» политической силы.
Несколько иначе обстоят дела у четвёртого участника парламентского большинства, не вошедшего в правительство, а ограничившегося подписанием соглашения с ГЕРБ. Речь идёт об одном из двух осколков некогда мощной партии турецкого меньшинства в Болгарии: «Движение за права и свободы», ДПС. Эта влиятельная политическая организация в середине 2024 г. пережила раскол, разделивший её на «Демократию за права и свободы – Движение за права и свободы» (ДПС-ДПС) и «Движение за права и свободы – Новое начало» (ДПС-НН). На выборах в октябре прошлого года ДПС-НН одержало победу, на 4% обогнав своего конкурента (ДПС-НН – 11,54%, ДПС-ДПС – 7,48%). Стратегии двух партий очень различны: ДПС-НН делает ставку на агрессивную риторику, скандальные заявления и популистские методы, тогда как ДПС-ДПС придерживается более консервативных подходов. В долгосрочной перспективе вторая из них кажется более стабильной, однако краткосрочный успех при текущей динамике болгарских политических процессов может иметь далеко идущие последствия. Стремясь минимизировать имиджевые потери от поражения на выборах, ДПС-ДПС решила поддержать новое правительство, закрепляя свою репутацию надёжного, ответственного партнёра.
В итоге правящее большинство в болгарском парламенте составили: ГЕРБ, пытающаяся восстановить былое влияние после потрясений начала 2020-х годов, БСП и ИТН, потерявшие авторитет и пребывающие на грани маргинализации, и проигравший выборы осколок этнической турецкой партии ДПС-ДПС. Для каждой из них участие в управлении (пусть даже опосредованное, как в случае с представителями национального меньшинства) является возможностью задержать процесс утраты влияния, выиграть время для восстановления рейтингов.
Однако сформированное в январе 2025 г. правительство представляет собой последний шанс не только для поддержавших его политических сил. Внутриполитические события 2021–2025 гг. показали, что Болгария переживает одновременный кризис партийной и политической системы. Кризис партийной системы начался в 2021 г., когда БСП окончательно потеряла статус альтернативного ГЕРБ политического полюса. Развернувшаяся между претендентами на эту роль конкуренция препятствовала созданию устойчивых коалиций, что стало причиной чехарды кабинетов: с января 2021 по январь 2025 г. в Болгарии сменилось десять правительств – четыре регулярных и шесть технических.
В свою очередь кризисные явления, вызванные особенностями политической модели (парламентская демократия), наблюдались в течение последних десятилетий, постепенно усугубляясь. К ним относится падение избирательной активности (рекордом стали выборы в июне 2024 г. – проголосовали лишь 34,41% избирателей[6]), катастрофически низкий уровень доверия к институту Народного собрания (в декабре 2024 г. – 6%[7]), прогрессирующая фрагментация политического спектра (в октябре 2024 г. в парламент прошли восемь фракций, девятая не сумела преодолеть 4%-ный барьер, получив «всего» 3,99%[8]) и низкая договороспособность партийных лидеров, объяснимая «модой» на популистские методы политической борьбы: скандалы приносят больше дивидендов, чем компромиссы.
Совпадение в начале 2020-х годов трансформации партийной системы с кризисом политической модели спровоцировало «пробуксовку» государственной машины, когда проходящие по несколько раз в год выборы не приводят к созданию устойчивого управления, а лишь усугубляют ситуацию, подрывая доверие к действующим политикам и политическим институтам. В этих обстоятельствах формирование стабильного кабинета министров становится для политической элиты вопросом коллективных интересов, поскольку продолжение турбулентности грозит усугублением проблем, взрывами общественного недовольства и кардинальными переменами, не выгодными никому из действующих политиков.
На созданное в январе 2025 г. правительство возлагаются большие надежды. От его успехов будет зависеть будущее не только участников правящего большинства, но и представителей элиты, заинтересованных в сохранении существующих правил игры в болгарской политике.
Примечания:
[1] Борисов: Дал съм най-силните си хора да има правителство (обзор). Труд. 16.01.2025. URL: https://trud.bg/борисов-дал-съм-най-силните-си-хора-да-има-правителство-обзор/ (дата обращения: 21.01.2025).
[2] Първан Симеонов: Кабинет на ГЕРБ, БСП и ИТН с подкрепата на Доган е удобен за всички. Факти. 14.01.2025. URL: https://fakti.bg/bulgaria/941437-parvan-simeonov-kabinet-na-gerb-bsp-i-itn-s-podkrepata-na-dogan-e-udoben-za-vsichki (дата обращения: 21.01.2025).
[3] Избори за народни представители. 27 октомври 2024. Сумарни данни. Централна избирателна комисия. URL: https://results.cik.bg/pe202410/rezultati/index.html (дата обращения: 21.01.2025).
[4] Избори за народни представители. 27 октомври 2024. Обобщена активност на гласуване за страната. Централна избирателна комисия. URL: https://results.cik.bg/pe202410/aktivnost/index.html (дата обращения: 21.01.2025).
[5] Кандель П.Е. Парламентские и президентские выборы в Болгарии. Дубль 3. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 6 (24). С. 50-58. DOI: 10.15211/vestnikieran420213036
[6] Избори за членове на Европейския парламент от Република България и за народни представители. 9 юни 2024. Обобщена активност на гласуване за страната. Централна избирателна комисия. URL: https://results.cik.bg/europe2024/aktivnost/index.html (дата обращения: 21.01.2025).
[7] Радев и Киселова са с най-висок рейтинг. Сега. 23.12.2024. URL: https://www.segabg.com/hot/category-bulgaria/radev-i-kiselova-sa-nay-visok-reyting (дата обращения: 21.01.2025).
[8] Избори за народни представители. 27 октомври 2024. Сумарни данни. Централна избирателна комисия. URL: https://results.cik.bg/pe202410/rezultati/index.html (дата обращения: 21.01.2025).
Нет комментариев