
used image from Opposition 24 // www.flickr.com/photos/128406688@N07/
© Портанский А.П., 04.12.2020
Победа Джо Байдена на президентских выборах в США вызвала в Евросоюзе, если не умиротворение, то, по крайней мере, чувство избавления от того напряжения, в котором Европа пребывала весь период президентства Дональда Трампа. Пренебрежение международными институтами и мультилатерализмом, выход США из Парижского соглашения по климату и из ядерной сделки с Ираном, попытки Трампа ослабить Евросоюз и развязанная его администрацией торговая война, которая не обошла ЕС, угрозы пересмотра американского вклада в НАТО – для европейцев все это стало затянувшимся кошмаром, к которому они пытались адаптироваться в течение минувших четырех лет.
Уже в середине президентского мандата Трампа европейским политикам пришло осознание того, что ситуация в Трансатлантическом сообществе изменилась, и что в дальнейшем она может еще ухудшиться. Это ощущение достаточно откровенно выразил после саммита G7 в июне 2018 г. в Канаде председатель Европейского совета Дональд Туск, слова которого процитировали сразу несколько британских изданий: «У него есть метод, и он серьезен в своей миссии против основанного на правилах международного порядка... Фактически Трамп объявил поход против того, что мы отстаиваем». И далее Туск добавил, что европейцы должны быть готовы к «худшим сценариям» в связи с быстрой деградацией отношений с США при президенте Трампе, который представляет угрозу сформировавшимся в послевоенный период западным альянсам[1].
В том же духе высказался в феврале 2019 г. на российско-французском семинаре в Москве бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин, отметив, что после окончания Второй мировой войны США строили свою политику в интересах всего человечества, но с приходом новой американской администрации ситуация изменилась. И в этих условиях Европа, оставаясь историческим союзником Соединенных Штатов, не должна «равняться» на них во всем. В принятии ключевых решений европейцам следует рассчитывать, прежде всего, на самих себя, подчеркнул министр[2].
Произошедшая деградация отношений США–ЕС при Трампе казалась особенно шокирующей для Европы при их сравнении с уровнем двустороннего сотрудничества, который формировался при администрации президента Барака Обамы. Как известно, в течение второго срока Обамы между Брюсселем и Вашингтоном шли активные переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), в которое вкладывался смысл, далеко выходящий за рамки торговли. Как заявляла в 2013 г. заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд «ТТИП – это гораздо больше, чем торговое соглашение. Это политическая и стратегическая ставка, которую мы делаем друг на друга и на наше общее будущее»[3].
Проект ТТИП имел свои сложности в силу различия подходов сторон к таким проблемам, как сохранность личных данных, охрана окружающей среды, безопасность продуктов питания, разрешение споров инвестор-государство и др., поэтому на переговорах добиться серьезного прогресса не удалось. Тем не менее, никто не собирался отказываться от амбициозного проекта, просто осенью 2016 г. требовалась перезагрузка повестки. Однако с приходом в Белый дом Трампа переговоры были заморожены, ибо изначальный замысел новоизбранного президента заключался в попытке подорвать саму конструкцию Евросоюза, чтобы вести дела с каждым его членом в отдельности. Этого добиться, как известно, не удалось, но и симпатий к ЕС у Трампа не прибавилось.
Что теперь, когда новым хозяином Белого дома становится бывший вице-президент при администрации Обамы? На сей счет уже появилось мнение о том, что в отношениях с ЕС будет продолжен курс Обамы. Так ли это?
8 ноября с.г., выступая перед послами стран-членов ЕС в Брюсселе, Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что Европейский Союз предлагает новому президенту Джо Байдену перевернуть страницу прошлого, чтобы строить новое трансатлантическое партнерство. Здравоохранение, климат, цифровая экономика, реформирование основанной на правилах многосторонней торговой системы – это, по мнению главы Комиссии, лишь некоторые ключевые сферы, в которых Европа могла бы предложить США новую позитивную программу сотрудничества.
Вместе с тем фон дер Ляйен подчеркнула, что речь не идет о прежнем проекте ТТИП, ибо это означало бы попадание в ловушку программы пятилетней давности. Нужны новые подходы, ибо изменился мир, изменились США и ЕС. Выдвинув амбициозную идею нового партнерства с США, которое охватывало бы основные сферы – от безопасности до торговли и укрепления глобальных институтов, глава Комиссии сразу поставила одно жесткое условие, прозвучавшие в виде просьбы к будущей администрации. Дело в том, что еще весной с.г. некоторые страны ЕС подняли вопрос о введении налога на выручку технологических и цифровых компаний, большинство из которых являются американскими (Apple, Google, Facebook, Amazon). Как полагают в Еврокомиссии, невозможно, чтобы коммерческие гиганты свободно пользовались всеми преимуществами единого европейского рынка и не платили при этом соответствующие налоги. Это наносит ущерб социальной составляющей рыночной экономики. И, как подчеркнула Урсула фон дер Ляйен, «мы более не потерпим этого». Одновременно она выступила за подписание в середине 2021 г. международного соглашения по налогообложению цифровой торговли[4].
Безусловно, избавляясь от наследия Трампа, европейцы не могут рассчитывать на то, что Байден займет на 100% проевропейские позиции. С приходом к власти в Америке команды демпартии противоречия и трения между США и Европой никуда не денутся. К примеру, нельзя ожидать, что разом утихнет многолетний спор о субсидировании компаний Boeing и Airbus, соответственно, в США и ЕС, являвшийся уже не раз предметом рассмотрения в Органе по разрешению споров ВТО. Другое дело, что должна измениться сама атмосфера трансатлантических разногласий – дух естественной конкурентной борьбы вместо неприкрытой враждебности и регулярных угроз в твиттере, как это было при Трампе.
Восстановление прежнего трансатлантического сотрудничества между США и Европой, несомненно, поспособствовало бы решению острейших глобальных проблем, таких как борьба с пандемией и здравоохранение, изменение климата, кибербезопасность. Как заявлял Байден в ходе своей избирательной кампании, в случае его победы США вернутся в Парижское соглашение по климату, а также в ВОЗ. Можно надеяться, что будет дан новый импульс сложнейшей проблеме реформирования ВТО и в первую очередь будет преодолен возникший по вине администрации Трампа кризис Апелляционной инстанции в Органе по разрешению споров ВТО.
Наконец, одним из самых масштабных вызовов для трансатлантических партнеров станет фактор Китая. При администрации Обамы на сдерживание Китая были направлены два проекта – упомянутое ТТИП, а также Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Первое, как было отмечено, не подлежит восстановлению, второе реализовано без США. При Трампе Вашингтон ввязался в самостоятельное противодействие Китаю путем торговой войны. Однако трезвый взгляд на вещи говорит о том, что ни США, ни ЕС не заинтересованы в отделении или «расстыковке» (decoupling) с экономикой Китая, учитывая масштабы торговли и инвестиций. В последние годы обсуждение проблемы «расстыковки» вышло на серьезный международный уровень[5], однако администрация Трампа никак не проявляла интереса к этим дебатам. Очевидно, теперь, с приходом администрации Джо Байдена, США и ЕС попытаются выработать общую трансатлантическую стратегию в отношении второй экономической сверхдержавы.
Примечания:
[1] President Trump’s war on western world order. The Sunday Times. 30.06.18.
[2] Ю. Ведрин сделал данное высказывание в ответ на соответствующий вопрос автора, принявшего участие в упомянутом семинаре.
[3] Из выступления В. Нуланд на Атлантическом совете 12.11.13.
[4] Ruiz S. L'UE propose à Joe Biden un nouveau partenariat pour tourner la page Trump. 10.11.20. https://www.lecho.be/economie-politique/europe/general/l-ue-propose-a-joe-biden-un-nouveau-partenariat-pour-tourner-la-page-trump/10264267.html
[5] Имеется в виду Форум новой экономики (New economy forum – NEF), который проходил в Сингапуре в 2018 г. и в Пекине в 2019 г.
Нет комментариев