227
used image: President C. Ramaphosa outlined South Africa's G20 priorities
at the World Economic Forum's 2025 // www.weforum.org
© Худякова Л.С., 17.10.2025
15–16 октября 2025 г. в Вашингтоне на полях ежегодной сессии Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка состоялось 4–я встреча министров финансов и управляющих центральными банками стран G20. Это была последняя встреча перед ноябрьским саммитом в Йоханнесбурге, который завершает двадцатилетний цикл ротационных председательств данного объединения. Первый саммит G20 на высшем уровне состоялся в Вашингтоне в ноябре 2008 г. в разгар глобального финансового кризиса и положил начало глобальной реформе финансового регулирования. До этого, как известно, G20, созданная в 1999 г. в ответ на азиатский финансовый кризис, собиралась на межминистерском уровне. Другая особенность нынешнего саммита – это тот факт, что впервые он будет проходить на африканском континенте и завершает еще один цикл, меньший по срокам, но не по значимости: четырехлетний цикл, когда председательство в G20 осуществляли страны БРИКС, что позволило сместить акцент в повестке на проблемы развития. В 2022 г. председательствовала Индонезия, в 2023 г. – Индия, в 2024 г. – Бразилия и наконец в 2025 г. – ЮАР. Такой график позволил странам БРИКС осуществлять преемственность и последовательность в продвижении интересов Глобального Юга и равноправного диалога с Глобальным Севером. Период председательства Индии ознаменовался важнейшим событием – Африканский союз стал полноправным 21-м членом G20.
Задачей всех четырех председательств стран БРИКС является обеспечение финансирования развития для устойчивого, инклюзивного экономического роста и социальной справедливости. Не случайно среди девизов последних саммитов G20 – равенство, солидарность, инклюзивность, многосторонность, устойчивый экономический рост. ЮАР при разработке приоритетных направлений своего председательства опиралась на наследие предыдущих трех лет, учитывая при этом насущные интересы африканских государств. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2025 г., президент ЮАР С. Рамафоса особо выделил необходимость расширения доступа к финансированию развития, включая повышение устойчивости к природным катаклизмам и преодоление последствий стихийных бедствий, от которых страдают прежде всего наименее развитые страны. И здесь необходима мобилизация ресурсов из самого широкого спектра источников: официальная помощь развитию, различные международные, климатические и «зеленые» фонды, ресурсы многосторонних банков развития, включая ВБ и региональные банки, а также привлечение частного капитала с учетом гарантий со стороны межгосударственных организаций.[1] Проблематика инвестирования в адаптацию и повышение сопротивляемости к изменениям климата (A&R – Adaptation and Resilience)также будет обсуждаться в рамках COP-30 (Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата), заседание которой будет проходить в Бразилии в ноябре 2025 г. СОР – это еще одна площадка, где страны БРИКС и другие государства Глобального Юга координируют свою политику.
Особое внимание в дискуссиях финансового трека уделяется необходимости в современных экономических и геополитических условиях более активно использовать ресурсы многосторонних банков развития (МБР). Инициативы по модернизации и увеличению капитала МБР для финансирования развития ранее выдвигали Индия в 2023 г. и Бразилия в 2024 г. ЮАР также сделала этот вопрос приоритетным. На третьей встрече министров финансов и управляющих ЦБ стран G20 в Дурбане (ЮАР) 17–18 июля 2025 г. обсуждалась необходимость укрепления механизма отчетности и мониторинга достигнутого прогресса в рамках Дорожной карты по развитию МБР. ЮАР также выступила с поддержкой требования «справедливого» энергоперехода (Just Transition), для которого необходимы улучшение качества и увеличение объемов финансирования климатических проектов, а также открытый доступ к «зеленым» технологиям для стран Глобального Юга.
На встрече в Дурбане в центре обсуждения был и вопрос о путях решения проблемы долговой уязвимости стран с низким и средним уровнем дохода, что является причиной низких темпов экономического роста в этих странах, невозможности осуществлять инвестиции, в том числе в социальную сферу. Страны G20 в коммюнике по итогам встречи подчеркнули готовность к дальнейшему укреплению реализации Общего рамочного документа в этой области (ОРД) и одобрили Записку по оценке шагов по реструктуризации долга в рамках ОРД. Было также одобрено использование ресурсов SDR, сумма которых превысила эквивалент 100 млрд долл. США, для направления нуждающимся странам, а также озвучены текущие добровольные обязательства на сумму 113,8 млрд долл. от 35 стран.[2] На четвертой встрече в Вашингтоне была принята специальная Декларация по продолжению усилий, направленных на решение долговой проблемы развивающихся стран.
Вопросы, озвученные в выступлениях президента С. Рамафосы, а также других официальных представителей ЮАР, нашли свое отражение в Дорожной карте, представленной Рабочей группой по Устойчивому финансированию, которая содержит ключевые выводы и рекомендации для достижения трех приоритетов: усиления глобальной инфраструктуры для устойчивого финансирования; увеличения финансирования адаптации к изменению климата; развития рынков углеродных кредитов. Среди основных рекомендаций можно отметить следующие: укрепление сотрудничества между климатическими фондами и МБР; изучение возможностей для создания прозрачного, стабильного благоприятного климата для увеличения частных инвестиций в адаптацию; стимулирование сотрудничества по развитию рынка углеродных кредитов и повышению их эффективности[3].
Отметим, что ни одобрение тех или иных инициатив на межминистерских встречах, заседаниях рабочих групп G20, ни даже включение в декларации саммитов не гарантируют их реализацию на практике. Решения G20, являющейся платформенным объединением не имеют юридической силы, а только юридическую значимость, т.е. добровольное моральное обязательство стран-членов. Именно поэтому на протяжении уже многих лет G20 с разных сторон подвергается критике за низкую эффективность своей работы. Тем не менее Большая Двадцатка остается единственной платформой, где встречаются ведущие страны Глобального Севера и Глобального Юга для обсуждения актуальных проблем мирового развития. Поэтому для стран Глобального Юга является важным использовать эту платформу как для консолидации собственной позиции, так и для ее продвижения в международном сообществе.
Примечания:
[1] https://tvbrics.com/news/yuar-predstavila-prioritety-predsedatelstva-v-g20-na-vsemirnom-ekonomicheskom-forume/?ysclid=mgl2ikutwl347803448
[2] https://g20.org/g20-media/3rd-finance-ministers-central-bank-governors-meeting/
[3] Finance Track Chairs Summary 4th finance ministers & central bank governors meeting Washington, D.C. 15–16 october 2025. https://www.mof.go.jp/english/policy/international_policy/convention/g20/20251016.pdf




Нет комментариев