Парадоксы шведской демократии играют на руку Эрдогану?

345

used image: Flags of Turkiye and Sweden // Internet

© Белухин Н.Е., 25.01.2023

Противоречия между Турцией и Швецией по вопросу вступления последней в НАТО, обострившиеся в начале января 2023 г., обнажают целый ряд взаимосвязанных вопросов по таким острым темам как границы свободы слова, специфика работы шведских спецслужб и региональная безопасность Северной Европы. Наглядной иллюстрацией этих противоречий стало то, что в субботу 21 января 2023 г. в Стокгольме прошли три демонстрации, связанные с процессом вступления страны в НАТО и при этом выражающие полярные по отношению друг к другу точки зрения.

Первой акцией стало сожжение Корана поблизости от посольства Турции около 13:00, организованное известным исламофобом и правым радикалом из Дании Расмусом Палуданом, который ещё в понедельник публично заявил о подобном намерении, но не с целью поддержать курдов, а в качестве акции в защиту свободы слова1. Сам радикал перед акцией подчеркнул, что «не хотел бы видеть в Швеции ни курдов, ни турок». Несмотря на масштабное осуждение подобного действия со стороны мусульманского сообщества, сама акция прошла довольно спокойно и помимо журналистов и полицейских собрала всего около 50 наблюдателей. Можно сказать, что на этот раз примерить эпатажный образ мученика за свободу слова и вызвать своей провокацией масштабные столкновения с полицией, как это произошло в апреле 2022 г. в нескольких шведских городах, Р. Палудану не удалось.

Подобные радикальные перфомансы, находящиеся «в рамках закона, но не обязательно уместные» в формулировке премьер-министра Швеции Ульфа Кристерссона, граничащие с экстремизмом и испытывающие на прочность пределы свободы слова, пожалуй, можно считать уже привычной частью политической жизни стран Северной Европы. В этом отношении симптоматично, что лидер Шведских демократов Й. Окессон назвал слова премьер-министра, выразившего сочувствие оскорбленным мусульманам в связи с акцией Р. Палудана, «очень беспокоящими» и напомнил, что правительство должно в «любой ситуации бескомпромиссно отстаивать свободу слова»2. При этом такие эксцессы весьма широкой свободы слова в Швеции как раз могут помочь Р. Эрдогану выступить в так нужном ему образе защитника веры и мобилизовать электорат для победы на грядущих выборах в 2023 г.

В связи с этим можно вспомнить и широко известную публикацию карикатур на пророка Мухаммеда шведского художника Ларса Вилкса в датской газете Jyllands-Posten в сентябре 2005 г., вызвавшую так называемый карикатурный кризис, а также и менее известную выставку работ скандального шведского художника Дэна Парка. Выставка прошла в 2014 г. во дворце Кристиансборг – резиденции датского парламента – при содействии ультраправой Датской народной партии. Сам Парк, кстати, до этого в Швеции был приговорен к пяти месяцам тюрьмы за проявление ненависти к этническим группам, в частности, к темнокожему населению3. Примечательно, что буквально в декабре 2022 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН в своём заключении признал неправильным демонстрацию работ Дэна Парка в датском парламенте и призвал власти Дании принести официальные извинения шведскому парламентарию Момодо Джэллоу, а также выработать новые меры по противодействию риторике, разжигающей расовую ненависть. Парламентарий от Левой партии Момодо Джэллоу на одной картине был изображён в образе сбежавшего раба, а на другой – висящим в петле4. Страны Северной Европы в целом в последнее время всё чаще стали подвергаться критике со стороны ООН в вопросах соблюдения прав человека. Негативные реакции вызывают планы Дании перенести процедуру рассмотрения заявок на получение убежища и временное содержание мигрантов-кандидатов на предоставление убежища со своей территории в Руанду. В ноябре 2022г. эксперты ООН призвали Швецию активнее бороться с системным расизмом, отметив, что одна из главных проблем растущей преступности в Швеции состоит в отсутствии доверия между полицией и сообществами этнических меньшинств, а также в недостаточном сборе полицейскими данных, связанных с вопросами расы и этничности5. Сожжение Корана и «курдский вопрос», по всей видимости, могут дать дополнительные поводы для критики.

Второй демонстрацией после акции Р. Палудана стал митинг, проведенный Союзом европейских турецких демократов перед зданием посольства Турции в поддержку Реджепа Эрдогана. Наконец, третьей манифестацией стал марш уже против Р. Эрдогана и присоединения Швеции к НАТО, организованный Курдским общественным демократическим центром. Участники марша прошли от площади Норра Банторгет, символического центра шведской социал-демократии, до площади Медборгарплатсен6. С одной стороны, то, что в шведской столице были в один день публично продемонстрированы сразу три радикальные точки зрения, пусть и под бдительным надзором полиции, которая готовилась к возможным столкновениям и использовала дроны для мониторинга происходящего, может говорить о присутствии серьёзных противоречий в шведском обществе. С другой стороны, те же самые действия вполне можно счесть проявлением двойных стандартов. Ведь в то самое время, когда шведские власти дают согласие на общественные демонстрации в поддержку курдов, выяснилось, что в одном из крупнейших банков Швеции SEB заморожен счёт издательства Heval Förlag, связанного с курдским «Комитетом Рожавы», а Служба государственной безопасности Швеции (швед. SÄPO), по сообщениям СМИ, начала гораздо тщательнее следить за действиями лидеров курдского сообщества7.

Вообще рассматривать Швецию как исключительного благодетеля курдов и ранее можно было лишь с оговорками, поскольку в 1980-х гг. члены курдской диаспоры подозревались в причастности к громкому делу об убийстве премьер-министра Улофа Пальме, а в современной Швеции насчитывается около 30 известных случаев, когда SÄPO предъявляла курдам обвинения в терроризме и депортировала их или угрожала депортацией в Турцию8. Журналист Иоаким Медин пишет, что за последние годы 38 курдов были объявлены SÄPO представляющими угрозу для безопасности королевства, но им так и не предъявлено конкретных обвинений и доказательств9.

При наличии подобных практик разрешение шведских властей на проведение в Стокгольме исламофобской акции выглядит ещё более нелогичным, так как только ужесточает позицию Анкары и фактически нивелирует значимость предыдущих уступок. Учитывая размытость условий трёхстороннего меморандума, у Турции есть возможность продолжать ужесточать предъявляемые требования. Если в конце июня 2022 г. министр юстиции Турции говорил о необходимости выдачи 33 «террористов» в совокупности из Финляндии (12) и Швеции (21), а Р. Эрдоган на итоговой пресс-конференции заявил, что одна только Швеция связана обязательствами по выдаче 73 лиц10, то после январской акции «Комитета Рожавы» речь уже зашла о 130 «террористах», суммарно подлежащих выдаче из Швеции и Финляндии. В этих условиях сложно говорить о каких-либо конкретных критериях для достижения взаимоприемлемого турецко-шведского компромисса. Ставки в споре вновь могут быть повышены, а члены курдской диаспоры, особенно не обладающие шведским гражданством, продолжают подвергаться высокому риску высылки из страны – этому может поспособствовать то, что SÄPO квалифицируют их в качестве лиц, представляющих угрозу национальной безопасности11.

Другие курдские диаспоры в странах ЕС также обеспокоены происходящим в Швеции и политическими уступками Стокгольма Анкаре. К примеру, Бериван Фират, представитель Курдского демократического совета во Франции, где также зафиксированы нападения на курдов, заявил: «Швеция продаёт курдов и, тем самым, подрывает свою собственную демократию…Франция и Швеция должны понять, что курды – друзья для светских государств Европы и сражаются против обскурантизма. Ещё не поздно принести извинения»12. Таким образом, в ближайшем будущем в Швеции и в других европейских странах нельзя исключать новых масштабных прокурдских демонстраций, которые продолжат осложнять шведско-турецкие отношения.

Помимо собственно курдского вопроса серьезные трения между Стокгольмом и Анкарой вызывает традиционная критика Швецией нарушения прав человека в Турции. Показательно, что менее чем уже через год пребывания в должности в октябре 2021 г. посол Швеции в Турции Стаффан Хэррстрём был объявлен персоной нон грата после публикации совместного с послами девятью других стран, включая соседние Данию, Норвегию и Финляндию, протестного письма против ареста правозащитника Османа Кавалы13. Шведская партия «Либералы» в 2021 г. заявляла, что НАТО необходимо более тщательно проверять членов альянса и, в частности, Турцию на соответствие ценностям, прописанным в преамбуле Устава НАТО. В 2018 г. партия предлагала Швеции – после вступления последней в альянс – выступать за введение специальной процедуры проверки демократических стандартов, как в странах-кандидатах, так и в членах альянса, что должно привести к «исключению Турции». Показательно, что сейчас, когда от Турции зависит вступление Швеции в НАТО, партия не готова повторить прежнее требование14. Умеренная коалиционная партия заявляла в 2019 г. в Риксдаге, что Турция не оправдала ожиданий ЕС, прежде всего в силу деградации демократии и правого государства, а партия «Христианские демократы» открыто выступала в 2021 г. за полное прекращение переговоров с Турцией о членстве в ЕС. Наконец, лидер Шведских демократов Йимми Окессон отметился в марте 2020 г. тем, что раздавал на греко-турецкой границе беженцам листовки, где говорилось, что «отправляться в Швецию – плохая идея», «страна переполнена» и т.д.15 В 2021 г. он требовал введения санкций в отношении Турции из-за «тактики шантажа» в миграционном вопросе и прекращения предоставления ей любой финансовой помощи «как со стороны самой Швеции, так и ЕС и его стран-членов». Несмотря на утверждение главы МИД Швеции Тобиаса Бильстрёма, что нынешнее коалиционное правительство не имеет негативного «багажа» в вопросе поддержки прокурдских организаций на территории Швеции и поэтому ему якобы будет проще вести переговоры16, очевидно наличие другого «багажа», а именно систематической критики Турции, градус которой Стокгольм сейчас пытается свести к минимуму. В контексте нынешнего обострения отношений слова Т. Бильстрёма выглядят неоправданно оптимистичными, даже учитывая, что с конца сентября прошлого года шведская Инспекция по экспорту стратегических товаров впервые с 2019 г. начала выдавать лицензии на поставки продукции военного назначения в Турцию17, и что в ноябре новое шведское правительство декларативно дистанцировалось от поддержки Курдского Демократического союза и Отрядов народной самообороны.

Свою роль в разрешении затянувшихся шведско-турецких споров по вступлению Швеции в НАТО способны сказать США, с которыми шведы расширяют военное взаимодействие. В начале января 2023 г. министр обороны Швеции Пол Йонсон заявил о подготовке соглашения об оборонном сотрудничестве с США, в котором будут прописаны условия нахождения на территории Швеции складов и необходимой инфраструктуры для размещения американских военнослужащих, которые, однако, формально не будут считаться полноценными базами. Аналогичное соглашение уже ратифицировано норвежским парламентом в мае 2022 г.18, переговоры о заключении подобных соглашений с Вашингтоном также начали Дания и Финляндия19. Это радикальным образом меняет безопасность в Балтийском регионе и Северной Европе по сравнению с периодом холодной войны. Тогда в условиях северного баланса Дания и Норвегия обладали оговорками в отношении размещения войск США на своей территории и проведения учений в районах, представлявших стратегическую важность для безопасности СССР.

Очевидно, напряженность в связи с курдским вопросом не способна серьёзно изменить вектор на углубление оборонного сотрудничества стран Северной Европы и США. Очередным подтверждением этого стали слова П. Йонсона, сказанные на конференции о том, что, даже не являясь членом НАТО, Швеция в случае вооруженного конфликта «будет действовать вместе с другими»20.

Со своей стороны Финляндия, которая пользуется бОльшим расположением Турции по сравнению с соседями, в лице министра иностранных дел Пекки Хаависто вновь подтвердила, что северные страны не могут осуществлять военное планирование без Швеции. Предложение Р. Эрдогана, ускорить принятие Финляндии в альянс без привязки к Швеции, изначально было воспринято, как попытка внести раздор в отношения двух стран, к которому не стоит относиться серьёзно21. Однако сейчас финская сторона уже озвучила возможность рассмотрения такого сценария, если в диалоге Швеции и Турции долгое время не будет улучшений22.

Американская сторона также готовит почву для сделки о продаже 40 истребителей F-16 Турции, что должно поспособствовать смягчению её позиции по вопросу вступления Швеции и НАТО. Тем не менее, после встречи Э. Блинкена и М. Чавушоглу в Вашингтоне 18 января прорывного решения на этом направлении пока не просматривается23, но даже успешная сделка Вашингтона и Анкары по поставке вооружений уже не может гарантировать непременную благосклонность Турции в отношении Швеции по вопросу вступления последней в НАТО24. По словам того же Пекки Хаависто, многое, касающееся одобрения Турцией вступления Швеции и Финляндии в НАТО, происходит в кулуарах и не освещается в СМИ, но, судя по беседам с коллегами, целый ряд стран-членов НАТО сейчас пытается повлиять на турецкую позицию

Сейчас ожидается, что в феврале Венгрия одобрит вступление Швеции и Финляндии в НАТО, а на соответствующее решение Турции, вероятно, не стоит рассчитывать раньше проведения майских выборов и лета. Ранее в январе ещё до сожжения Корана Ибрагим Калын, официальный представитель президента Турции, говорил, что его страна не намерена одобрять шведскую заявку, пока Риксдаг не проголосует за новое законодательство в сфере борьбы с терроризмом, которое по плану Министерства юстиции Швеции, должно вступить в силу 1 июня 2023 г.25

Подводя итог, отметим, в шведской позиции проявляется непоследовательность и совмещение противоречащих друг другу практик. С одной стороны – стремление продемонстрировать общественный плюрализм, который оказывается настолько радикальным, что рискует перечеркнуть предыдущие и без того скромные достижения в диалоге с Турцией, а с другой – наличие недемократических практик, когда члены курдской диаспоры могут быть высланы из страны по неразглашённым причинам на основе оценок SÄPO. В нынешних условиях более убедительной видится позиция тех шведских публицистов, которые считают, что коренной пересмотр основ внешней политики Швеции и отказ от внеблокового статуса должен был осуществляться «на основе серьёзного анализа и народного обсуждения». А само решение о вступлении в НАТО – приниматься на основе референдума, который обеспечил бы ему более высокий уровень легитимности, чем то краткосрочное обсуждение проблем безопасности, которое прошло весной 2022 г.26

Примечания:

1 Holm G. Paludan vill bränna Koranen vid Turkiets ambassad. Expressen, 16.01.2023. Available at: expressen.se/nyheter/paludan-vill-branna-koranen-vid-turkiets-ambassad/ (accessed 19.01.2023)
2 Åkesson kritiserar Kristersson: Finns en gräns. Borås Tidning, 23.01.2023. Available at: https://www.bt.se/nyheter/akesson-kritiserar-statsministern-bekymrande-4d6811cb/ (accessed 23.01.2023)
3 Gatukonstnären Dan Park döms till fängelse – förhets mot folkgrupp. SVT, 08.11.2022. Available at: https://www.svt.se/kultur/gatukonstnaren-dan-park-doms-till-fangelse-for-hets-mot-folkgrupp (accessed 23.01.2023)
4 FN kritiserar Danmark för rasistisk utställning med svensk konstnär. SVT, 05.01.2023. Available at: https://www.svt.se/kultur/fn-kritiserar-danmark-for-dan-park-utstallning (accessed 23.01.2023)
5 Kristiansen T. FN kritiserer Sverige: Det gjøres ikke nok mot rasisme. Document, 5.11.2022. Available at: https://www.document.no/2022/11/05/fn-kritiserer-sverige-det-gjores-ikke-nok-mot-rasisme/ (accessed 05.11.2022)
6 Lugna demonstrationer i Stockholm. TT, 21.01.2023. Available at: https://tt.omni.se/lugna-demonstrationer-i-stockholm/a/KnPd3E (accessed 23.01.2023)
7 Medin J. Säpo granskar kurdiska ledare: «Det är en skam för demokratin». ETC, 21.01.2023. Available at: https://www.etc.se/feature/saepo-granskar-kurdiska-ledare-det-aer-en-skam-foer-demokratin (accessed 23.01.2023)
8 Guillou J. Sveriges jakt på kurder är gåtfull. Expressen, 05.12.2021. Available at: https://www.aftonbladet.se/nyheter/kolumnister/a/PoEo87/sveriges-jakt-pa-kurder-ar-gatfull (accessed 24.01.2023)
9 Swedin D. Daniel Swedin: VadErdoğantyckerär terrorism ärheltointressantförSverige. Arbetet, 30.06.2022. Available at: https://arbetet.se/2022/06/30/vad-erdogan-tycker-ar-terrorism-ar-helt-ointressant-for-sverige/ (accessed 24.01.2023)
10 Erdogan: Sverige har lovat utlämna 73 terrorister till Turkiet. SVT, 01.07.2022. Available at: https://www.svt.se/nyheter/inrikes/erdogan-sverige-har-lovat-att-utvisa-73-terrorister (accessed 24.01.2023)
11 Utrikesminister Haavisto om Turkiets krav: Sannolikt en reaktion på den upphängda dockan i Sverige. Yle, 16.01.2023. Available at: https://svenska.yle.fi/a/7-10026564 (accesssed 24.01.2023)
12 Gasslander T., Elvander J. Erdogan kräver att 73 kurder utlämnas – ”De trampar på oss”. Flamman, 01.07.2022. Available at: http://flamman.se/a/erdogan-kraver-att-73-kurder-utlamnas-de-trampar-pa-oss (accessed 24.01.2023)
13 Elvander J. Franska kurder efter mordattentatet: ”Sverige säljer ut oss till Erdogan“. Flamman, 12.01.2023. Available at: http://flamman.se/a/franska-kurder-efter-mordattentatet-sverige-saljer-ut-oss-till-erdogan (accessed 23.01.2023)
14 SvenskambassadörtvingasurTurkiet. Expressen, 23.10.2021. Available at: https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/47RyRa/svenskambassador-tvingas-ur-turkiet (accessed 24.01.2023)
15 Söderström J. Pehrson: Agera i Nato så att Turkiet utesluts. Nya aktuellt i politiken, 17.01.2023. Available at: https://aip.nu/pehrson-agera-i-nato-sa-att-turkiet-utesluts/ (accessed 22.01.2023)
16 Stigfur S. Jimmie Åkesson delar ut flygblad vid grekisk-turkiska gränsen. Aftonbladet, 05.03.2020. Available at: https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/GGm3x6/jimmie-akesson-delar-ut-flygblad-vid-grekisk-turkiska-gransen (accessed 23.01.2023)
17 Svahn N. Billström: Vi har inget bagage i Natofrågan. Svenska Dagbladet, 30.10.2022. Available at: https://www.svd.se/a/6933RL/billstrom-vi-har-inget-bagage-i-natofragan (accessed 23.01.2023)
18 Sverige öppnar officiellt för vapenexport till Turkiet. Dagens Nyheter, 30.09.2022. Available at: https://www.dn.se/sverige/sverige-oppnar-officiellt-for-vapenexport-till-turkiet/ (accessed 24.01.2023)
19 Gram B. A. Dette betyr forsvarsavtalen med USA for dere lokalt. Regjeringen, 25.05.2022. Available at: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/sdcalokalt/id2914513/ (accessed 23.01.2023)
20 USA-avtal ska bädda för snabbt militärt stöd. Borås Tidning, 09.01.2023. Available at: https://www.bt.se/nyheter/forsvarssamarbete-med-usa-fordjupas-b8949645/ (accessed 23.01.2023)
21 Thurfjell K. Sverige ”inte passivt” om Nato dras in i kriget. Svenska Dagbladet, 09.01.2023. Available at: https://www.svd.se/a/8J9lnw/pal-jonson-sverige-ar-inte-passiva-om-nato-dras-in-i-kriget (accessed: 23.01.2022)
22 Haavisto: Vi används mot Sverige – gillar det inte. MSN, 09.01.2023. Available at: https://www.msn.com/sv-se/nyheter/inrikes/haavisto-vi-anv%C3%A4nds-mot-sverige-%E2%80%93-gillar-det-inte/ar-AA167zsR (accessed 23.01.2023)
23 Ingen islossningnär USA ochTurkietmöttes. Epoch Times, 18.01.2023. Available at: https://www.epochtimes.se/Ingen-islossning-nar-USA-och-Turkiet-mottes (accessed 23.01.2023)
24 Manning R. A. The Turkey Dilemma and the Limits of US Power. The Hill, 18.01.2023. Available at: https://thehill.com/opinion/international/3817873-the-turkey-dilemma-and-the-limits-of-us-power/ (accessed 24.01.2023)
25 Mannila S. Utrikesminister Haavisto om Turkiets krav: Sannolikt en reaktion på den upphängda dockan i Sverige. Yle, 16.01.2023. Available at: https://svenska.yle.fi/a/7-10026564 (accessed 24.01.2023)
26 Sjöstedt J. Lägg Natoansökan på is. Dagens Arena, 01.12.2022. Available at: https://www.dagensarena.se/opinion/lagg-natoansokan-pa/ (accessed 24.01.2023)


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
14.06.2024

Выходит в свет очередной номер журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 6, 2024). Структурно он содержит несколько крупных рубрик.

подробнее...

13.06.2024

Состоялась конференция ЦМБ «Новый миропорядок и технологическая революция». Были рассмотрены изменения в системе международной безопасности, связанные с динамичными военно-политическими, военно-стратегическими и военно-техническими процессами в условиях трансформации мирового порядка.

подробнее...

Вышли из печати