Африканская повестка БРИКС: интересы азиатских игроков

833

used image: Саммит БРИКС в ЮАР 22 августа 2023 // youtube

© Ломова А.А.,
© Карамаев С.Г.,
22.08.2023

С 22 по 24 августа 2023 г.в ЮАР пройдёт 15-й саммит БРИКС. Его главная тема обозначена как «БРИКС и Африка: Партнёрство для совместного процветания, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности». Подчёркивание африканского вектора не случайно: Африка – это огромная территория, большая численность населения и серьёзные темпы экономического роста. К 2050 г. ее население составит 25% от мирового, в целом на континент придётся до 50% его мирового прироста, что обеспечит Африке в пять раз больше рабочей силы, чем к тому моменту будет у Европы, и больше, чем у Китая и Индии вместе взятых1. По мнению ряда экспертов, именно Африка станет драйвером будущего мирового экономического роста2.

Интерес БРИКС к Африке взаимен: среди двух десятков государств, которые выразили желание присоединиться к БРИКС, есть несколько африканских стран – Египет, Эфиопия, Алжир. Первая половина 2023 г. стала плодотворной в плане подачи заявок различных государств на вступление в данный союз – интерес проявили Египет, Бангладеш, Эфиопия. Реакция внутри самого БРИКС неоднозначная. Сопряжение повесток стран – кандидатов в БРИКС и китайской инициативы «Пояс и Путь» не устраивает индийских партнёров, для которых активные экономические контакты Китая с Пакистаном и другими странами азиатского региона, создающими логистические цепочки вне Индии, представляют существенную угрозу интересам Нью-Дели. Хотя Индия рассматривает концепцию многополярного мира как более справедливую систему мироустройства по сравнению с существующей, она опасается роста влияния КНР в случае расширения БРИКС. Кроме того, Индия претендует на роль одного из лидеров на международной арене и проводит активную политику, в том числе в отношении стран Африки, используя свои преимущества: отсутствие языкового барьера (английский язык является государственным для половины стран африканского региона) и негативное восприятие индийской политики (Китай в Африке часто обвиняют в неоколониализме). Индия способствует развитию африканских проектов в области интернет-технологий (Pan-African E-network Project) и в сырьевом секторе3, а также играет все большую роль в миротворческих операциях на африканском континенте4.

Китай, в свою очередь, делает ставку на создание неформальной сети союзов, на которую можно опереться для дальнейшего укрепления системы существующих двусторонних и многосторонних каналов взаимодействия. В рамках БРИКС Китай может как наращивать партнёрство непосредственно с экономическим лидером африканского континента – ЮАР, так и использовать эту платформу для более активной коммуникации с другими странами континента.

25 июля 2023 года в преддверии саммита лидеров БРИКС в Йоханнесбурге прошли переговоры главы канцелярии Комиссии по иностранным делам Центрального комитета Коммунистической партии Китая Ван И и министра иностранных дел ЮАР Наледи Пандор5. Стороны условились развивать сотрудничество не только по линии двусторонних отношений КНР – ЮАР (в торговле, инвестициях, сельском хозяйстве, энергетике, производстве, строительстве инфраструктуры, в том числе сопряжении «Пояса и Пути» с Планом экономической реконструкции и восстановления Южной Африки), но и по линии БРИКС. Существенный интерес для стран Африки, для ЮАР в частности, представляет китайский опыт борьбы с бедностью. В Южно-Африканской Республике около 80% населения живет за чертой бедности, страна регулярно лидирует в рейтингах социального неравенства6. Китай, который добился серьезных успехов в преодолении нищеты и отсталости, а также реализовал цель построения среднезажиточного общества, как никто другой, понимает потребности и проблемы беднейших стран. КНР, со своей стороны, подтвердила, что готова помочь африканским странам в реализации Повестки на период до 2063 года, содействовать интеграции Африки и придать новый импульс построению китайско-африканского сообщества единой судьбы7.

Для России многополярность представляет собой краеугольный камень новой концепции устройства международных отношений как противовес «порядку, основанному на правилах», продвигаемому Европой и США. Африка занимает в этой концепции особое место. Как подчеркнул министр экономического развития России М. Решетников, «тот, кто сейчас выстроит взаимодействие с регионом, получит ценного экономического партнёра на десятилетия вперёд»8. Страны Африки наиболее интересует сотрудничество в области сельского хозяйства, энергетики, технологий добычи и производства полезных ископаемых (включая редкоземельные металлы), развития городов и урбанизации, цифровой повестки (особенно по линии «государство – население»), а также в привлечении прямых иностранных инвестиций, в том числе частного капитала. Пока что основными торговыми партнерами Африки остаются ЕС, Китай, США, Индия, ОАЭ9. Товарооборот между Россией и Африкой, по данным Минэкономразвития России, составляет всего 18 млрд долл.10. Кроме того, наблюдается значительный региональный дисбаланс, поскольку 2/3 товарооборота приходится на 6 североафриканских стран.

Очевидно, что развитие двустороннего сотрудничества потребует от России колоссальных ресурсов – и финансовых, и человеческих. Нехватка квалифицированных кадров для работы на африканском треке по линии российских дипломатических представительств и консульских учреждений можно восполнить, перенаправив высланных из США и Западной Европы дипломатов (напомним, что с января 2022 года высылка российских дипломатов достигла беспрецедентных масштабов – более 600 человек)11. Куда более остро стоит финансовый вопрос: хватит ли у российского бюджета в условиях проведения СВО ресурсов для создания долгосрочных инвестиций?

Для африканских же элит главными темами являются трансформация устойчивых политических отношений в прочное экономическое сотрудничество и экономический суверенитет. «Мы сюда пришли не для того, чтобы просить какие-то "дары"», – заявил президент ЮАР С. Рамафоса на саммите «Россия – Африка». Долгие годы колониальной зависимости убедили африканцев, что «ничто не даётся просто так». «Будем выступать против столь тягостных для наших народов займов и кредитов, которые, безусловно, приводят к “выеданию” национальных бюджетов и мешают стабильному развитию наших стран», – подчеркивал Председатель Президентского совета Государства Ливия М. Менфи12.

Многолетняя долговая зависимость африканских стран втягивает их в порочный круг роста бремени задолженности, ставя на грань банкротства. Африканские лидеры на саммите подчёркивали свою заинтересованность не столько в списании долгового бремени (суммарная ликвидация Россией задолженности странам континента составила 23 млрд долл.)13, сколько в привлечении окупаемых впоследствии инвестиций в развитие различных областей экономики. Африка – с её сложной историей завоевания политического и экономического суверенитета – всегда уважительно относилась к взаимодействию c Россией, однако списание долгов и гуманитарное сотрудничество – это пока недостаточное условия для поддержания двусторонних отношений в конструктивном русле.

Таким образом, каждая из трех азиатских стран – членов БРИКС преследует собственные интересы в Африке, причем Россия находится в наиболее парадоксальном положении. Имея наиболее длительный опыт взаимодействия с африканскими акторами, Москва за последние десятилетия, когда она фактически дистанцировалась от Африки как политически, так и экономически, этот опыт во многом растеряла. Теперь ей предстоит заново выстраивать отношения в изменившемся мире, учитывая при этом зачастую противоречащие друг другу интересы ее партнеров по БРИКС.

Примечания:

1 Reimagining Economic Growth in Africa: Turning Diversity into Opportunity https://www.mckinsey.com/mgi/our-research/reimagining-economic-growth-in-africa-turning-diversity-into-opportunity
2 Замедление и рост — и все на одной планете. Почему выживание мировой экономики, после Китая, зависит от Африки, а не от Индии? https://inosmi.ru/20230523/ekonomika-263107660.html
3 Indian Policy in Africa https://valdaiclub.com/a/highlights/indian-policy-in-africa/
4 India’s Role in UN Peacekeeping Missions https://www.iasparliament.com/current-affairs/indias-role-in-un-peacekeeping-missions
5 王毅同南非外长潘多尔会谈https://www.fmprc.gov.cn/zyxw/202307/t20230725_11117358.shtml
6 王毅同南非外长潘多尔会谈https://www.fmprc.gov.cn/zyxw/202307/t20230725_11117358.shtml
7 中非合作2035年愿景http://www.focac.org/chn/zywx/zywj/202112/t20211208_10464357.htm
8 Совещание с членами Правительства 2 августа 2023 года http://www.kremlin.ru/events/president/news/71892
9 African Trade Report 2022 https://media.afreximbank.com/afrexim/AFRICA-TRADE-REPORT-2022.pdf
10 Совещание с членами Правительства 2 августа 2023 года http://www.kremlin.ru/events/president/news/71892
11 Как Запад и Россия поставили рекорд по высылкам дипломатов https://www.rbc.ru/politics/26/07/2023/609d11a69a79477cef513697
12 Саммит Россия – Африка http://kremlin.ru/events/president/news/71826
13 Саммит Россия – Африка http://kremlin.ru/events/president/news/71826


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. В этом выпуске речь пойдет о российской экономике, а точнее о проблемах, которые стояли перед российской экономикой в предыдущие годы.

подробнее...

15.01.2025

Представляем вашему вниманию четвертый выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске четыре рубрики – «Прогнозные исследования», «Тренды и риски развития», «Динамика социальных и политических пространств» и «Глобальная и региональная безопасность». 

подробнее...

Вышли из печати