
used image: Lee Jae-myung, South Korea’s next president // Internet
© Давыдов О.В., 05.06.2025
По итогам состоявшихся 3 июня в Южной Корее досрочных президентских выборов убедительную победу одержал кандидат от крупнейшей оппозиционной Демократической партии (ДП) Ли Чжэ Мён, в поддержку которого высказались 49,42% избирателей. Его ближайший соперник от консервативной Партии народной власти (ПНВ) Ким Мун Су набрал 41,15% голосов. Кандидат от небольшой левоцентристской Партии новых реформ Ли Чжон Сок с заметным отставанием занял третье место – 8,34% голосов.
Ли Чжэ Мён не новичок в большой политике. В прошлом он боролся за право быть выдвинутым от ДП на президентских выборах 2017 г., однако в ходе партийных праймериз проиграл Мун Чжэ Ину, избранному тогда на высший государственный пост. В 2022 г. он был кандидатом от оппозиции на президентских выборах, но уступил тогда Юн Сок Ёлю с минимальным отставанием в 0,73% голосов избирателей. Поскольку нынешние выборы проводились в связи с досрочным прекращением полномочий предыдущего президента, новый глава государства приступил к исполнению обязанностей немедленно, без обычного для таких случаев переходного периода. Таким образом, в отличие от привычной практики, у его команды практически не было времени для подготовки фундированных обзоров по политическим и экономическим вопросам. Поэтому принятие критически важных решений, включая согласование бюджета, кадровые назначения и выверку внешнеполитического курса, будет осуществляться в рабочем порядке и в сжатые сроки.
Вся нынешняя избирательная кампания проходила на фоне затяжного политического кризиса, вызванного опрометчивым решением бывшего президента Юн Сок Ёля ввести в стране военное положение (3 декабря прошлого года). Данный указ был отменён Национальным собранием (парламентом) буквально в считанные часы после его вступления в силу, а сам президент вскоре был подвергнут процедуре импичмента, который позднее был подтверждён вердиктом Конституционного суда.
Тем не менее эти драматические события стали триггером, который спровоцировал ускорение размежевания общественно-политических сил, обострение противоборства между ведущими политическими партиями, нарастание хаотических тенденций в экономике. Развёрнутая по инициативе руководства ДП широкая кампания по «искоренению остатков мятежа» и выявлению причастных к нему лиц имела следствием появление новых точек напряжения в социуме, коллизий между ветвями власти, и вызвала вакуум в системе государственного управления. Достаточно сказать, что за прошедшие полгода в Южной Корее сменились три исполняющих обязанности президента, которые последовательно отправлялись в отставку или подвергались импичменту по требованию оппозиции, располагающей большинством мест в Национальном собрании.
Общая накалённая атмосфера в стране наложила отпечаток на весь ход избирательной кампании. Спор между основными кандидатами шёл не столько вокруг их политических программ, сколько по вопросу о том, кто сможет лучше защитить демократию и противостоять угрозе диктатуры. Соответственно, в ходе прошедших дебатов преобладали взаимные нападки, громкие разоблачения и обвинения личностного характера. Что же касается подходов к решению насущных социальных и экономических задач, то оба основных кандидата делали упор на многочисленные обещания популистского характера, предлагая выделение под эти цели значительных бюджетных средств, что не было подкреплено пониманием об источниках финансирования.
Выбор избирателей в пользу «прогрессистской» ДП был предопределён как неприятием большинством граждан решения бывшего президента о военном положении, так и острым кризисом в правящей партии. Руководство ПНВ не смогло полностью и решительно отмежеваться от Юн Сок Ёля и представить новую консервативную идеологию, отличную от дискредитировавшей себя прежней политической платформы. Успешной оказалась и тактика демократов, которые запугивали избирателей угрозой нового «мятежа» и установления авторитарного режима в случае повторного прихода консерваторов к власти.
Тем не менее к избранному президенту также сохраняется много вопросов. Местные наблюдатели считают, что он добился высшего поста не столько благодаря своему личному авторитету или выдвижению привлекательной программы действий, сколько на волне широкого недовольства сограждан деятельностью прежнего режима. Как известно, Ли Чжэ Мён является фигурантом целого ряда уже долгое время тянущихся уголовных дел и судебных разбирательств. Однако вместо того, чтобы доказывать свою невиновность в суде, Ли, пользуясь новой ролью «защитника демократии», предпочёл бороться с самим судом. Так, например, его коллеги в ДП затеяли расследование в отношении главы Верховного суда, недавно подтвердившего обвинительный вердикт по делу о нарушении этим политиком избирательного законодательства. Подобные дрязги вызвали негативный резонанс в стране, поэтому, как некоторые полагают, его нынешняя внешне убедительная победа была лишь выбором избирателей меньшего из двух зол.
Первые заявления нового президента Республики Корея носят преимущественно пафосный характер и не содержат каких-либо оригинальных идей, характеризующих его видение будущего курса. Ли Чжэ Мён заявил, что собирается стать президентом всех южнокорейцев, независимо от их политических симпатий и убеждений. Он намеревается проводить «объединительную политику», чтобы преодолеть существующую конфронтацию и раскол общества по политическим, идеологическим и иным признакам. Поэтому он позиционировал себя как лидера «центристской ориентации», который будет готов придерживаться и политики Пак Чжон Хи, и известного демократического лидера – Ким Дэ Чжуна, хотя убедительных объяснений того, как на практике совместить и интегрировать эти две несовпадающие линии, пока не последовало.
Будущий внешнеполитический курс пока представлен в самых общих чертах как «прагматичный», который будет выстраиваться с учётом «меняющегося международного порядка». На первом месте – укрепление союзнических отношений с США, а также с Японией. Вместе с тем в ходе предвыборной кампании Ли Чжэ Мён выступал за расширение международных связей страны путём установления новых партнёрств, в том числе со странами БРИКС. Также заявлялось, хотя и без детализации, о необходимости улучшения отношений с Китаем и «выправлении» связей с Россией, которые, по его словам, при предыдущей администрации фактически «достигли дна».
Новый президент выступает за пересмотр прежнего непримиримого подхода в отношении КНДР. Он собирается способствовать прекращению эскалации взаимной враждебности, смягчить военную напряжённость, восстановить диалог и прерванные каналы коммуникаций с Пхеньяном. Кроме того, он дал понять, что будет стремиться провести новый межкорейский саммит, хотя и признал, что сделать это в нынешних условиях будет непросто.
Избранный глава государства приступает к исполнению обязанностей в условиях, когда страна сталкивается с серьёзными внутренними и внешними вызовами. На фоне политических пертурбаций последнего времени и ухудшения условий международной торговли национальная экономика демонстрирует признаки замедления и даже стагнации. Реальный ВВП Южной Кореи за первый квартал текущего года уменьшился на 0,2% по сравнению с предыдущим. На днях Банк Кореи существенно понизил прогноз экономического роста страны в этом году до 0,8%, при том что и в следующем году он едва ли превысит 1,6%.
В последнее время Южная Корея сталкивается не только с протекционистской политикой США, но также вынуждена вести ожесточенную конкурентную борьбу с Китаем, который теснит её в тех секторах, где у корейцев прежде были неоспоримые преимущества (нефтехимия, судостроение, сталелитейная промышленность). Экспертному сообществу выход из создавшейся ситуации видится в необходимости разработки долгосрочной экономической стратегии, которая позволила бы преодолеть структурные слабости в промышленности, создать благоприятные условия для деятельности национального бизнеса и восстановления технологического и инновационного динамизма.
Между тем принятие таких мер, включая разработку соответствующей законодательной и нормативной базы, на протяжении всего прошлого периода оказалось невозможным ввиду неослабевающих противоречий между правительством и оппозицией, исполнительной и законодательной ветвями власти. Сегодня эта ситуация усугубляется формированием целого комплекса старых и новых нерешённых проблем: стремительного роста государственного долга; увеличения задолженности домохозяйств; катастрофически низкого уровня рождаемости и быстрого старения населения; острого дефицита квалифицированных технических кадров. Не только независимые исследователи, но и представители правительства сходятся во мнении о том, что страна вступает в этап кризиса, суть которого в исчерпанности старой модели развития и необходимости поиска новых драйверов экономического роста.
По общему мнению, указанные проблемы поддаются решению лишь при условии сохранения стабильности и устойчивости государственных институтов, что пока не гарантировано. Как показали предвыборные дискуссии, общество заинтересовано в реформировании существующей политической системы, которая сложилась в конце 80-х годов прошлого столетия после краха военной диктатуры, и с тех пор оставалась неизменной. Политики и эксперты предлагают, в частности, внести поправки в действующую конституцию с тем, чтобы ограничить чрезмерные полномочия президента, обеспечить децентрализацию исполнительной власти и выстраивание более разумного баланса между тремя ветвями власти. В ходе предвыборной кампании кандидаты, включая и самого Ли Чжэ Мёна, выступали в пользу проведения конституционной реформы, пусть их предложения на этот счёт и различались, поэтому теперь от новой администрации зависит – будет ли придан этой работе необходимый импульс.
Нет комментариев