Comparative analysis of Daesh* and “Azov”**: methods and ideology

37
Comparative analysis of Daesh* and “Azov”**: methods and ideology
// Пути к миру и безопасности. 2024. № 2 (67) . С. 54-71
DOI: 10.20542/2307-1494-2024-2-54-71

Аннотация. A comparison of Daesh (“Islamic State in Iraq and Syria”) and Azov Battalion – and violent Salafist–jihadist and white suprematist/ultranationalist extremism in general – may seem non-trivial, as they are not typically paired in the mainstream research or expert analysis. However, it provides an interesting angle for exploring not only potential parallels and similarities, but also divergences between them. The two terrorist organisations – Daesh and “Azov” – have been selected as some of the most notorious in their respective ideological–motivational categories and as the phenomena standing out in many other respects in their respective regions – the broader Middle East and (Eastern) Europe. Both Daesh and “Azov” also turned into the leading regional hubs for foreign terrorist fighters (FTFs) attracting the largest influxes of FTFs in the 2010s. Roughly simultaneously, both became extremely politicised internationally. The purpose of this article is to provide an overview of two organizations and compare them by identifying aspects and areas of convergence and divergence by examining the historical background, both domestic and regional, that gave rise to these organizations, as well as their ideologies and the use of foreign fighters.

It is concluded that it is the scope of their goals, agenda and activity where the two groups differ most: while Daesh was guided by and promoted a supranational, religiously-based imperative and ideology, “Azov” focuses on the national and regional levels through the lens of ultranationalism. While in Daesh’s envisioned “caliphate”, the population was to be comprised of equal “brothers and sisters in Islam” regardless of race, nationality, age, etc., “Azov”, in contrast, advances a clear societal and racial hierarchy at the core of which lies the belief that men are naturally unequal. However, the two groups display interesting similarities in several respects, including some ideological parallels. In both cases, a group of “the chosen ones” is “to lead by example”, “enlighten” and mobilise the masses, and the concept of perpetual battle without an option of possible defeat lies at the core of both ideological systems. While the two groups’ ultimate political-ideological goals diverge completely, they have also both actively engaged foreign terrorist fighters and employed many similar terrorist tactics, e. g. abductions, killings, torture, and the use of civilians as a human shield.

* Daesh (Islamic State in Iraq and Syria (ISIS) or Islamic State (IS)) is an organization recognized as terrorist and banned on the territory of the Russian Federation by decision of the Supreme Court dated 29.12.2014, no. АКПИ 14-1424С, which entered into force on 13.02.2015.
«Исламское государство», или «Исламское государство в Ираке и Леванте», (ИГ/ИГИЛ) – организация, признанная террористической и запрещенная на территории Российской Федерации решением Верховного Суда РФ от 29.12.2014 № АКПИ14-1424С, вступившим в силу 13.02.2015 (далее везде).
** The Azov Battalion is an organization recognized as terrorist and banned on the territory of the Russian Federation by decision of the Supreme Court dated 02.08.2022, no. АКПИ22-411С, which entered into force on 10.09.2022.
Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» (батальон «Азов», полк «Азов») – организация, признанная террористической и запрещенная на территории Российской Федерации решением Верховного Суда РФ от 02.08.2022 № АКПИ22-411С, вступившим в силу 10.09.2022 (далее везде).

 

Сравнительный анализ методов и идеологии ИГИЛ и батальона «Азов»

Сравнение «Исламского государства в Ираке и Сирии» (ИГИЛ) и батальона «Азов» – а также насильственного экстремизма салафитско–джихадистского толка и белого супрематизма/ультранационалистического экстремизма в целом – может показаться нетривиальным, так как их редко рассматривают вместе в рамках академического и экспертно-аналитического мейнстрима. Однако такое сравнение дает интересный ракурс для изучения не только потенциальных параллелей и сходств, но и различий между ними. Две террористические организации – ДАИШ и «Азов» – выбраны для анализа в этой статье, так как они являются одними из наиболее радикальных в своих идеологически-мотивационных категориях и выделяются по многим другим параметрам среди остальных вооруженных группировок в своих регионах – на Ближнем Востоке и в (Восточной) Европе, соответственно. И ИГИЛ, и «Азов» также стали ведущими региональными центрами притяжения для иностранных боевиков-террористов (ИБТ) и привлекли наибольший приток ИБТ в 2010-е годы. Примерно одновременно обе группировки также стали объектами крайней политизации на международном уровне. Цель статьи – дать обзор двух организаций и сравнить их, выявив аспекты и области сходства и расхождения, исследуя исторический контекст формирования этих группировок, как внутренний, так и региональный, а также их идеологические системы и использование ими иностранных боевиков. Сделан вывод о том, что именно в плане масштаба конечных целей, повестки дня и деятельности между двумя организациями наблюдаются наиболее сильные различия. Если ИГИЛ продвигало наднациональные, религиозные императивы и идеологию и руководствовалось ими, то «Азов» был сфокусирован на национальном и региональном уровнях через призму ультранационализма. В то время как население воображаемого «халифата» ИГИЛ должно было состоять из «братьев и сестер в исламе», равных независимо от расы, национальности, возраста и т. д., то «Азов», напротив, продвигает четкую социальную и расовую иерархию, в основе которой лежит вера в то, что люди по своей природе неравны. Однако эти две группировки демонстрируют интересное сходство по ряду параметров, включая некоторые идеологические параллели. В обоих случаях группа «избранных» должна «подавать пример», просвещать и мобилизовать массы на достижение конечной цели, а концепция перманентной борьбы, не допускающей возможности поражения, лежит в основе обеих идеологических систем. Хотя конечные политико–идеологические цели двух организаций совершенно различны, для обеих характерно активное привлечение иностранных боевиков–террористов и применение многих схожих террористических тактик, включая убийства и пытки гражданских лиц и их использование в качестве «живого щита».

Ключевые слова: terrorism, extremism, Daesh, jihadism, radical Islamism, Azov Battalion, white supremacist extremism, ultranationalism, foreign terrorist fighters
терроризм, экстремизм, ИГИЛ (Даиш), джихадизм, исламизм, батальон «Азов», белый радикальный экстремизм, ультранационализм, иностранные боевики–террористы

Об авторе
Vanessa Sevidova (Russia/Denmark) is a graduate student at MGIMO-University and works for “New Eastern Outlook” online journal, Moscow.
Ванесса Кристина Севидова (Россия/Дания) – магистрант МГИМО-Университета; сотрудник онлайн-журнала «Новое восточное обозрение», Москва.

Ссылка для цитирования:

Sevidova V. Comparative analysis of Daesh* and “Azov”**: methods and ideology // Пути к миру и безопасности. 2024. № 2 (67) . С. 54-71. https://doi.org/10.20542/2307-1494-2024-2-54-71



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексы и базы данных

 

 

 

Текущий номер
№ 2 (67) , 2024
  • - ТЕРРОРИЗМ И АНТИТЕРРОРИЗМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
  • - ПОДХОДЫ ВНЕШНИХ ДЕРЖАВ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ РОССИЯ–ЗАПАД
  • - ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • - ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Отправить статью
По годам
2024 | 2023 | 2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 |