MGIMO University
// Пути к миру и безопасности. 2024. № 1 (66) . С. 229-253
Аннотация. In Central Asia water–energy security nexus is prominently featured on the regional agenda. The region’s major waterways are transboundary and can be strategically managed through the hydraulic infrastructure controlled by upstream nations. Both prior research and anecdotal evidence indicate that clashes of interest between upstream countries (Tajikistan, Kyrgyzstan) and downstream nations (Kazakhstan, Uzbekistan, and Turkmenistan) disrupt regional cooperation. This article examines how the existing institutional frameworks facilitate the resolution of water and energy disputes, as well as the forging of agreements. Drawing on theoretical insights from studies on common resource governance, international regimes, and the water–energy nexus, the author points out flaws in the current international governance structures and identifies factors that mitigate water scarcity issues. The analysis highlights six main challenges: the lack of a cohesive water–energy framework; a tendency to favor short-term and bilateral responses to emerging issues due to a deficiency in regional leadership and the ineffectiveness of multilateral organizations; the absence of formal penalties for agreement violations; the lack of established international arbitration mechanisms for water and energy disputes; a lack of trust in the information exchanged among the parties; and the exclusion of Afghanistan from regional discussions.
Водно-энергетическая безопасность Центральной Азии: статьи эффективность международных механизмов управления
Центральная Азия входит в число тех регионов мира, где вопросы водно-энергетической безопасности занимают важное место в региональной повестке дня. Основные водные пути – реки Амударья и Сырдарья – являются трансграничными, что позволяет расположенным выше по течению странам использовать свою гидротехническую инфраструктуру для стратегического управления водными ресурсами. Исследования и конкретные примеры показывают, что столкновение интересов между странами, находящимися выше по течению (Таджикистан, Кыргызская Республика), и странами, расположенными ниже по течению (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан), препятствует развитию международного сотрудничества в регионе. В статье анализируется эффективность существующих механизмов международного сотрудничества в данной области. Основываясь на выводах предшествующих исследований в области управления общими ресурсами, международными режимами и взаимосвязью между водной и энергетической безопасностью, автор рассматривает недостатки в нынешней системе международного управления, а также те факторы, которые способствуют смягчению проблемы дефицита воды. Основное внимание уделяется рассмотрению шести проблем, включая недостаточную взаимосвязь между управлением водными ресурсами и энергетикой, тенденцию решать возникающие проблемы на краткосрочной и двусторонней основе из-за отсутствия регионального лидера и недостаточного авторитета многосторонних организаций, отсутствие формализованных санкций за нарушение соглашений, дефицит механизмов международного арбитража для разрешения споров по водным и энергетическим проблемам, недостаток доверия к той информации, которой обмениваются стороны, а также исключение Афганистана из регионального диалога.
Ключевые слова: water management, energy security, Central Asia, Interstate Commission for Water Coordination of Central Asia, transboundary water basins, Amy Darya, Syr Darya, climate adaptation
водное хозяйство, энергетическая безопасность, Центральная Азия,Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии, трансграничные водные бассейны, международные режимы, Амударья, Сырдарья, адаптация к изменению климата
Нет комментариев