Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова Российской академии наук
// Пути к миру и безопасности. 2023. № 2 (65). С. 148-168
Принята к печати 11.12.2023.
Аннотация. Начало cпециальной военной операции РФ на Украине привело к закрытию достаточно большой акватории северо-западной части Черного моря и объявлению ее «временно опасным районом» со стороны России, где она не могла гарантировать безопасность судоходства. В результате были затронуты интересы как Украины, так и нейтральных государств в области морской торговли. По просьбе генерального cекретаря ООН Российская Федерация сформировала морской коридор для безопасной транспортировки украинского зерна и другой продукции с целью решения проблемы голода и продовольственной безопасности особо уязвимых с этой точки зрения стран. Реализация этого проекта продолжалась до тех пор, пока у России не возникли резонные обвинения в том, что мирный дух «зерновой сделки» всецело нарушается украинской стороной. Выход РФ из этой сделки ознаменовал возвращение режима временно опасного района, который Украина и ее зарубежные партнеры поспешили объявить полноценной морской блокадой. Формирование такого «закрытого» для судоходства района и обвинения в блокаде требуют правового анализа ситуации.
Статья подготовлена в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Ключевые слова: Россия, Украина, Черное море, «зерновая сделка», временно опасный район, зоны безопасности, зоны отчуждения, блокада, специальная военная операция (СВО), международный вооруженный конфликт, «Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море»
Павел Андреевич Гудев – руководитель Группы исследований политики США и Канады в Мировом океане Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук.
Нет комментариев