Were the Minsk Agreements doomed to failure? An alternative history

47

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations

Were the Minsk Agreements doomed to failure? An alternative history
// Пути к миру и безопасности. 2022. № 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства. С. 107-120
DOI: 10.20542/2307-1494-2022-1-107-120

Статья поступила: 29.05.2022. После доработки: 28.06.2022. Принята к печати: 30.06.2022.

Аннотация. History does not allow for subjunctive mood but politics do allow. As Russia‟s special military operation is underway in Ukraine growing into a major, deadly conflict with unpredictable consequences, it is worthwhile to ask a question: could this conflict be prevented if the Minsk agreements were implemented? The 2014 and 2015 Minsk agreements were aimed at securing a ceasefire between the Ukrainian government and pro-Russian separatists in southeastern Ukraine (Donbass). The rebels from Donetsk and Lugansk drew their courage from the “Crimea precedent” – Moscow‟s incorporation of the Crimea “on the basis of voluntary self-determination and historical commonness”. The Minsk agreements were a product of the Normandy format – a platform for senior diplomats from France, Germany, Russia, and Ukraine, created in June 2014 with the aim of finding a peaceful resolution to the conflict. The agreements ended large-scale fighting, but not creeping violence that posed the main obstacle for the political settlement of the conflict. The article provides an analysis of the Minsk agreements, including their strengths and weaknesses. Special attention is paid to the EU‟s political goals and instruments for the peaceful settlement of the Ukrainian conflict. The article also seeks to explain why the Europeans have not been able to take on a more visible and effective role in the implementation of their proclaimed goals.

Европейский союз и Минские соглашения: альтернативная история

История не знает сослагательного наклонения, но политика его знает. В то время как на Украине идет специальная военная операция России, перерастающая в крупный опустошительный конфликт с непредсказуемыми последствиями, имеет смысл задаться вопросом о том, можно ли было предотвратить этот конфликт, если бы Минские договоренности были претворены в жизнь. Целью Минских соглашений 2014 и 2015 годов было обеспечить условия для прекращения огня между украинским правительством и пророссийскими сепаратистами на юго-востоке Украины (Донбассе). Повстанцев в Донецке и Луганске вдохновил «крымский прецедент» присоединения Москвой полуострова «на основе добровольного самоопределения и исторической общности». Минские соглашения стали детищем «нормандского формата» – площадки для высокопоставленных дипломатов Франции, Германии, России и Украины, созданной в июне 2014 года с целью поиска мирного решения конфликта. Они положили конец крупномасштабным боевым действиям, но не ползучему насилию, которое представляло собой главное препятствие для политического урегулирования конфликта. В статье дается анализ Минских соглашений, их сильных и слабых сторон. Большое внимание уделяется политическим целям и инструментам ЕС по мирному урегулированию украинского конфликта. Предложено объяснение тому, почему европейцы не смогли взять на себя более заметную и эффективную роль в реализации провозглашенных ими целей.

Статья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).

Ключевые слова: European Union, Russia, Ukraine, Donetsk People‟s Republic (DNR), Lugansk People‟s Republic (LNR), European security, Minsk Agreements, Normandy format, “Steinmeier formula”, peacekeeping operation

Европейский союз, Россия, Украина, Донецкая народная республика, Луганская народная республика, европейская безопасность, Минские соглашения, Нормандский формат, «формула Штайнмаера», миротворческая операция


Об авторе

Nadezhda Arbatova is a Head of the Department for European Political Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations (IMEMO), Moscow.

Надежда Арбатова – заведующая Отделом европейских политических исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), доктор политических наук.


Ссылка для цитирования:

Арбатова Н. Were the Minsk Agreements doomed to failure? An alternative history // Пути к миру и безопасности. 2022. № 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства. С. 107-120. https://doi.org/10.20542/2307-1494-2022-1-107-120



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексы и базы данных

 

 

 

Текущий номер
№ 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства, 2022
  • - ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
  • - ДЕ-ФАКТО ГОСУДАРСТВА И СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • - МИРНЫЙ ПРОЦЕСС И НАСИЛИЕ НА ПРИМЕРЕ ДОНБАССА
  • - РЕЦЕНЗИИ
Отправить статью
По годам
2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 |