Internal and external sovereignty of post-Soviet unrecognized states

23

Institute of Geography, Russian Academy of Sciences

Internal and external sovereignty of post-Soviet unrecognized states
// Пути к миру и безопасности. 2022. № 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства. С. 67-91
DOI: 10.20542/2307-1494-2022-1-67-91

Аннотация. The article studies internal and external sovereignty of unrecognized or partially recognized post-Soviet states through the use of empirical analysis of quantitative data and critical analysis of subjective factors. It analyzes statistical and other information that reflects the demographic and socio-economic situation, foreign economic relations of such entities, and their impact on neighboring countries and regions. This is combined with the critical study of public opinions and popular identities based on surveys and 13 focus groups conducted in the fall of 2020 in Transnistria and Abkhazia. In all post-Soviet de facto states, the population has noticeably decreased (except for Nagorno-Karabakh before the 2020 war). The reason for the outflow of residents was the inability of such entities to provide citizens with decent incomes and their poor performance in economic competition with neighboring countries and regions, reflected in the dynamics of the key indicators per capita in terms of purchasing power parity. However, the economic and demographic situation cannot explain the sustainability of such entities. Strong political identity of citizens and their loyalty to the ruling regimes serve as the main basis for, and essential elements of, internal sovereignty. Participants of surveys highly value independence. They believe that it presumes economic independence, improved well-being, and the development of full-fledged international relations that helps to strengthen external sovereignty. Some respondents expressed disappointment with the fact that these goals have not been achieved in the course of 30 years. The geopolitical vision of the world by residents of post-Soviet de facto states is “Russia-centric”, although Russia is far from being idealized. In conclusion, the risks that Russia faces in connection with post-Soviet de facto states and with Moscow's involvement in the respective conflicts are assessed.

Внутренний и внешний суверенитет постсоветских непризнанных государств

В статье внутренний и внешний суверенитет непризнанных или частично признанных постсоветских государств исследуется с помощью эмпирического анализа количественных данных и критического анализа субъективных факторов. В ней анализируется статистическая и другая информация, которая отражает демографическую и социально-экономическую ситуацию в таких де-факто государствах, их внешнеэкономические связи, а также их влияние на соседние страны и регионы. Также предпринят критический анализ общественного мнения и идентичностей на основе социологических опросов и исследований 13 фокус-групп, проведенных в Приднестровье и Абхазии в конце 2020 г. Во всех постсоветских де-факто государствах (за исключением Нагорного Карабаха вплоть до войны 2020 г.) наблюдалось значительное сокращение населения. Причиной его оттока стала неспособность этих образований обеспечить своих граждан приемлемым уровнем доходов и успешно конкурировать в экономической сфере с соседними странами и регионами, что отражено в динамике ключевых индикаторов в расчете на душу населения с учетом паритета покупательной способности. Однако, опираясь лишь на экономические и демографические показатели, невозможно объяснить устойчивость и жизнеспособность таких непризнанных или частично признанных республик. Основой и ключевыми составляющими их внутреннего суверенитета служит сильная политическая идентичность их граждан в сочетании с лояльностью правящим режимам. Результаты проведенных опросов показывают, что их участники высоко ценят независимость своих республик. Она, по их мнению, предполагает экономическую независимость, растущее благосостояние и развитие полноценных международных контактов, которые должны способствовать укреплению внешнего суверенитета. Некоторые респонденты выражали свое разочарование тем, что эти цели так и не были достигнуты за более чем 30 лет. Геополитическое мировоззрение жителей постсоветских де-факто государств является россиецентричным, хотя Россия ими отнюдь не идеализируется. В заключении проведена оценка тех рисков, которые стоят перед Россией в связи с проблемами постсоветских де-факто государств и вовлечением Москвы в соответствующие конфликты.

 

Ключевые слова: post-Soviet unrecognized republics, de facto states, internal sovereignty, external sovereignty, identity, risks for Russia

постсоветские непризнанные республики, де-факто государства, внутренний суверенитет, внешний суверенитет, идентичность, риски для России


Об авторе

Vladimir Kolosov is Deputy Director and Head of the Center of Geopolitical Studies of the Institute of Geography, Russian Academy of Sciences.

Колосов Владимир Александрович – заместитель директора и руководитель Центра геополитических исследований Института географии РАН.


Ссылка для цитирования:

Колосов В. Internal and external sovereignty of post-Soviet unrecognized states // Пути к миру и безопасности. 2022. № 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства. С. 67-91. https://doi.org/10.20542/2307-1494-2022-1-67-91



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексы и базы данных

 

 

 

Текущий номер
№ 1(62) Спецвыпуск: Мирные процессы, насилие и де-факто государства, 2022
  • - ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
  • - ДЕ-ФАКТО ГОСУДАРСТВА И СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • - МИРНЫЙ ПРОЦЕСС И НАСИЛИЕ НА ПРИМЕРЕ ДОНБАССА
  • - РЕЦЕНЗИИ
Отправить статью
По годам
2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 |