Как технологии меняют требования к навыкам и образованию? (Обзор дискуссии)

99
DOI: 10.20542/0131-2227-2025-69-5-121-131
EDN: SIAVJP
В. Мальцева, ORCID 0000-0001-7555-2350, vamaltseva@hse.ru
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 11.
М. Никитин, ORCID 0009-0002-0728-5689, menikitin@hse.ru
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 11.
 

Статья поступила 04.02.2024. После доработки 09.02.2024. Принята к печати 26.02.2025.

Аннотация. В статье исследуется изменение спроса на навыки и квалификации под влиянием технологического прогресса и внедрения искусственного интеллекта. Вопрос рассматривается в трех измерениях: структуре навыков на рынке труда, отдачи от образования, спросе на конкретные навыки и компетенции. Систематический анализ 125 международных публикаций (2018–2023 гг.) показывает, что автоматизация меняет структуру навыков, увеличивая спрос на высшее образование и создавая “премию” за высокую квалификацию. Искусственный интеллект преимущественно затрагивает высококвалифицированные рабочие места, переводя нерутинные навыки в рутинные, и увеличивает потребность в социально-эмоциональных и высокоуровневых когнитивных навыках. При этом возникает дефицит навыков и их быстрое устаревание.

Ключевые слова: навыки, рынок труда, автоматизация, отдача от образования, искусственный интеллект, технологический прогресс, занятость, рабочие места


Благодарность. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Nogueira M.C., Madaleno М. New Evidence about Skill-Biased Technological Change and Gender Wage Inequality. Economies, 2023, vol. 11, no. 7. Available at: https://doi.org/10.3390/economies11070193

2. Мальцева В.А. Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? Экономическая социология, 2021, т. 22, № 2, сс. 109-138.

Maltseva V.A. What is Wrong with the Concept of Job Readiness in Higher Education? Ekonomicheskaya sotsiologiya, 2021, vol. 22, no. 2, pp. 109-138. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138

3. Goldin C., Katz L.F. The Race between Education and Technology. Harvard University Press, 2008. Available at: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w12984/w12984.pdf (accessed 05.02.2024).

4. Katz L.F., Murphy K.M. Changes in Relative Wages, 1963–1987: Supply and Demand Factors. The Quarterly Journal of Economics, 1992, vol. 107, no. 1, pp. 35-78. Available at: https://doi.org/10.2307/2118323

5. Autor D.H., Levy F., Murnane R.J. The Skill Content of Recent Technological Change: an Empirical Exploration. The Quarterly Journal of Economics, 2003, vol. 118, no. 4, pp. 1279-1333. Available at: https://doi.org/10.1162/003355303322552801

6. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Рутинность и риски автоматизации на российском рынке труда. Вопросы экономики, 2022, № 8, сс. 68-94.

Gimpelson V.E., Kapeliushnikov R.I. Work routines and risks of automation in the Russian labor market. Voprosy Ekonomiki, 2022, no. 8, pp. 68-94. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-8-68-94

7. Moher D. Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses: The PRISMA Statement. Annals of Internal Medicine, 2019, vol. 151, no. 4, p. 264. Available at: https://doi.org/10.7326/0003-4819-151-4-200908180-00135

8. Liu B.L., Morales D., Jaime R.-C. et al. Harnessing the era of artificial intelligence in higher education: a primer for higher education stakeholders. Unesco.org, 2023. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000386670 (accessed 05.02.2025).

9. Brown P., Souto-Otero M. The end of the credential society? An analysis of the relationship between education and the labour market using big data. Journal of Education Policy, 2018, vol. 35, no. 1, pp. 95-118. Available at: https://doi.org/10.1080/02680939.2018.1549752

10. Blair P.Q., Deming D.J. Structural Increases in Skill Demand After the Great Recession. National Bureau of Economic Research, 2020. Available at: https://doi.org/10.1257/pandp.20201064

11. Pells R. The THE-Microsoft survey on AI. Times Higher Education (THE), 28.03.2019. Available at: https://www.timeshighereducation.com/features/microsoft-survey-ai (accessed 05.02.2025).

12. Bughin J., Hazan E., Lund S., Dahlström P., Wiesinger A., Subramaniam A. Skill Shift Automation and the Future of the Workforce, 23.05.2018. Available at: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/skill-shift-automation-and-the-future-of-the-workforce (accessed 05.02.2025).

13. Autor D.H. The Labor Market Impacts of Technological Change: From Unbridled Enthusiasm to Qualified Optimism to Vast Uncertainty. SSRN Electronic Journal, 2022. Available at: https://doi.org/10.2139/ssrn.4122803

14. Webb M. The Impact of Artificial Intelligence on the Labor Market. SSRN Electronic Journal, 2019. Available at: https://doi.org/10.2139/ssrn.3482150

15. Hatzius J., Briggs J., Kodnani D., Pierdomenico G. The Potentially Large Effects of Artificial Intelligence on Economic Growth. Goldman Sachs, 2023. Available at: https://www.ansa.it/documents/1680080409454_ert.pdf (accessed 05.02.2025).

16. Gallea Q. From Mundane to Meaningful: AI’s Influence on Work Dynamics – evidence from ChatGPT and Stack Overflow. arXiv (Cornell University), 2023. Available at: https://doi.org/10.48550/arxiv.2308.11302

17. Lane M., Saint-Martin A. The impact of Artificial Intelligence on the labour market. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, 2021, no. 256. Available at: https://doi.org/10.1787/7c895724-en

18. Acemoglu D., Loebbing J. Automation and Polarization. National Bureau of Economic Research, 2022. Available at: https://doi.org/10.3386/w30528

19. Bessen J.E., Goos M., Salomons A., Van den Berge W. Automatic Reaction – What Happens to Workers at Firms that Automate? SSRN Electronic Journal, 2019. Available at: https://doi.org/10.2139/ssrn.3328877

20. Peng S., Kalliamvakou E., Cihon P., Demirer M. The Impact of AI on Developer Productivity: Evidence from GitHub Copilot. Arxiv.org, 2023. Available at: https://arxiv.org/pdf/2302.06590.pdf (accessed 05.02.2024).

21. Brynjolfsson E., Li D., Raymond L. Generative AI at Work. National Bureau of Economic research, 2023. Available at: https://doi.org/10.3386/w31161

22. Albanesi S., Dias da Silva A., Jimeno J.F., Lamo A., Wabitsch A. New Technologies and Jobs in Europe. National Bureau of Economic Research, 2023. Available at: https://doi.org/10.3386/w31357

23. Sigelman M., Taska B., O’Kane L., Nitschke J., Strack R., Baier J., Breitling F., Kotsis Á. Shifting Skills, Moving Targets, and Remaking the Workforce. Boston Consulting Group, 2022. Available at: https://web-assets.bcg.com/c1/c0/649ce92247c48f4efdbf9e38797a/bcg-shifting-skills-moving-targets-and-remaking-the-workforce-may-2022.pdf (accessed 05.02.2025).

24. Chui M. The state of AI in 2023: Generative AI’s breakout year. McKinsey, 2023. Available at: https://www.mckinsey.com/capabilities/quantumblack/our-insights/the-state-of-ai-in-2023-generative-ais-breakout-year (accessed 05.02.2025).

25. Zigante V. Social situation monitor: the role of new technologies in modernising long-term care systems: a scoping review. Luxembourg: Publications Office, 2020. Available at: https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=23362&langId=mt (accessed 05.02.2025).

26. Escotet M.Á. The optimistic future of Artificial Intelligence in higher education. Prospects, 2023. Available at: https://doi.org/10.1007/s11125-023-09642-z

27. Ernst E., Merola R., Samaan D. The economics of artificial intelligence: Implications for the future of work. International Labour Organization, 2018. Available at: https://researchrepository.ilo.org/esploro/outputs/encyclopediaEntry/The-economics-of-artificial-intelligence-implications/995219185102676 (accessed 05.02.2025).

28. Acemoglu D., Restrepo Р. Automation and New Tasks: How Technology Displaces and Reinstates Labor. Journal of Economic Perspectives, 2019, vol. 33, no. 2, pp. 3-30. Available at: https://www.nber.org/papers/w25684 (accessed 05.02.2025).

29. McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. Skills-Displacing Technological Change and its Impact on Jobs: Challenging Technological Alarmism? SSRN Electronic Journal, 2019. Available at: https://doi.org/10.2139/ssrn.3445807

30. van Loo J., de Grip A., de Steur M. Skills obsolescence: causes and cures. International Journal of Manpower, 2001, vol. 22, no. 1/2, pp. 121-138. Available at: https://doi.org/10.1108/01437720110386430

31. Burke M., Sasser Modestino A., Sadighi S., Sederberg R., Taska B. No Longer Qualified? Changes in the Supply and Demand for Skills within Occupations. Federal Reserve Bank of Boston Research Department Working Papers, 2020. Available at: https://doi.org/10.29412/res.wp.2020.03

32. Neuman S., Weiss A. On the effects of schooling vintage on experience-earnings profiles: Theory and evidence. European Economic Review, 1995, vol. 39, no. 5, pp. 943-955. Available at: https://doi.org/10.1016/0014-2921(94)00019-v

33. Allen J., van der Velden R. When Do Skills Become Obsolete, and When Does It Matter? de Grip А., van Loo J., Mayhew K., eds. The Economics of Skills Obsolescence: Theoretical Innovations and Empirical Applications, 2002, vol. 21, pp. 27-50. Available at: https://doi.org/10.1016/s0147-9121(02)21004-3

34. Deming D.J., Kadeem N. Earnings Dynamics, Changing Job Skills, and STEM Careers. The Quarterly Journal of Economics, 2020, vol. 135, no. 4, pp. 1965-2005. Available at: https://doi.org/10.1093/qje/qjaa021

35. Urbano D., Turro A., Wright M., Zahra S. Corporate Entrepreneurship: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda. Small Business Economics, 2022, vol. 59, pp. 1541-1565. Available at: https://doi.org/10.1007/s11187-021-00590-6

36. Squicciarini M., Nachtigall H. Demand for AI skills in jobs: Evidence from online job postings. www.oecd-ilibrary.org, 2021. Available at: https://doi.org/10.1787/3ed32d94-en

37. Sorokin P., Maltseva V. From Discrete Skills to Holistic Creative Human Potential: An Emerging Approach in Theory and Practice. Foresight and STI Governance/Forsajt, 2024, no. 18 (1), рр. 6-17. DOI: 10.17323/2500-2597.2024.1.6.17


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Reimagining our futures together: a new social contract for education 2021. Unesco.org, 2021. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379707

2. Digital, greener and more resilient: insights from Cedefop’s European skills forecast. Publications Office, 2021. Available at: https://data.europa.eu/doi/10.2801/154094 (accessed 05.02.2025).

3. Digital platforms and the world of work in G20 countries: Status and Policy Action. International Labour Organization, 2021. Available at: https://www.ilo.org/publications/digital-platforms-and-world-work-g20-countries-status-and-policy-action (accessed 05.02.2025).

4. Trends Shaping Education 2022. Trends Shaping Education. OECD, 2022. Available at: https://doi.org/10.1787/6ae8771a-en

5. From linear thinking to green growth mindsets: vocational education and training (VET) and skills as springboards for the circular economy. Сedefop, 2023. Available at: http://data.europa.eu/doi/10.2801/813493 (accessed 05.02.2025).

6. The Future of Jobs Report 2023. World Economic Forum (2023). Available at: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2023/ (accessed 05.02.2025).


Ссылка для цитирования:

Мальцева В., Никитин М. Как технологии меняют требования к навыкам и образованию? (Обзор дискуссии). Мировая экономика и международные отношения, 2025, т. 69, № 5, сс. 121-131. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2025-69-5-121-131 EDN: SIAVJP



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 69, № 7, 2025
Актуальные темы номера:
  • Фрагментация глобального социального капитала
  • Турция и монархии Залива как внешнеполитические балансиры в Центральной Азии
  • Африканский вектор внешней политики Италии
  • Большой Ближний Восток
Объявление

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем внимание, что авторские экземпляры номеров, в которых опубликованы ваши тексты, хранятся в редакции не более одного года. По истечение указанного срока редакция вправе распорядиться невостребованными экземплярами по своему усмотрению.

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем ваше внимание, что материалы, предлагаемые для публикации в нашем издании, необходимо присылать только через форму, размещенную на сайте журнала в разделе “Отправить статью”.

Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.