Ценовые механизмы цифровой экономики: divide et impera

52
DOI: 10.20542/0131-2227-2025-69-2-16-24
EDN: FHKRRE
Н. Розанова, happyeconomics@list.ru
Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, 119991 Москва, Ленинские горы, 1, стр. 61.
 

Статья поступила 10.09.2024. После доработки 02.10.2024. Принята к печати 02.12.2024.

Аннотация. Анализируются цифровые стратегии современных компаний в условиях цифровизации. Показывается, каким образом видоизменяются ценовые сигналы под действием цифровых монополий. Проводится анализ особенностей ценового взаимодействия компаний с потребителями в цифровой экономике. Выделяются эффекты запутывания, новые форматы ценовой дискриминации, алгоритмическое и динамическое ценообразование, а также антиконкурентные последствия единой цены.

Ключевые слова: ценообразование, ценовая политика, ценовые стратегии, потребитель, цифровая экономика, эффект запутывания, динамическое ценообразование


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gul F., Pesendorger W. Temptation and Self-Control. Econometrica, 2001, vol. 69, no. 6, pp. 1403-1435.

2. Cohen J., Ericson K., Laibson D., White J. Measuring Time Preferences. Journal of Economic Literature, 2020, vol. 58, no. 2, pp. 299-347.

3. Dekel E., Lipman B., Rustichini A. Temptation-Driven Preferences. Review of Economic Studies, 2009, vol. 76, no. 3, pp. 937-971.

4. Heller Y., Winter E. Biased-Belief Equilibrium. American Economic Journal: Microeconomics, 2020, vol. 12, no. 2, pp. 1-40. Available at: https://doi.org/10.1257/mic.20170400  

5. Fedoseeva S., Herrmann R. Assortments and Prices in Online Grocery Retailing. Digital Business, 2023, vol. 3, iss. 1, 100054. Available at: https://doi.org/10.1016/j.digbus.2023.100054  

6. Hefti A. Limited Attention, Competition and Welfare. Journal of Economic Theory, 2018, vol. 178 (C), pp. 318-359. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jet.2018.09.012  

7. Ellison G., Wolitzky A. A Search Cost Model of Obfuscation. The RAND Journal of Economics, 2012, vol. 47, pp. 417-441. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2012.00180.x  

8. Roos N., Smirnov V. Collusion with Intertemporal Price Dispersion. The RAND Journal of Economics, 2020, vol. 51, no. 1, pp. 158-188. Available at: https://doi.org/10.1111/1756-2171.12309  

9. Johnen J. Dynamic Competition in Deceptive Markets. The RAND Journal of Economics, 2020, vol. 51, no. 2, pp. 375-401. Available at: https://doi.org/10.1111/1756-2171.12318  

10. Victor V., Bhaskar M. Dynamic Pricing and the Economic Paradigm Shift. International Journal of Scientific and Research Publications, 2017, vol. 7, no. 6, pp. 242-247. Available at: https://www.ijsrp.org/research-paper-0617/ijsrp-p6633.pdf (accessed 15.11.2024).

11. Fernandes T., Calamote A. Unfairness in Consumer Services: Outcomes of Differential Treatment of New and Existing Clients. Journal of Retailing and Consumer Services, 2016, vol. 28, pp. 36-44. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/j.jretconser.2015.08.008  

12. Alnes P.K., Haugom E. The Effects of Price Framing and Magnitude of Price Differences on Perceived Fairness When Switching from Static to Variable Pricing. Journal of Retailing and Consumer Services, 2024, vol. 81, 103952. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2024.103952  

13. Lim S., Ok C. A Percentage-Off Discount verses Free Surcharge: The Impact of Promotion Type on Hotel Consumers’ Responses. Tourism Management, 2022, vol. 91, 104504. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2022.104504  

14. Nicolau J.L., Shin H., Kim B., O’Connell J.F. The Impact of Loss Aversion and Diminishing Sensitivity on Airline Revenue: Price Sensitivity in Cabin Classes. Journal of Travel Research, 2022, vol. 62, iss. 3. pp. 685-698. Available at: https://doi.org/10.1177/00472875221093014  

15. Meatchi S., Camus S., Lecointre-Erickson D. Perceived Unfairness of Revenue Management Pricing: Developing a Measurement Scale in the Context of Hospitality. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2021, vol. 33, no. 10, pp. 3157-3176. Available at: http://dx.doi.org/10.1108/IJCHM-11-2020-1344  

16. Malc D., Milfelner B., Selinsek A. Price Fairness, Consumer Involvement, Emotional and Behavioural Responses: How Do Goods and Services Compare? Proceedings of the European Marketing Academy, 11th, 2020, no. 84998. Available at: https://proceedings.emac-online.org/pdfs/R2020-84998.pdf (accessed 08.09.2024).

17. Friesen M. A Dynamic Perspective on Consumers’ Price Fairness Perception: Empirical Evidence from the Airline Industry. Die Unternehmung, 2020, vol. 74, no. 4, pp. 403-425. Available at: https://doi.org/10.5771/0042-059X-2020-4-403  

18. Fiqqih M.N. Quality and Service Quality on Customer Loyalty with Customer Satisfaction Mediation on Shopee Consumers. Proceedings of the 19th International Symposium on Management (INSYMA 2022). Advances in Economics, Business and Management Research, 2023, pp. 265-271. Available at: https://doi.org/10.2991/978-94-6463-008-4_35

19. Hamenda A. An Integrated Model of Service Quality, Price Fairness, Ethical Practice and Customer Perceived Values for Customer Satisfaction of Sharing Economy Platform. International Journal of Business and Society, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 709-724.

20. Shamsudin M.F., Nayan S., Ishak M.F., Esa S.A., Hassan S. Role of Price Perceptions Towards Customer Satisfaction. Journal of Critical Reviews, 2020, vol. 7, no. 19, pp. 677-683.

21. Hallberg N. The Micro-Foundations of Pricing Strategy in Industrial Markets. Journal of Business Research, 2017, vol. 76, pp. 179-188. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.01.001  

22. Kienzler M., Kowalkowski C. Pricing Strategy: a Review of 22 Years of Marketing Research. Journal of Business Research, 2017, vol. 78, pp. 101-110. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.05.005  

23. Kjellberg H., Sjögren E., Krafve L.J. The Functions of Known to Be Inaccurate Prices in Markets: A Cross-Country Comparison of Pharmaceutical List Pricing. Journal of Business Research, 2023, vol. 167, 114193. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.114193

24. Harten W., Wind A., de Paoli P., Saghatchian M., Oberst S. Actual Costs of Cancer Drugs in 15 European Countries. The Lancet Oncology, 2016, vol. 17, no. 1, pp. 18-20. Available at: https://doi.org/10.1016/s1470-2045(15)00486-6  

25. Li Jianbin, Liu Lang, Luo Xiaomeng, Zhu Stuart X. Interactive Bundle Pricing Strategy for Online Pharmacies. Transportation Research, Part E, 2023, vol. 177, 103223. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tre.2023.103223  

26. Choe C., King S., Matsushima N. Pricing with Cookies: Behavior-Based Price Discrimination and Spatial Competition. Management Science, 2018, vol. 64, no. 12, pp. 5669-5687. Available at: https://doi.org/10.1287/mnsc.2017.2873  

27. Belleflamme P., Lam W., Vergote W. Competitive Imperfect Price Discrimination and Market Power. Marketing Science, 2021, vol. 39, no. 5, pp. 996-1015. Available at: http://dx.doi.org/10.1287/mksc.2020.1234  

28. Harrington Jr.J. The Effect of Outsourcing Pricing Algorithms on Market Competition. Management Science, 2022, vol. 68, no. 9. Available at: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3798847  

29. Foros Ø., Kind H.J., Nguyen-Ones Mai. The Choice of Pricing Format: Firms May Choose Uniform Pricing over Personalized Pricing to Induce Rivals to Soften Competition. Information Economics and Policy, 2024, vol. 66, 101079. Available at: https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2024.101079  

30. Dubus A. Behavior-Based Algorithmic Pricing. Information Economics and Policy, 2024, vol. 66, 101081. Available at: https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2024.101081  

31. Gorodnichenko Y., Sheremirov V., Talavera O. Price Setting in Online Markets: Does It Click? Journal of the European Economic Association, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 1764-1811. Available at: https://doi.org/10.1093/jeea/jvx050  

32. Ionnidou V., Ongena S. Time for A Change: Loan Conditions and Bank Behavior When Firms Switch Banks. Journal of Finance, 2010, vol. 65, no. 5, pp. 1847-1877. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2010.01596.x  

33. Asplund M., Eriksson R., Strand N. Price Discrimination in Oligopoly: Evidence from Regional Newspapers. Journal of Industrial Economics, 2008, vol. 56, no. 2, pp. 333-346. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1467-6451.2008.00343.x  

34. Brown Z., MacKay A. Competition in Pricing Algorithms. American Economic Journal: Microeconomics, 2023, vol. 15, no. 2, pp. 109-156.Available at: https://doi.org/10.1257/mic.20210158  

35. Bertini M., Koenigsberg O. The Pitfall of Pricing Algorithms: Be Mindful of How They Can Hurt Your Brand. Harvard Business Review, 2021, vol. 99, no. 5, pp. 74-83.

36. Bisceglia M., Padilla J. On Sellers’ Cooperation in Hybrid Marketplaces. Journal of Economics & Management Strategy, 2023, vol. 32, no. 1, pp. 207-222. Available at: https://doi.org/10.1111/jems.12498  

37. Loots T., den Boer A.V. Data-Driven Collusion and Competition in a Pricing Duopoly with Multinomial Logit Demand. Production and Operations Management, 2023, vol. 32, no. 4, pp. 1169-1186. Available at: https://doi.org/10.1111/poms.13919  

38. Wang C., Wright J. Search Platforms: Showrooming and Price Parity Clauses. The RAND Journal of Economics, 2020, vol. 51, no. 1, pp. 32-58. Available at: https://doi.org/10.1111/1756-2171.12305  


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Mak A. Is Uber Really Charging Frequent Users Higher Fares? Slate, 30.03.2018. Available at: https://slate.com/technology/2018/03/is-uber-really-charging-frequent-users-more.html (accessed 09.09.2024).

2. Uber Reportedly Charging Higher Fares from Users Struggling with Low Battery Life. The Free Press Journal, 14.04.2023. Available at: https://www.freepressjournal.in/business/uber-reportedly-charging-higher-fares-from-users-struggling-with-low-battery-life (accessed 09.09.2024).


Ссылка для цитирования:

Розанова Н. Ценовые механизмы цифровой экономики: divide et impera. Мировая экономика и международные отношения, 2025, т. 69, № 2, сс. 16-24. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2025-69-2-16-24 EDN: FHKRRE



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 69, № 3, 2025
Актуальные темы номера:
  • Дискурс вмешательства на площадке ООН: опыт систематического изучения
  • Проблемы и пути доступа России на товарные рынки стран дальнего зарубежья
  • Центральноазиатская интеграция: ограничители и перспективы
Объявление

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем внимание, что авторские экземпляры номеров, в которых опубликованы ваши тексты, хранятся в редакции не более одного года. По истечение указанного срока редакция вправе распорядиться невостребованными экземплярами по своему усмотрению.

Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.