Социальный ландшафт Латинской Америки: стратегии прошлого и вызовы будущего

55
DOI: 10.20542/0131-2227-2024-68-8-60-72
EDN: PIGJRI
Л. Дьякова, diakova65@mail.ru
Институт Латинской Америки РАН, РФ, 115035 Москва, Б. Ордынка, 21/16.
 

Статья поступила 05.03.2024. После доработки 01.05.2024. Принята к печати 03.06.2024.

Аннотация. Статья посвящена проблемам разработки новых моделей социальной политики в странах Латинской Америки. Рассматриваются социальные стратегии латиноамериканских стран; отмечается необходимость сложного выбора между тактикой адресных пособий и льгот и долгосрочной политикой, ориентированной на активность и социальное включение уязвимых групп, качественное развитие всей социальной сферы. Автор заключает, что эта работа потребует значительных финансовых вложений и невозможна без экономического роста, сотрудничества с бизнесом и структурами гражданского общества.

Ключевые слова: Латинская Америка, социальная политика, последствия COVID‑19, социальное неравенство, образование, здравоохранение, социальные реформы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермольева Э.Г. Коронакризис в Латинской Америке: как спасти человеческий капитал? Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 10, сс. 133-141.
Yermol’yeva E.G. Coronavirus crisis in Latin America: how to save human capital? World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 10, pp. 133-141. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-10-133-141   

2. Ермольева Э.Г. Иберо-Америка: от молодежного “поколения кризиса” к “поколению пандемии”. Латинская Америка, 2023, № 7, сс. 40-56.
Yermol’yeva E.G. Iberoamerica: from the “generation of crisis” to the “generation of pandemic”. Latin America, 2023, no. 7, pp. 40-56. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S0044748X0026332-4  

3. Яковлев П.П. Экономические шансы Латинской Америки в постковидном мире. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 5, сс. 5-13.
Yakovlev P.P. Latin America’s Economic Chances in a Post-Covid‑19 World. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 5, pp. 5-13. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-5-5-13  

4. Яковлев П.П. Модель “Nearshoring” – концепция новой экономики Латинской Америки. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 2, сс. 93-103.
Yakovlev P.P. Model “Nearshoring” – The Concept of the New Economy of the Latin America. World Economy and International Relations, 2023, vol. 67, no. 2, pp. 93-103. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-93-103  

5. Дьякова Л.В. Социальная политика латиноамериканских стран в начале XXI века: возможности и пределы. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 112-120.
D’yakova L.V. Social Policy in Latin American Countries in the Early 21st Century: Opportunities and Limits. World Economy and International Relations, 2020, vol. 64, no. 10, pp. 112-120. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-112-120  

6. Дьякова Л.В. Гражданское общество и образование: опыт Латинской Америки. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 101-111.
D’yakova L.V. Civil Society and Educational Development: The Latin American Experience. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 2, pp. 101-111. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-101-111  

7. Дьякова Л.В. Социальная политика в период COVID‑19: латиноамериканские подходы. Латинская Америка, 2022, № 5, сс. 28-44.
D’yakova L.V. Social policy during COVID‑19: Latin American approaches. Latin America, 2022, no. 5, pp. 28-44. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S0044748X0019914-4  

8. Кузнецова Э.Е. Социальная политика в странах Латинской Америки в начале XXI в.: преемственность и перемены. Латинская Америка, 2012, № 6, сс. 14-20.
Kuznetsova E.E. Social policy in Latin America at the beginning of the twenty-first century: continuity and change. Latin America, 2012, no. 6, pp. 14-20. (In Russ.)

9. Щербакова А.Д. Страны Mercosur перед лицом пандемии COVID‑19: каждый сам за себя? Латинская Америка, 2021, № 6, сс. 53-64.
Scherbakova A.D. Mercosur countries in the face of the COVID‑19 pandemic: is it every man for himself? Latin America, 2021, no. 6, pp. 53-64. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S0044748X0014983-0  

10. Дашкина И.В., Каратеев А.Ю., Пашин М.М. Механизмы реагирования государств Латинской Америки в условиях COVID‑19. Латинская Америка, 2022, № 2, сс. 6-22.
Dashkina I.V., Karateev A.Yu., Pashin M.M. Response mechanisms of Latin American countries in the context of COVID‑19. Latin America, 2022, no. 2, pp. 6-22. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S0044748X0017975-1  

11. Andia T., Chorev N. Inequalities and Social Resilience in Times of COVID‑19. Revista de Estudios Sociales, 2021, no. 78, pp. 2-13. Available at: https://doi.org/10.7440/res78.2021.01  

12. Carreras M., Vera S., Visconti G. A Tale of Two Pandemics: Economic Inequality and Support for Containment Measures in Peru. Journal of Politics in Latin America, 2021, vol. 13, iss. 3, pp. 358-375. Available at: https://doi.org/10.1177/1866802X211035393  

13. Alana Rieger I. COVID‑19 and Indigenous Communities in Latin America: A Comparative Analysis of State Public Policy Strategies in Mexico, Bolivia, and Colombia. Revista de Estudios Sociales, 2021, no. 78, pp. 36-55. Available at: https://journals.openedition.org/revestudsoc/50494 (accessed 30.03.2022).

14. Cobo Gómez J.C., Rodríguez León A.G., Ruíz Ruíz C.S. Análisis de los factores sociales y las razones de deserción escolar: Desafíos de la educación preescolar, básica y media en Colombia. Revista Economía Colombiana, Bogotá, agosto de 2023. Available at: https://www.economiacolombiana.co/actualidad-contraloria/analisis-de-los-factores-sociales-y-las-razones-de-desercion-escolar-desafios-de-la-educacion-preescolar-basica-y-media-en-colombia-3104 (accessed 20.02.2024).

15. Foxley A., Derpich P. ¿Cuáles son los desafíos para América Latina post Covid‑19?: un análisis de políticas de largo plazo. Cieplan. Available at: https://www.cieplan.org/cuales-son-los-desafios-para-america-latina-post-covid-19-un-analisis-de-politicas-de-largo-plazo-2 (accessed 20.02.2024).

16. Ferreira Neves L., Araceli Zetina A. La reconstrucción social post pandemia en América Central y en el Caribe. EUROsociAL, 17.01.2022. Available at: https://eurosocial.eu/reciprocamente/la-reconstruccion-social-post-pandemia-en-america-central-y-en-el-caribe/ (accessed 10.01.2024).

17. Montaño S. Políticas para el empoderamiento de las mujeres como estrategia de lucha contra la pobreza. CEPAL. Capital social y reducción de la pobreza en Amėrica Latina y el Caribe: en busca de un nuevo paradigma. Santiago de Chile, 2003, pp. 361-378.

18. Secchini S., Atuesta B. Programas de transferencias condicionadas en América Latina y el Caribe. Tendencias de cobertura y inversion. CEPAL. Serie Políticas sociales, Santiago de Chile, 2017, no. 224. 82 p.

19. Salama P. ¿Se redujo la desigualdad en América Latina? Nueva Sociedad, Buenos Aires, 2015, no. 258, pp. 85-95.

20. Ермольева Е.Г. Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи. Латинская Америка, 2019, № 2, сс. 31-44.
Yermol’yeva E.G. Current agenda: problems of Latin American youth. Latin America, 2019, no. 2, pp. 31-44. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S0044748X0003710-0  

21. Flores J., Alonso C. Presidente Piñera promulga paquete de ayuda económica para clase media. La Tercera, 05.04.2021. Available at: https://www.latercera.com/pulso/noticia/presidente-pinera-promulga-paquete-de-ayuda-economica-para-clase-media/VLIS5CMFTJCSJCUIRYKQN6Q4NQ/ (accessed 17.01.2024).

22. Lacerda N. Plan Brasil Sem Fome: cómo funcionará el nuevo programa del Gobierno brasileño. Brasil de Fato, 04.09.2023. Available at: https://www.brasildefato.com.br/2023/09/04/plan-brasil-sem-fome-como-funcionara-el-nuevo-programa-del-gobierno-brasileno (accessed 01.03.2024).


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Panorama Social de América Latina 2019. CEPAL, Santiago de Chile, 2019. 267 p. Available at: https://repositorio.cepal.org/server/api/core/bitstreams/d72d0e2f-76bb-4857-9a02-101784439750/content (accessed 17.01.2024).

2. Panorama social de América Latina 2018. CEPAL, Santiago de Chile, 2019. 232 p. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/44395-panorama-social-america-latina-2018 (accessed 25.12.2023).

3. Latinobarόmentro. Informe 2013. Available at: http://www.latinobarometro.org/documentos/LATBD_INFORME_LB_2013.pdf (accessed 19.02.2024).

4. Panorama social de América Latina 2021. CEPAL, Santiago de Chile, 2022. 247 p. Available at: https://repositorio.cepal.org/server/api/core/bitstreams/43a39b21-edc7-478e-9085-348efae44cfa/content (accessed 20.12.2023).

5. Ayudas Económicas del Gobierno para las Familias y el Empleo. Gobierno del Estado Plurinacional de Bolivia. Ministerio de Economía y Finanzas Públicas. 12 р. Available at: https://repositorio.economiayfinanzas.gob.bo/documentos/Documentos_de_Interes/2020/cartilla_ECONOMICA_COVID19.pdf (accessed 23.01.2024).

6. Boletín IFE2020 Caracterización de la población beneficiaria. ANSES.Gob.ar. 38 р. Available at: https://www.anses.gob.ar/sites/default/files/2022-05/DT_Boletín%20IFE%202020.pdf (accessed 19.02.2024).

7. Coronavirus: consultar los apoyos económicos que brinda el Estado. Gob.pe, 18.11.2021. Available at: https://www.gob.pe/8895-coronavirus-apoyos-economicos-del-estado-por-el-aislamiento-social-obligatorio (accessed 14.01.2024).

8. COVID‑19 en América Latina y el Caribe: Panorama de las respuestas de los gobiernos a la crisis. OECD, 11.11.2020. Available at: https://www.oecd.org/es/publications/covid-19-en-america-latina-y-el-caribe-panorama-de-las-respuestas-de-los-gobiernos-a-la-crisis_7d9f7a2b-es.html (accessed 17.12.2023).

9. Presidente Nayib Bukele extiende apoyo económico a más estudiantes en servicio social. CSSP, 25.10.2021. Available at: https://local.cssp.gob.sv/news/presidente-nayib-bukele-extiende-apoyo-economico-a-mas-estudiantes-en-servicio-social/ (accessed 25.02.2024).

10. Panorama social de América Latina 2022. CEPAL, Santiago de Chile, 2022. 282 p. Available at: https://repositorio.cepal.org/server/api/core/bitstreams/3ca376cf-edd4-4815-b392-b2a1f80ae05a/content (accessed 25.01.2024).

11. Empresarios por la Educación. Inclusión Digital: EXE Empresarios por la Educación. Available at: https://empresariosporlaeducacion.org.pe/programas/inclusion-digital/ (accessed 20.02.2024).

12. La Fundación Empresarios por la Educación fortalece el aprendizaje. Semana, 21.06.2020. Available at: https://www.semana.com/contenidos-editoriales/educacion-hoy-aprendemos-todos/articulo/la-fundacion-empresarios-por-la-educacion-fortalece-el-aprendizaje/680722/ (accessed 29.01.2024).

13. Unidos por la Educación busca ser el primer fideicomiso para reformar el sistema educativo del Ecuador. El Universo, 06.08.2020. Available at: https://www.eluniverso.com/noticias/2020/08/04/nota/7930713/iniciativa-unidos-educacion-ecuador/ (accessed 25.12.2023).

14. Para reducir el abandono escolar, lanzan la campaña “Nadie afuera – #EducaciónATR”. Los Andes, 24.08.2021. Available at: https://www.losandes.com.ar/sociedad/para-reducir-el-abandono-escolar-lanzan-la-campana-nadie-afuera-educacionatr/ (accessed 18.02.2024).

15. Deserción escolar, la pandemia que no cesa. Perfil, 28.05.2024. Available at: https://www.perfil.com/noticias/columnistas/desercion-escolar-la-pandemia-que-no-cesa.phtml (accessed 21.02.2024).

16. Por qué se produce deserción escolar (y cómo evitarla). CIPER Chile, 19.12.2022. Available at: https://www.ciperchile.cl/2022/12/19/desercion-escolar-como-evitarla/ (accessed 10.12.2023).

17. Educación en tiempos de pandemia. Una aportunidad para transformar los sistemas educativos en Amėrica Latina y el Caribe. CEPAL Serie Políticas Sociales, no. 243, Santiago de Chile, 2022. 98 p.

18. Brechas en la educación boliviana: la deserción, un dato a considerar. ChequeaBolivia, 03.07.2023. Available at: https://chequeabolivia.bo/brechas-en-la-educacion-boliviana-la-desercion-un-dato-considerar (accessed 20.02.2024).

19. La deserción escolar bajó de 1,46% a 1,16% entre 2021 y 2022. La Razón, 02.10.2023. Available at: https://www.la-razon.com/sociedad/2023/10/02/la-desercion-escolar-bajo-de-146-a-116-entre-2021-y-2022/ (accessed 22.02.2024).

20. 124,533 estudiantes interrumpieron su educación en el 2021 debido a la pandemia. Gob.pe, 17.05.2022. Available at: https://www.gob.pe/institucion/minedu/noticias/607069-124-533-estudiantes-interrumpieron-su-educacion-en-el-2021-debido-a-la-pandemia (accessed 12.02.2024).

21. Jóvenes brasileños estudian menos y abandonan más durante la pandemia. Bloomberg Línea, 23.01.2022. Available at: https://www.bloomberglinea.com/2022/01/23/jovenes-brasilenos-estudian-menos-y-abandonan-mas-durante-la-pandemia/#:~:text=La%20tasa%20de%20deserción%20escolar%20entre%20los%20niños%20de%205,un%20grupo%20de%20expertos%20brasileño (accessed 21.02.2024).

22. Comunicado. La actividad económica de América Latina y el Caribe continúa exhibiendo una trayectoria de bajo crecimiento. CEPAL, 14.12.2023. Available at: https://www.cepal.org/es/comunicados/la-actividad-economica-america-latina-caribe-continua-exhibiendo-trayectoria-crecimiento#:~:text=Así%2C%20América%20del%20Sur%20crecería,%2C4%25%20en%202022 (accessed 25.02.2024).

23. Comunicado. Pobreza en América Latina volvió a niveles prepandemia en 2022, informó la CEPAL con llamado urgente a avanzar en inclusión laboral. CEPAL, 23.11.2023. Available at: https://www.cepal.org/es/comunicados/pobreza-america-latina-volvio-niveles-prepandemia-2022-informo-la-cepal-llamado-urgente#:~:text=En%202022%2C%20el%20porcentaje%20de,(70%20millones%20de%20personas)%2C (accessed 27.02.2024).

24. Plan para la Recuperación, Reconstrucción Social y Resiliencia de Centroamérica y República Dominicana. ONU-Habitat, 18.03.2021. Available at: https://onuhabitat.org.mx/index.php/plan-para-la-recuperacion-reconstruccion-social-y-resiliencia-de-centroamerica-y-republica-dominicana (аccessed 29.02.2024).

25. Programa Familias. ChileAtiende, 26.04.2024. Available at: https://www.chileatiende.gob.cl/fichas/55891-programa-familias (accessed 01.03.2024).


Ссылка для цитирования:

Дьякова Л. Социальный ландшафт Латинской Америки: стратегии прошлого и вызовы будущего. Мировая экономика и международные отношения, 2024, т. 68, № 8, сс. 60-72. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2024-68-8-60-72 EDN: PIGJRI



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 9, 2024
Актуальные темы номера:
  • Влияние Индии на формирование многополярного ядерного порядка
  • США: экономика и политика
  • Резервы вишеградского сотрудничества
  • Россия и новые страны БРИКС: перспективы технологической кооперации
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.