Статья поступила 04.11.2023. После доработки 12.03.2024. Принята к печати 17.04.2024.
Аннотация. Почему, кто и как заимствует рецепты политических реформ, решений для поддержания территориальной целостности? Какую роль в этом играют стратегии подражания, принуждения? Используя концепцию П. Димаджио и У. Пауэлла о принудительном, нормативном и подражательном изоморфизме, сравниваются успешные и неудачные реформы для решения этнополитических конфликтов в одном политико-институциональном пространстве Сербии и Черногории. Параметрами сравнения выступают: субъектный состав конфликтов, характер и содержание требований и принимаемых в их отношении институциональных решений, а также стратегии взаимодействия и принятия таких институциональных решений. Политико-институциональное пространство Сербии и Черногории является единым организационным полем, где статусы регионов вариативны и даже асимметричны, что обусловлено историческим опытом: наличием республиканского статуса у Черногории, автономного – у Косово и Воеводины и отсутствием такового у Санджака и региона Прешевской долины. Стимулируемый территориальным разделением этнической группы ирредентизм блокируется изоморфным эффектом взаимосвязанных принудительных и подражательных институциональных реформ и нетерриториальной инклюзивной этнической политикой. Принуждающие институциональные решения национального правительства сопровождаются аналогичным принуждением со стороны ЕС и ООН. Ответ региональных и местных органов власти, как правило, является подражательным, что (за исключением случая Косово) блокирует реализацию сепаратистских проектов.
Ключевые слова: этнополитические конфликты, сепаратистские движения, движения за национальное самоопределение, институциональный изоморфизм, территориальная целостность
Благодарность. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00530, https://rscf.ru/project/23-18-00530/ (проект “Почему заимствуют неэффективные институты? Управление политико-территориальной гетерогенностью и обеспечение территориальной целостности государства”) в Пермском федеральном исследовательском центре УрО РАН.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зазнаев О., Сидоров В. Формы правления и этнические конфликты. Казань, Логос Пресс, 2022. 232 с.
Zaznaev O., Sidorov V. Forms of Governments and Ethnic Conflicts. Kazan, Logos Press, 2022. 232 p. (In Russ.)
2. Tong R. Explaining Ethnic Peace: The Importance of Institutions. Res Publica – Journal of Undergraduate Research, 2009, vol. 14, pp. 61-75. Available at: https://digitalcommons.iwu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1144&context=respublica (accessed 09.04.2024).
3. Birnir J.K. Ethnicity and Electoral Politics. New York, Cambridge University Press, 2007. 275 p.
4. Chandra K. Why Ethnic Parties Succeed: Patronage and Ethnic Headcounts in India. New York, Cambridge University Press, 2004. 343 p.
5. Nagle J. Does Having a Kin State Lessen the Likelihood of Minorities Engaging in Secessionist Mobilization? An Analysis of the Moderating Influence of Kin States. Nationalism and Ethnic Politics, 2013, no. 19 (3), pp. 287-309. DOI: 10.1080/13537113.2013.818355
6. Прохоренко И.Л. Европейская интеграция и проблема сепаратизма в государствах – членах Европейского союза. Москва, ИМЭМО, 2018. 93 с.
Prokhorenko I.L. European Integration and Separatism Problems in the EU Members States. Moscow, IMEMO, 2018. 93 p. (In Russ.) DOI: 10.20542/978-5-9535-0521-5
7. Sambanis N., Germann M., Schädel A. SDM: A New Data Set on Self-Determination Movements with an Application to the Reputational Theory of Conflict. Journal of Conflict Resolution, 2018, no. 62 (3), pp. 656-686. DOI: 10.1177/0022002717735364
8. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields. American Sociological Review, 1983, vol. 48, pp. 147-160. Available at: https://doi.org/10.2307/2095101
9. Мартынова М. Сербия–Черногория–Косово: одно государство или три? Москва, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2006. 49 с.
Martynova M. Serbia–Montenegro–Kosovo: one state or three? Moscow, IEA RAS, 2006. 49 p. (In Russ.)
10. Клименко З. Черногорская независимость: причины и последствия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6, сс. 41-50.
Klimenko Z. Independence of Montenegro: Reasons and Consequences. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, no. 6, pp. 41-50. (In Russ.) Available at: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2014_-_6_unicode/05.pdf (accessed 09.04.2024).
11. Клименко З. Албанский вопрос в Черногории. Проблемы истории, филологии, культуры, 2017, № 4, сс. 309-334.
Klimenko Z. Albanian Question in Montenegro. Problemy istorii, filologii, kul’tury, 2017, no. 4, pp. 309-334. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.18503/1992-0431-2017-4-58-309-334
12. Darmanović S. Crna Gora – nova nezavisna država na Balkanu. RefeRendum u CRnoj GoRi 2006. Podgorica, Centar za monitoring Cemi, 2006. 228 s.
Darmanović S. Montenegro – a new independent state in the Balkans. 2006 Montenegrin Referendum. Podgorica, Centre for monitoring Cemi, 2006. 228 p. (In Serb.)
13. Devetak S. Minorities and Autonomy in Central and Eastern Europe. Federalism, Regionalism, Local Autonomy and Minorities: Conference Proceedings. Strasbourg, Council of Europe, 1997, pp. 69-92. Available at: https://rm.coe.int/federalism-regionalism-local-autonomy-and-minorities-4th-session-stras/16808bf6e7 (accessed 09.04.2024).
14. Мартынова М. Венгры Воеводины: идентичность в фокусе демографии, политики, культуры. Ежегодник финно-угорских исследований, 2022, т. 16, № 3, сс. 528-540.
Martynova M. The Hungarians of Vojvodina: identity in the focus of demography, politics, culture. Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2022, vol. 16, no 3, pp. 528-540. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.35634/2224-9443-2022-16-3-528-540
15. Романенко С. Косово: история, характер и динамика конфликта. Романенко С., Шмелев Б., Улунян А., ред. Конфликт в Косово и международная безопасность. Москва, Институт экономики РАН, 2009, сс. 13-58.
Romanenko S. Kosovo: history, nature and dynamics of the conflict. Romanenko S., Shmelev B., Ulunyan A., eds. The conflict in Kosovo and International Security. Moscow, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2009, рp. 13-58. (In Russ.)
16. Carson Ch. The Dayton Accords and the Escalating Tensions in Kosovo. Berkeley Undergraduate Journal, 2013, no. 26 (1), pp. 68-84. DOI: 10.5070/B3261016222
17. Улунян А. Балканские национально-государственные автономии накануне и во время Первой мировой войны. Исторический вестник, 2014, т. 9, № 156, сс. 122-139.
Ulunyan A. Balkan National-State Autonomies on the Eve and During the First World War. Istoricheskii vestnik, 2014, vol. 9, no. 156, pp. 122-139. (In Russ.)
18. Новаковская-Кристман А., Жаковска М. Конфликт в Косово, рассмотренный в концептуальных рамках заинтересованных сторон. The Quarterly Journal, 2015, т. 14, № 4, сс. 77-90.
Novakovskaja-Kristman A., Zhakovska M. The conflict in Kosovo in the conceptual framework of the stakeholders. The Quarterly Journal, 2015, vol. 14, no. 4, pp. 77-90. (In Russ.) Available at: http://connections-qj.org/ru/system/files/14.4.06_nowakowska-krystman_zakowska_rus.pdf (accessed 09.04.2024).
19. Duncan D. Language policy, ethnic conflict, and conflict resolution: Albanian in the former Yugoslavia. Lang Policy, 2016, no. 15, pp. 453-474. Available at: https://doi.org/10.1007/s10993-015-9380-0
20. Zylfiu1 I., Leka D., Zylfiu V. A. Albanian Minority in Serbia. Acta Universitatis Danubius, 2017, vol. 10, no. 2, pp. 60-75. Available at: https://journals.univ-danubius.ro/index.php/internationalis/article/view/4353 (accessed 09.04.2024).
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
1. Self-Determination Movements (SDM) Dataset. Penn Identity & Conflict Lab. Avaliable at: https://web.sas.upenn.edu/pic-lab/about/ (accessed 23.08.2023).
2. Constitutional Charter of Serbia and Montenegro. Official Gazette of Serbia and Montenegro, 04.02.2003. Available at: https://www.osce.org/files/f/documents/7/e/35247.pdf (accessed 12.09.2015)
3. Попис становништва, домаћинстава и станова 2022. Издаје и штампа, Републички завод за статистику, Београд, 2023.
Census of population, households and dwellings 2022. Published and printed by Statistical Office of the Republic of Serbia, Belgrade, 2023. (In Serb.) Available at: https://publikacije.stat.gov.rs/G2023/PdfE/G20234001.pdf (accessed 13.05.2023).
4. Manifesto for Autonomous Vojvodina. Available at: http://www.aimpress.ch/dyn/trae/archive/data/199511/51118-003-trae-beo.htm (accessed 01.08.2023).
5. Community Charter for Regionalization. Official Journal of the European Communities, no. C326/281, 19.12.1988. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:JOC_1988_326_R_0280_01&from=EN (accessed 09.04.2024).
6. Law on the Protection of Rights and Freedoms of National Minorities. Official Journal of the FRY, 2002, no. 11. Available at: http://www.puma.vojvodina.gov.rs/etext.php?ID_mat=207&PHPSESSID=6ojvmmt68lo04ff839psef46u1 (accessed 16.09.2015).
7. Закон о националним саветима националних мањина. Службени гласник РС, 03.09.2009.
Law on the National Councils of National Minorities. Official gazette of the Republic of Serbia, 03.09.2009. (In Serb.) Available at: http://www.puma.vojvodina.gov.rs/dokumenti/zakoni/Zakon_ns.pdf (accessed 14.10.2015).
8. Raising Awareness of the National Minority Council Elections in Serbia. OSCE, 07.05.2010. Available at: http://www.osce.org/serbia/69574 (accessed 14.10.2015).
9. Kosovo’s Long, Hot Summer: Briefing on Military, Humanitarian and Political Developments in Kosovo. International Crisis Group (ICG), 02.09.1998. Available at: https://reliefweb.int/report/serbia/kosovos-long-hot-summer-briefing-military-humanitarian-and-political-developments (accessed 11.07.2023).
10.Peace in Preševo: Quick fix or long-term solution? International Crisis Group, 10.08.2001. Available at: https://www.crisisgroup.org/europe-central-asia/balkans/serbia/peace-presevo-quick-fix-or-long-term-solution (accessed 09.04.2024).
11. Sandzak – a region that is connecting or dividing Serbia and Montenegro? International Institute for Middle East and Balkan Studies, 07.03.2005. Available at: http://pdc.ceu.hu/archive/00002257/01/Sandzak.pdf (accessed 12.07.2023).
12. Program Stránke demokratske akcije Sandžaka. Oficijalna stranica Stránke demokratske akcije Sandžaka, 31.10.2009.
The program of the party of the Democratic Action of Sandžak. The official website of the party of the Democratic Action of Sandžak, 31.10.2009. (In Bosn.) Available at: https://www.sda.rs/dokumenta/PROGRAM%20SDA%20Sandzaka.pdf (accessed 11.11.2019).
13. Zakon o manjinskim pravima i slobodama. Službeni list RCG, no. 31/2006.
Minority rights and Freedoms Act. The official gazette of the RCG, no. 31/2006. (In Croat.) Available at: http://sluzbenilist.me/pregled-dokumenta/?id={579466AD-4C86-4DB9-93FA-9E07617D0613} (accessed 15.07.2023).
14. The Constitution of Montenegro. Parliament of Montenegro. Available at: https://www.skupstina.me/en/the-constitution-of-montenegro (accessed 15.07.2023).
Нет комментариев