Статья поступила 21.02.2023. После доработки 27.05.2023. Принята к печати 07.11.2023.
Аннотация. В отечественной науке слабо представлены сравнительные исследования этнических федераций, а по изучаемой в статье проблеме опубликованных работ не существует вообще. Между тем вряд ли подлежит сомнению ее актуальность в условиях многонациональных и многоязычных государств. Основная цель статьи – рассмотреть на опыте ряда федераций такие вопросы, как распределение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации в области регулирования изучения родных языков в системе образования; соотношение в процессе обучения в школах общенационального официального языка, региональных официальных языков и местных родных языков этнических групп; особенности преподавания языков в многонациональных этнических федерациях и федерациях, где нет общенационального официального (государственного) языка, в так называемых биэтнических федерациях и федерациях с несколькими региональными языками. Исследование опыта этнических федераций позволяет сделать вывод, что управление системой образования в таких государствах, включая обучение родным языкам, относится к предметам совместного ведения федерального центра и субъектов федерации. По мнению автора, наиболее оптимальная модель разграничения полномочий в сфере языковой политики в системе образования подразумевает закрепление на федеральном уровне основных положений и принципов этой политики и передачу на региональный уровень вопросов, касающихся оперативного управления образованием и работы образовательных учреждений, с учетом элементов автономии субъектов федерации. На основе обобщения опыта некоторых этнических федераций автор делает вывод, что обучение как общенациональному официальному языку, так и официальному языку субъекта федерации, а также родному языку обычно осуществляется не по свободному выбору родителей или учащихся, а фактически является обязательным. В статье анализируются также проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в сфере обучения родным языкам в этнических федерациях.
Ключевые слова: этническая федерация, субъекты федерации, полномочия в области образования, язык, родной язык, официальный язык, региональный язык, доминантный язык
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Mira S.K. Language and Federalism: The Multiethnic Challenge. International Social Science Journal, 2001, vol. 53, no. 167, pp. 51-60. DOI: 10.1111/1468-2451.00292
2. Schnabel J. Managing Interdependencies in Federal Systems. Cham, Switzerland, Springer Nature, 2020. 284 p.
3. Montarulia E., Bourhisa R.Y., Azurmendi M.-J. Identity, Language, and Ethnic Relations in the Bilingual Autonomous Communities of Spain. Journal of Sociolinguistics, 2011, vol. 15, no. 1, pp. 898-917. DOI: 10.1111/j.1467-9841.2010.00474.x
4. Pascale C.-M. The Weaponization of Language: Discourses of Rising Right-Wing Authoritarianism. Current Sociology Review, 2019, vol. 67, no. 6, pp. 898-917. DOI: 10.1177/0011392119869963
5. Tabuenca-Cuevas M. Language Policies and Language Certificates in Spain – What’s the Real Cost? Educational Studies, 2016, vol. 52, no. 5, pp. 438-451. DOI: 10.1080/00131946.2016.1214914
6. Smith L. The Politics of Contemporary Language Policy in Ethiopia. Journal of Developing Societies, 2008, vol. 24, no. 2, pp. 207-243. DOI: 10.1177/0169796X0802400206
7. Grin F. Language Policy in Multilingual Switzerland: Overview and Recent Developments. Paper presented at the Cicle de confèrencies sobre política lingüística Direcció general de política lingüística. Barcelona, 04.12.1998, pp. 1-9.
8. Jahn E. War and Compromise between Nations and States. Political Issues under Debate – Vol. 4. Springer, 2019. 295 p.
9. Gorter D., Jasone Ceno J. Multilingual Education for European Minority Languages: The Basque Country and Friesland. International Review of Education, 2011, vol. 57, no. 5–6, pp. 651-666. Available at: www.jstor.org/stable/41480149 (accessed 16.10.2023).
10. Vieytez E.R., Kallonen M. Territorial Autonomy and European National Minorities: South Tyrol, the Basque Country and the Åland Islands. European Yearbook of Minority Issues, 2002/2003, vol. 2, pp. 247-281. DOI: 10.1163/221161103X00120
11. Woolard K.A. Language, Identity, and Politics in Catalonia. Brown Journal of World Affairs, 2018, vol. XXV, no. 1, pp. 21- 40. Available at: https://bjwa.brown.edu/25-1/language-identity-and-politics-in-catalonia/ (accessed 16.10.2023).
12. Costa J. Catalan Linguistic Policy: Liberal or Illiberal? Nations and Nationalism, 2003, vol. 9, no. 3, pp. 413-432. DOI: 10.1111/1469-8219.00104
13. Castillo A.L., Lopes-Basaguren A. Minority Languages in Spain: Recognition, Promotion and Some Conflicts. Forum of Federations, Occasional Paper Series, 2022, no. 62. Available at: https://forumfedorg.b-cdn.net/wp-content/uploads/2022/10/OPS-62-Spain-updated-1.pdf (accessed 16.10.2023).
14. Хохлова Л.В. Социально-политические причины сокращения роли родного языка в Индии. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 2015, № 2, cc. 105-120.
Khokhlova L.V. Socio-Political Reasons for Reducing the Role of the Native Language in India. Bulletin of the Moscow University. Series 21. Management (State and Society), 2015, no. 2, pp. 105-120. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskie-prichiny-sokrascheniya-roli-rodnogo-yazyka-v-indii/viewer (accessed 16.10.2023).
15. Sarangi A., Sharma A. Language Policy and Federalism in Independent India. Forum of Federations, Occasional Paper Series, 2022, no. 58. Available at: https://forumfed.org/wp-content/uploads/2022/06/OPS-58-Language-Policy.pdf (accessed 16.10.2023).
16. Anukaenyi B. Language Diversity and Language Policy in Education in Nigeria – A Critical Review. International Conference on Teaching, Learning & Education, 15–17.03.2019, Berlin, Germany. DOI: 10.33422/ictle.2019.03.161
17. Binkovitz I.A. International Legal Regimes and Language Policy in Quebec: A Case Study of Compliance and Some Continuing Tension. Wisconsin International Law Journal, 2015, vol. 33, no. 2, pp. 223-253. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3074685 (accessed 16.10.2023).
18. Hasić J., Savić-Bojanić M. Sociolinguistic Policies and Their Contestation in Bosnia and Herzegovina. Forum of Federations, Occasional Paper Series, 2022, no. 61. Available at: https://forumfedorg.b-cdn.net/wp-content/uploads/2022/09/OPS-61-BiH.pdf (accessed 16.10.2023).
19. Kalyanpur M. Development, Education and Learning Disability in India. Switzerland, Springer Nature, 2022. 215 p.
20. Phyak P., Awasthi L.D. Developing and Implementing Multilingual Policy in a Federal Nepal: Opportunities and Challenges. Forum of Federations, Occasional Paper Series, 2022, no. 54. Available at: https://forumfedorg.b-cdn.net/wp-content/uploads/2022/02/OPS-54-Language-Policy_Nepal2.pdf (accessed 16.10.2023).
21. Fessha Y.T. Language Policy in Federal Ethiopia: Too Much or Too Little? Forum of Federations, Occasional Paper Series, 2022, no. 60. Available at: https://forumfed.org/document/language-policy-in-federal-ethiopia-too-much-or-too-little-number-60/ (accessed 16.10.2023).
22. Spolsky B. What is language policy? Spolsky B., ed. The Cambridge Handbook of Language Policy. Cambridge University Press, 2012, рp. 3-15.
23. Cardinal L., Huron M. Canada’s Language Policies: Well-Established, but Still Room for Improvement. Forum of Federations. Occasional Paper Series, 2022, no. 56. Available at: https://forumfed.org/wp-content/uploads/2022/03/OPS-56-Language-Policy_Canada-PDF.pdf (accessed 16.10.2023).
Нет комментариев