Роль государственных расходов на образование в стимулировании человеческого развития

249
DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-6-53-61
Е. Арапова, arapova_katrin@mail.ru
МГИМО МИД России, РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76.

Статья поступила 15.04.2021. После доработки 17.03.2022. Принята к печати 06.04.2022.

Аннотация. Целью статьи является оценка влияния государственных расходов на образование на динамику индекса человеческого развития (ИЧР). Анализ проводится на уровне трех групп стран – развитых, развивающихся и наименее развитых. По итогам исследования была доказана наибольшая эффективность государственных расходов на образование для группы развивающихся стран, особенно стран со средним уровнем дохода и относительно более высокими темпами экономического роста. При этом значимого влияния стимулирующей бюджетной политики на ИЧР в группах развитых и наименее развитых стран не выявлено.

Ключевые слова: индекс человеческого развития, человеческий капитал, государственные расходы, образование, развитые страны, развивающиеся страны, наименее развитые страны, тест Грейнджера


Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2020-930 от 16.11.2020).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Debre M., Dijkstra H. Covid‑19 and Policy Responses by International Organizations: Crisis of Liberal International Order or Window of Opportunity? Global Policy, 2021, vol. 12, no. 4, pp. 443-454. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.12975

2. Sakwa R. Multilateralism and Nationalism in an Era of Disruption: the Great Pandemic and International Politics. Journal of International Analytics, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 129-150. Available at: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2020-11-3-129-150

3. Cepaluni G., Dorsch M., Branyiczki R. Political Regimes and Deaths in the Early Stages of the COVID‑10 Pandemics. APSA Preprints, 2020. 49 p. Available at: https://doi.org/10.33774/apsa-2020-5lhhc

4. Kleinfeld R. Do Authoritarian or Democratic Countries Handle Pandemics Better? Do Authoritarian or Democratic Countries Handle Pandemics Better? Carnegie Endowment for International Peace, 31.03.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/03/31/do-authoritarian-or-democratic-countries-handle-pandemics-better-pub-81404 (accessed 10.03.2022).

5. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, no. 1, pp. 3-42. Available at: https://doi.org/10.1016/0304-3932(88)90168-7

6. Hanushek E., Woessmann L. The Role of Cognitive Skills in Economic Development. Journal of Economic Literature, 2008, vol. 46, no. 3, pp. 607-668. Available at: https://doi.org/10.1257/jel.46.3.607

7. Rauch J. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities. Journal of Urban Economics, 1993, vol. 34, no. 3, pp. 380-400.

8. Sianesi B., van Reenen J.M. The Returns to Education: Macroeconomics. Journal of Economic Surveys, 2003, vol. 17, no. 2, pp. 157-200. Available at: https://doi.org/10.1111/1467-6419.00192

9. Foster A.D., Rosenzweig M.R. Learning by Doing and Learning from Others: Human Capital and Technical Change in Agriculture. Journal of Political Economy, 1995, vol. 103, no. 6, pp. 1176-1209. Available at: https://doi.org/10.1086/601447

10. Rowlingson K. Does Income Inequality Cause Health and Social Problems? Birmingham, University of Birmingham, 2011. 51 p.

11. Schultz T. Investment in Human Capital. American Economic Review, 1961, no. 51, pp. 1-17.

12. Card D. E. The Causal Effect of Education on Earnings: Handbook of Labor Economics. Ashenfelter O., Card D. E., eds. Amsterdam, Elsevier Science, 1999, pp. 1802-1859.

13. Coady D., Dizioli A. Income Inequality and Education Revisited: Persistence, Endogeneity, and Heterogeneity. IMF Working Paper, 2017, no. WP/17/126, рр. 1-23.

14. Woessmann L. Efficiency and Equity of European Education and Training Policies. CESifo Working Paper, 2006, no. 1779, рр. 1-48.

15. Strauss J., Duncan T. Nutrition, and Economic Development. Journal of Economic Literature, 1998, vol. 36, no. 2, pp. 766-817.

16. Schultz T.P. Productive Benefits of Improving Health: Evidence from Low-Income Countries. Yale University Economic Growth Center Discussion Paper, 2005, no. 903, pp. 1-31.

17. Stewart F. Adjustment and Poverty: Options and Choices. London, Routledge, 1995. 256 р.

18. Ranis G. Human Development and Economic Growth. Yale University Economic Growth Center Discussion Paper, 2004, no. 887, pp. 1-15.

19. Behrman J., Wolfe B.L. How Does Mother’s Schooling Affect the Family’s Health, Nutrition, Medical Care Usage and Household Sanitation? Journal of Econometrics, 1987, vol. 36, no. 1-2, pp. 185-204.

20. Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России. Вопросы экономики, 2012, № 7, сс. 114-132.
Mau V. A. Human capital: challenges for Russia. Voprosy ekonomiki, 2012, no. 7, pp. 114-132. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-7-114-132

21. Muritala T., Taiwo A. Government Expenditure and Economic Development: Empirical Evidence from Nigeria. European Journal of Business and Management, 2011, vol. 3, no. 9, pp. 18-28.

22. Dissou Y., Didic S., Yakautsava T. Government Spending on Education, Human Capital Accumulation, and Growth. Economic Modelling, 2016, no. 58, pp. 9-21. Available at: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2016.04.015

23. Miningou E.W. Quality Education and the Efficiency of Public Expenditure A Cross-Country Comparative Analysis. World Bank Policy Research Working Paper, 2019, no. 9077, pp. 1-24.

24. Afonso A., St. Aubyn M. Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries. Journal of Applied Economics, 2005, no. VIII, pp. 227-246.

25. Agasisti T. The Efficiency of Public Spending on Education: An Empirical Comparison of EU Countries. European Journal of Education, 2014, vol. 49, no. 4, pp. 543-557. Available at: https://doi.org/10.1111/ejed.12069

26. Gimenez V., Prior D., Thieme C. Technical Efficiency, Managerial Efficiency and Objective Setting in the Educational System: An International Comparison. Journal of the Operational Research Society, 2007, vol. 58, no. 8, pp. 996-1007. Available at: https://doi.org/10.1057/palgrave.jors.2602213

27. Gupta S., Verhoeven M., Tiongson E.R. The Effectiveness of Government Spending on Education and Health Care in Developing and Transition Economies. European Journal of Political Economy, 2002, vol. 18, no. 4, pp. 717-737.

28. Estache A., Trujillo L., Gonzalez M. Government Expenditures on Education, Health, and Infrastructure: A Naive Look at Levels, Outcomes, and Efficiency. World Bank Policy Research Working Paper, 2007, no. 4219, pp. 1-26.

29. Reinhart C.M., Rogoff K.S. This Time Is Different: Eight Centuries of Financial Follies. Princeton, Princeton University Press, 2009. 512 p.

30. Монусова Г. Чем определяется восприятие неравенства в доходах. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 1, сс. 53-67.
Monusova G. What determines the perception of income inequality. World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, no. 1, pp. 53-67. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-1-53-67

31. Keefer P., Knack S. Boondoggles, Rent-seeking, and Political Checks and Balances: Public Investment under Unaccountable Governments. Review of Economics and Statistics, 2007, no. 89, pp. 566-572. Available at: https://doi.org/10.1162/rest.89.3.566

32. Staudinger U.M., Lindenberger U. Understanding Human Development: Dialogues with Lifespan Psychology. Bonn, Springer, 2003. 536 p. Available at: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-0357-6

33. Sen A. Development as Freedom. Washington, Random House, 1999. 384 p.

34. Nubler I. The Human Development Index Revisited. Intereconomics, 1995, vol. 30, no. 4, pp. 171-176. Available at: https://doi.org/10.1007/BF02928088

35. Горбунова О.Э., Гегамян М.А. ИЧР: методологии расчета, показатели и индикаторы. Социально-экономические явления и процессы, 2013, № 3 (049), cс. 49-53.
Gorbunova O.E., Gegamyan M.A. HDI: calculation methodologies, indicators and indicators. Socio-economic phenomena and processes, 2013, no. 3 (049), pp. 49-53. (In Russ.)

36. Цапенко И. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования. Мировая экономика и международные отношения, 2014, № 4, сс. 3-15.
Tsapenko I. Human resources in the field of science and technology: state and efficiency of use. World Economy and International Relations, 2014, no. 4, pp. 3-15. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2014-4-3-15

37. Folster S., Henrekson M. Growth and the Public Sector: A Critique of the Critics. European Journal of Political Economy, 1999, no. 15, pp. 337-358.


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. New York, UNDP, 2019. Available at: https://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed 03.03.2022).

2. World Development Report. The Changing Nature of Work. Washington, World Bank Group, 2019. Available at: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2019 (accessed 10.12.2021).

3. Human Development Data Center. New York, UNDP. Available at: https://hdr.undp.org/en/data (accessed 15.03.2022).

4. World Development Indicators. Washington, World Bank. Available at: https://databank.worldbank.org/source/worlddevelopment-indicators (accessed 15.03.2022).

5. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. Paris, OECD, 2020. Available at: https://doi.org/10.1787/69096873-en (accessed 15.03.2022).

6. Every Child Learns. UNICEF Education Strategy 2019–2030. New York, UNICEF, 2019. Available at: https://www.unicef.org/media/59856/file/UNICEF-education-strategy-2019-2030.pdf (accessed 15.03.2022).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Арапова Е. Роль государственных расходов на образование в стимулировании человеческого развития. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 6, сс. 53-61. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-6-53-61



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 69, № 4, 2025
Актуальные темы номера:
  • Укоренение неопротекционизма в мировой экономике XXI века
  • Институциональная динамика фискальной интеграции в ЕС
  • Факторы заинтересованности государств Латинской Америки в БРИКС
  • “Китай: горькое блюдо со сложным гарниром”
Объявление

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем внимание, что авторские экземпляры номеров, в которых опубликованы ваши тексты, хранятся в редакции не более одного года. По истечение указанного срока редакция вправе распорядиться невостребованными экземплярами по своему усмотрению.

Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.