
Статья поступила в редакцию 31.05.2021.
Аннотация. В статье рассматриваются идейные принципы и практическая деятельность латиноамериканского гражданского общества в сфере образования, представленные как общерегиональными, так и небольшими локальными организациями, взаимодействие между государством, обществом и бизнесом, нацеленное на продвижение совместных проектов, повышение инклюзивности и качества образовательных систем, разработку новых подходов. Особое внимание уделяется негосударственным учебным заведениям, предлагающим возможность дополнительного обучения, а также альтернативным университетам, созданным индейскими организациями для реализации принципов межкультурного диалога и подлинного равноправия. Дополняя государственную политику, гражданское общество оказывает значительное влияние на общественную жизнь региона, выполняет стабилизирующую функцию, дает возможности представителям уязвимых социальных групп. На новом этапе развития, в условиях разочарования в возможностях государства, социальная роль гражданского общества неизбежно будет возрастать.
Ключевые слова: Латинская Америка, гражданское общество, образование, социальное развитие, неправительственные организации, “принимающая среда”
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Panorama social de América Latina, 2013. CEPAL. Santiago de Chile, 2014. 228 p.
- Panorama social de América Latina, 2018. CEPAL. Santiago de Chile, 2019. 227 p.
- Informe sobre impacto económico en América Latina y el Caribe de la enfermedad por coronavirus (COVID‑19). CEPAL, Mayo 2020. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45602-informe-impacto-economico-america-latina-caribe-la-enfermedad-coronavirus-covid (accessed 18.01.2021).
- América Latina sufrirá en 2020 su peor crisis económica en 120 años, advierte la Cepal. DW, 16.12.2020. Available at: https://www.dw.com/es/am%C3%A9rica-latina-sufrir%C3%A1-en-2020-su-peor-crisis-econ%C3%B3mica-en-120-a%C3%B1os-advierte-la-cepal/a-55966400 (accessed 18.01.2021).
- Демократизация. Под ред. Харпера К.В., Бернхагена П., Инглхарта Р.Ф., Вельцеля К. Москва, Изд. дом ВШЭ, 2015. 708 с. [Democratization. Haerpfer C.W., Bernhagen P., Inglehart R.F., Welzel C., eds. Moscow, HSE University Publishing House, 2015. 708 p. (In Russ.)]
- История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI–XIX веков. Отв. ред. Ларин Е.А. Москва, Наука, 2010. 814 с. [The history of Latin America in the world historical and social thought of the XVI–XIX centuries. Larin E.A., ed. Moscow, Nauka, 2010. 814 p. (In Russ.)]
- Эчеверрия Э. Социалистическое учение Майской ассоциации. Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX – начало XX в.). Под общ. ред. Бургете А.Р. Москва, Мысль, 1965, сс. 39-92. [Echeverría E. The socialist doctrine of the May Association. Progressive Thinkers of Latin America (XIX – early XX century). Burgete A.R., ed. Moscow, Mysl’, 1965, pp. 39-92. (In Russ.)] Available at: https://www.philosophy.ru/library/progressivnye-mysliteli-latinskoy-ameriki-xix-nachalo-xx-v-/ (accessed 18.01.2021).
- Shulgovski A. Bolívar y Bello: papel en la lucha liberadora en América Latina. Andrés Bello. Gayol Mecías M., ed. La Habana, Casa de Las Americas, 1989, pp. 70-89.
- Egaña-Baraona J.L. Abrir Las Puertas. Discursos Escogidos Marzo 2004 Ricardo Lagos Escobar, Presidente De La República – Febrero 2005. Tomo V. Santiago de Chile, Secretaría de Comunicación y Cultura, Pres. de la República de Chile, 2005, 393 p. Available at: http://repositorio.conicyt.cl/handle/10533/205620 (accessed 18.01.2021).
- Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени. Москва, ИЛА РАН, 2014. 188 с. [Ermolieva E.G. Education in Latin America: adapting to the challenges of the time. Moscow, ILA RAN, 2014. 188 p. (In Russ.)]
- Panorama Social de América Latina 2019. CEPAL, Diciembre 2019. 267 p. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/44969-panorama-social-america-latina-2019 (accessed 18.01.2021).
- Ермольева Э.Г. Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи. Латинская Америка, 2019, № 1, сс. 12-27. [Ermolieva E.G. Current agenda: problems of Latin American youth. Latinskaya America, 2019, no. 1, pp. 12-27. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S0044748X0003505-4
- Кузнецова Э.Е., Пегушева Л.В. Человек труда и его место в обществе (90-е гг. XX в.). Латинская Америка, 2001, № 3, сс. 14-29. [Kuznetsova E.E., Pegusheva L.V. The man of labor and his place in society (90-s of XX century). Latinskaya America, 2001, no. 3, pp. 14-29. (In Russ.)]
- Государство, гражданское общество и процесс демократизации в Латинской Америке. Галкина А.Д., Кузнецова Э.Е., ред. Москва, ИЛА РАН, 1995. 256 с. [The State, civil society and the process of democratization in Latin America. Galkina A.D., Kuznetsova E.E., eds. Moscow, ILA RAN, 1995. 256 p. (In Russ.)]
- Дьякова Л.В. Гуманистическое движение в Латинской Америке: мировоззрение и социально-политическая практика. Латинская Америка, 2014, № 8, сс. 16-23. [Diyakova L.V. The Humanist Movement in Latin America: Ideology and Socio-political practice. Latinskaya America, 2014, no. 8, pp. 16-23. (In Russ.)]
- Канунников А.А. Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз– MERCOSUR. Латинская Америка, 2020, № 1, сс. 47-53. [Kanunnikov A.A. Non-governmental organizations and the EU Free Trade Agreement–MERCOSUR. Latinskaya America, 2020, no. 1, pp. 47-53. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S0044748X0007758-2
- Reduca – Red Latinoamericana por la Educación. Available at: https://www.reduca-al.net/ (accessed 21.01.2021).
- Material audiovisual. Comunidades de aprendizaje. Faro. Available at: https://grupofaro.org/areas-de-trabajo/comunidades-de-aprendizaje/ (accessed 26.10.2020).
- Unidos por la Educación busca ser el primer fideicomiso para reformar el sistema educativo del Ecuador. El Universo, 6 de agosto, 2020. Available at: https://www.eluniverso.com/noticias/2020/08/04/nota/7930713/iniciativa-unidos-educacion-ecuador (accessed 19.10.2020).
- Somoza D.A. Jóvenes Unidos por la Educación hacen un llamado para que la enseñanza sea inclusiva. En Segundos, marzo 2, 2020. Available at: https://ensegundos.com.pa/2020/03/02/jovenes-unidos-por-la-educacion-hacen-un-llamado-para-que-la-ensenanza-sea-inclusiva/ (accessed 20.10.2020).
- El programa Inclusión Digital, en alianza con la UGEL Piura, desarrolla un ciclo de webinars para fortalecer las competencias digitales de los docentes: EXE Empresarios por la Educación, 10.11.2021. Available at: https://empresariosporlaeducacion.org.pe/noticias/el-programa-inclusion-digital-en-alianza-con-la-ugel-piura-desarrolla-un-ciclo-de-webinars-para-fortalecer-las-competencias-digitales-de-los-docentes/ (accessed 22.11.2021).
- RTVC, el nuevo aliado de La Educación Que Nos Une. Fundación, 2020, 15 Oct. Available at: https://fundacionexe.org.co/tag/la-educacion-que-nos-une/ (accessed 16.01.2021).
- Programas Educativos destacados de las empresas de los miembros del CEAL. Educación. CEAL. Available at: http://ceal.co/acerca/educacion/ (accessed 27.05.2021).
- El Banco Mercantil Santa Cruz impulsa una campaña para otorgar becas en beneficio de jóvenes bolivianos. Delta Financiero, 14 de Enero de 2021. Available at: http://deltafinanciero.com/9779-El-Banco-Mercantil-Santa-Cruz-impulsa-una-campana-para-otorgar-becas-en-beneficio-de-jovenes-bolivianos (accessed 27.05.2021).
- Apadrinamiento de centros escolares. Funda Educa. Available at: https://fundaeduca.org/apadrinamiento-de-centros-escolares/ (accessed 25.05.2021).
- Fundación Ficohsa es reconocida por su Programa Educando Nuestro Futuro. FUNDAHRSE, 2017, 29 mayo. Available at: https://fundahrse.org/boletines/fundacion-ficohsa-es-reconocida-por-su-programa-educando-nuestro-futuro/ (accessed 25.05.2021).
- Plataforma de prácticas efectivas. SUMMA. Available at: https://www.summaedu.org/plataforma/ (accessed 25.05.2021).
- Consejo de Educación Popular de América Latina y El Caribe (CEAAL). Socioeco. Available at: http://www.socioeco.org/bdf_organisme-903_it.html (accessed 16.01.2021).
- Imelda Arana Sáenz. La Educación Popular Feminista en red: 30 años de la Red de Educación Popular entre Mujeres – REPEM. DVV International. Available at: https://www.dvv-international.de/es/educacion-de-adultos-y-desarrollo/ediciones/ead-792012/trabajo-en-red/la-educacion-popular-feminista-en-red-30-anos-de-la-red-de-educacion-popular-entre-mujeres-repem (accessed 16.01.2021).
- Arias-Ortega K., Quintriqueo S. Educación superior en contexto mapuche: El caso de La Araucanía, Chile. Revista Electrónica Educare, 2020, vol. 24, núm. 2, pp. 1-19. Available at: https://www.redalyc.org/jatsRepo/1941/194163269001/html/index.html (accessed 24.01.2021).
- Mato D. Las iniciativas de los movimientos indígenas en educación superior: un aporte para la profundización de la democracia. Nueva Sociedad, Buenos Aires, 2010, no. 227, pp. 102-119. Available at: https://nuso.org/articulo/las-iniciativas-de-los-movimientos-indigenas-en-educacion-superior-un-aporte-para-la-profundizacion-de-la-democracia/ (accessed 24.01.2021).
- El 7% de la población de Ecuador es indígena, según Cepal. El Universo, 2014, 22 de septiembre. Available at: https://www.eluniverso.com/noticias/2014/09/22/nota/4019821/7-poblacion-ecuador-es-indigena-segun-cepal (accessed 24.12.2020).
- Sarango Macas L.F. La universidad intercultural Amawtay Wasi del Ecuador, un proyecto atrapado en la colonialidad del poder. Revista Universitaria Del Caribe, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 31-43. Available at: https://doi.org/10.5377/ruc.v23i2.8929
- Шинкаренко А.А. Vida Verde в Западном полушарии: концепция Buen Vivir в странах Латинской Америки как фундамент обратной модернизации. Vida Verde: Обратная модернизация как новый вектор инклюзивного роста. Аналитический доклад. Отв. ред. Русакова Т.Ю. Москва, Научный эксперт, 2020, cс. 41-54. [Shinkarenko A.A. Vida Verde in the Western Hemisphere: the concept of Buen Vivir in Latin America as a foundation for reverse modernization. Vida Verde: Reverse modernization as a new vector of inclusive growth. Analytical report. Rusakova T.U., ed. Moscow, Nauchnyi ekspert, 2020, pp. 41-54. (In Russ.)] Available at: https://centero.ru/wp-content/uploads/2020/11/Centero_Vida-Verde.pdf (accessed 24.01.2021).
- Trabaja con nosotros. Fundación Superación Pobreza. Available at: http://www.superacionpobreza.cl/trabaja-con-nosotros/#servicio-pais (accessed 14.01.2021).
- Por Los Chicos. Available at: https://www.porloschicos.com/comedores-programas.php (accessed 14.01.2021).
- ONG Por Los Niños Uruguayos. Available at: https://www.elvagon.org.uy/ (accessed 14.01.2021).
- Rojas K. Alianza de Acción Comunitaria promueve talleres de liderazgo para jóvenes ramonenses. El Sol, 25.08.2015. Available at: https://elsoldeoccidente.com/enlinea/2015/08/alianza-de-accion-comunitaria-promueve-talleres-de-liderazgo-para-jovenes-ramonenses/ (accessed 21.01.2021).
Размещено в РИНЦ
Нет комментариев