Кадровая и образовательная политика ФРГ в контексте цифровизации и развития “Индустрии 4.0”

158
DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-11-50-59
М. Евдотьева, mariannaevt@imemo.ru
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23.

Статья поступила 25.03.2022. После доработки 20.07.2022. Принята к печати 29.08.2022.

Аннотация. Рассматриваются инструменты регулирования развития рынка труда и образовательной сферы в Германии в связи с цифровизацией и развитием “Индустрии 4.0”. В работе выделены ключевые особенности реализуемой в ФРГ цифровой стратегии, такие как акценты на развитии киберфизических систем и IТ-безопасности, и проанализирован широкий перечень проектов и программ в кадровой и образовательной сферах, опираясь на которые правительство Германии обеспечивает решение наиболее острых проблем цифровизации. К последним, опираясь на выводы Белой книги “Работа 4.0” и ряда специалистов по развитию рынка труда в ФРГ, автором отнесены: нехватка кадров по MINT- и ICT-специальностям; недостатки в развитии системы образования, включая низкий уровень технической оснащенности школ и других учебных заведений; негативное влияние на рынок труда демографических и миграционных факторов.

Ключевые слова: Германия, “Индустрия 4.0”, “Работа 4.0”, “Образование 4.0”, цифровизация, рынок труда, инструменты регулирования


Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-31492 “Научно-техническая политика в условиях цифровой трансформации общественного развития: мировой опыт и Россия”.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lichtblau K., Matthes J., Fritsch M. et al. Industry as a growth engine in the global economy. Koln, Institut der Deutschen Wirtschaft, IW Consult GmbH, 2013. 162 р.

2. Вишневский В.П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 2019, т. 35, № 4, сс. 606-627.
Vishnevskii V.P. The Digital Economy in the Context of the Fourth Industrial Revolution: Opportunities and Limitations. St. Petersburg University Journal of Economic Studies, 2019, vol. 35, no. 4, pp. 606-627. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu05.2019.406

3. Зарицкий Б.Е. Германские парадоксы: нехватка квалифицированных специалистов на фоне растущей безработицы. Вестник Финансовой академии, 2002, т. 23, № 3–4, сс. 75-85.
Zaritskii B.E. Paradoxes in Germany: Shortage of Qualified Specialists Against the Background of Growing Unemployment. Vestnik of the Finance Academy, 2002, vol. 23, no. 3–4, pp. 75-85. (In Russ.)

4. Rodrik D., Sabel C. Building a Good Jobs Economy. November 2019. Available at: https://drodrik.scholar.harvard.edu/files/dani-rodrik/files/building_a_good_jobs_economy_november_2019.pdf (accessed 09.03.2022).

5. Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, 2013, no. 2. Paris, OECD Publishing. 57 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/beyond-industrial-policy_5k4869clw0xp-en (accessed 09.03.2022).

6. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин А.М. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2020, т. 36, № 2, сс. 163-188.
Bulina A.O., Mozgovaya K.A., Pakhnin M.A. Human capital in economic growth theory: Classical models and new approaches. St Petersburg University Journal of Economic Studies, 2020, vol. 36, no. 2, pp. 163-188. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu05.2020.201

7. Leifels A. Digital skills shortage is hampering German’s SMEs’ digital transformation – is upskilling the answer? Focus on Economics (KfW Research), 03.02.2020, no. 277. 4 p. Available at: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Fokus-Volkswirtschaft/Fokus-englische-Dateien/Fokus-2020-EN/Fokus-Nr.-277-February-2020-Digital-skills.pdf (accessed 09.03.2022).

8. Talar S. The EU Concept of Digital Economy Against the Internet Economy Model. Staničkova M., Melecky L. et al., eds. Proceedings of the 4th International Conference on European Integration 2018. Ostrava, VŠB – Technical University of Ostrava, 2018, pp. 1500-1513.

9. Giannone D., Santaniello M. Governance by indicators: the case of the Digital Agenda for Europe. Information, Communication & Society, 2018, vol. 22, no. 13, pp. 1889-1902. DOI: 10.1080/1369118X.2018.1469655

10. Szeles M.R., Simionescu M. Regional Patterns and Drivers of the EU Digital Economy. Social Indicators Research, 2020, vol. 150, pp. 95-119. DOI: 10.1007/s11205-020-02287-x

11. Nagy H. A role for the state in the digital age. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 2018, vol. 7, no. 5, pp. 2-16. DOI: 10.1186/s13731-018-0086-3

12. Белов В.Б. Новая парадигма промышленного развития Германии – стратегия “Индустрия 4.0”. Современная Европа, 2016, т. 71, № 5, сс. 11-22.
Belov V.B. New Paradigm of Industrial Development of Germany – Strategy “Industry 4.0”. Contemporary Europe, 2016, vol. 71, no. 5, pp. 11-22. (In Russ.) DOI: 10.15211/soveurope520164146

13. Супян Н. Цифровые планы “большой коалиции”. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2018, № 2, сс. 159-167.
Supyan N. Big Coalition digital plans. Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN, 2018, no. 2, pp. 159-167. (In Russ.) DOI: 10.15211/vestnikieran2201824

14. Тоганова Н.В. “Промышленность 4.0” в Германии: идеология, программа или интегральный взгляд на экономические процессы? Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой экономике и политике. Мировое развитие. Вып. 16. Квашнин Ю.Д., Тоганова Н.В., отв. ред. Москва, ИМЭМО РАН, 2016, cc. 81-89.
Toganova N.V. “Industry 4.0” in Germany: Ideology, Program or Integral View of Economic Processes? Integration and Disintegration Processes in the World Economy and Politics. Global Development, iss. 16. Kvashnin Yu.D., Toganova N.V., eds. Moscow, IMEMO, 2016, pp. 81-89. (In Russ.)

15. Sousa M.J., Wilks D. Sustainable Skills for the World of Work in the Digital Age. Systems Research and Behavioral Science, 2018, vol. 35, no. 4, pp. 399-405. DOI: 10.1002/sres.2540

16. Романова Е.В. Кадры для четвертой промышленной революции: опыт Германии. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 2021, № 6, cc. 224-246.
Romanova E.V. Human Resources for the Fourth Industrial Revolution: Experience of Germany. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 6: Economics, 2021, no. 6, pp. 224-246. (In Russ.) DOI: 10.38050/0130010520216.11

17. Супян Н. Нетипичная занятость в ФРГ. Современная Европа, 2015, т. 63, № 3, сс. 58-70.
Supyan N. Atypical Employment in Germany. Contemporary Europe, 2015, vol. 63, no. 3, pp. 58-70. (In Russ.) DOI: 10.15211/soverope320155870

18. Karnitschnig M. 5 questions for Germany’s digital future. Politico, 09.11.2017. Available at: https://www.politico.eu/article/5-questions-for-germanys-digital-future/ (accessed 05.02.2022).

19. Wenkel R. Germany in the digital slow lane. Deutsche Welle, 09.06.2017. Available at: https://www.dw.com/en/germany-in-the-digital-slow-lane/a-39187166 (accessed 05.02.2022).

20. Романова Е.А. Образование в Германии – “эффект домино”. Германия. 2012. Ч. 1. Белова В.Б., под ред. Москва, Ин-т Европы РАН, 2013, сс. 126-145.
Romanova E.A. Education in Germany – the “domino effect”. Germany. 2012. Vol. 1. Belov V. B., ed. Moscow, Institute of Europe RAS, 2013, pp. 126-145. (In Russ.)

21. Schmelzle J. Bericht aus Berlin: Forderinitiative fur “Digitale Produktions- und Arbeitsprozesse” ins Leben gerufen. Deutsche Franschiseverband, 13.10.2015. Available at: https://www.franchiseverband.com/blog/2016/03/10/bericht-aus-berlin-unterstuetzung-des-bundes-fuer-den-mittelstand-bei-der-umsetzung-digitaler-prozesse/ (accessed 09.03.2022).

22. Hirsch B. Vorintegration: Mit neuem Ansatz will Deutschland zum Einwanderungsland warden. Focus, 03.03.2020. Availableat: https://www.focus.de/perspektiven/gesellschaft-gestalten/aktionsplan-integration-vorintegration-mit-neuem-ansatzwill-deutschland-zum-einwanderungsland-werden_id_11726164.html (accessed 05.03.2022).


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 25.08.2021.
The most popular STEM professions and competencies. Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, HSE University, 25.08.2021. (In Russ.) Available at: https://issek.hse.ru/news/499130554.html (accessed 09.03.2022).

2. Digital Strategy 2025. Federal Ministry for Economic Affairs and Energy (BMWi). Berlin, Hirschen Group, 2016. 59 p. Available at: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digital-strategy-2025.pdf?__blob=publicationFile&v=9 (accessed 09.03.2022).

3. Wei.buch “Arbeiten 4.0”. Bundesministerium fur Arbeit und Soziales, November 2016. 234 p. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/weissbuch-arbeiten-4-0-1838148 (accessed 05.02.2022).

4. Russia Digital Economy Report. Competing in the Digital Age. Roscongress, 29.05.2019. Available at: https://roscongress.org/en/materials/doklad-o-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii-konkurentsiya-v-tsifrovuyu-epokhu-strategicheskie-vyz/ (accessed 09.03.2022).

5. IKT-Strategie der Bundesregierung “Deutschland Digital 2015”. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie (BMWi), November 2010. 52 p. Available at: https://www.teletrust.de/uploads/media/DE_IKT-Strategie.pdf (accessed 09.03.2022).

6. Digitale Agenda 2014–2017. Bundesministerium fur Wirtschaft und Energie, Bundesministerium des Innern, Bundesministerium fur Verkehr und digitale Infrastruktur, August 2014. 38 p. Available at: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/publikationen/themen/it-digitalpolitik/digitale-agenda.pdf?__blob=publicationFile&v=4 (accessed 09.03.2022).

7. E-Commerce. Germany Trade & Invest [n.d.]. Available at: https://www.gtai.de/gtai-en/invest/industries/digital-economy/e-commerce-65482 (accessed 09.03.2022).

8. Germany – Country Commercial Guide. Information and Communications Technology (ICT). International Trade Administration, USA, 04.08.2022. Available at: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/germany-information-and-communications-technology-ict (accessed 05.08.2022).

9. Industrie 4.0 – Germany Market Report and Outlook. Germany Trade & Invest, 27.03.2018. Available at: https://www.gtai.de/resource/blob/64500/8b7afcaa0cce1ebd42b178b4430edc82/industrie4-0-germany-market-outlook-progress-reporten-data.pdf (accessed 09.03.2022).

10. Continuing Education and Training in Germany. Getting Skills Right. Paris, OECD Publishing, 2021. 180 p. DOI: 10.1787/1f552468-en

11. Mitten im demografischen Wandel. Statistischen Bundesamt [n.d.]. Available at: https://www.destatis.de/DE/Themen/Querschnitt/Demografischer-Wandel/_inhalt.html (accessed 05.02.2022).

12. Bitkom: Digitalization to wipe out millions of jobs in Germany. Deutsche Welle, 02.02.2018. Available at: https://www.dw.com/en/bitkom-digitalization-to-wipe-out-millions-of-jobs-in-germany/a-42429668 (accessed 05.02.2022).

13. Arbeitslandschaft 2025, Studie von der Prognos AG. Munchen, Vereinigung der Bayerishchen Wirtschaft (VBW), 2019. 71 p. Available at: https://fks-plus.de/pdfs/Studie_Arbeitslandschaft-2025.pdf (accessed 05.02.2022).

14. IT-Sicherheit. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie (BMWi) [n.d.]. Available at: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Artikel/Digitale-Welt/it-sicherheit.html (accessed 30.10.2021).

15. Forschungsbericht 526/3. Aktualisierte BMAS – Prognose “Digitalisierte Arbeitswelt”. Bundesministerium fur Bildung und Forschung, Februar 2020. 76 p. Available at: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/DE/Publikationen/Forschungsberichte/fb526-3-aktualisierte-bmas-prognose-digitalisierte-arbeitswelt.pdf?__blob=publicationFile&v=2 (accessed 30.06.2022).

16. Bildung in Deutschland 2020. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. Bielefeld, WBV Media, 2020. 340 p. Available at: https://www.bildungsbericht.de/de/bildungsberichte-seit-2006/bildungsbericht-2020/pdf-dateien-2020/bildungsbericht-2020-barrierefrei.pdf (accessed 05.03.2022).

17. Investitionen in Bildung steigen deutlich. Die Bundesregierung, 18.11.2020. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/bildungsbericht-1815898#:~:text=Steigende%20Ausgaben%3A%20Die%20Bildungsinvestitionen%20sind%20gestiegen.%20Insbesondere%20der,und%202018%20von%205%2C1%20auf%2010%20Milliarden%20Euro (accessed 09.03.2022).

18. EXIST – University-Based Business Start-Ups [n.d.]. Available at: https://www.exist.de/EXIST/Navigation/EN/About_EXIST/about_exist.html (accessed 09.03.2022).

19. Berufsbildung 4.0. Bundesministerium fur Bildung und Forschung [n.d.]. Available at: https://www.bmbf.de/bmbf/de/home/_documents/berufsbildung-4-0.html (accessed 09.03.2022).

20. Nationale Weiterbildungsstrategie. Bundesministerium fur Arbeit und Soziales, Bundesministerium fur Bildung und Forschung, Juni 2021. 77 p. Available at: https://www.bmbf.de/de/nationale-weiterbildungsstrategie-8853.html (accessed 05.03.2022).

21. Mittelstand 4.0 – Digitale Produktions- und Arbeitsprozesse. Bundesministerium fur Wirtschaft und Energie, Februar 2017. Available at: https://www.mittelstand-digital.de/Redaktion/DE/Downloads/F/Faktenblaetter/faktenblatt-foerderinitiative-mittelstand-4-0.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (accessed 09.03.2022).

22. Mit MINT in der Zukunft! Der MINT-Aktionplan des BMBF. Bundesministerium fur Bildung und Forschung, Februar 2019. Available at: https://www.bmbf.de/bmbf/de/home/_documents/mint-aktionsplan.html (accessed 09.03.2022).

23. Digitale Zukunft: Lernen. Forschen. Wissen. Bundesministerium fur Bildung und Forschung, April 2019. Available at: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/1/23428_Die_Digitalstrategie_des_BMBF.html (accessed 09.03.2022).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Евтодьева М. Кадровая и образовательная политика ФРГ в контексте цифровизации и развития “Индустрии 4.0”. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 11, сс. 50-59. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-11-50-59



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 4, 2024
Актуальные темы номера:
  • Распространение финансового заражения в странах Европы под воздействием глобальных шоков
  • Региональные державы Африканского континента: тенденции и перспективы
  • Инвестиционная деятельность КНР в Кыргызской Республике
  • Концепция “захвата земли”: глобальный и национальный аспекты
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.