Конкуренция сегодня: процесс или результат?

426
DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-8-5-13

Н. Розанова, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ), РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20 (nrozanova@hse.ru)

Статья поступила в редакцию 18.11.2020.

Аннотация. Цифровая экономика вносит существенные изменения в организацию бизнеса, в межфирменные взаимодействия, стратегическое поведение компаний и устройство рынка. Какие формы конкуренции в новых условиях утрачивают свое значение, а какие приобретают наибольшую значимость в условиях цифровизации? Какие цифровые практики ограничивают конкуренцию, а какие – ее усиливают и стимулируют? Ответы на эти вопросы, данные на основе обобщения актуальных российских и зарубежных исследований, позволяют сформировать концептуальный подход к конкуренции как особому явлению в цифровую эпоху.

Ключевые слова: конкуренция, цифровизация, конкурентное поведение


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Gebhardt G. Measuring the Competitive Impact of the Internet: Evidence from a Natural Experiment in Broadband Access. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 57, pp. 84-113.
  2. Fershtman C., Fishman A., Zhou J. Search and Categorization. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 57, pp. 225-254.
  3. Gupta S., Gallear D., Rudd J., Foroudi P. The Impact of Brand Value on Brand Competitiveness. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 210-222.
  4. Xi N., Hamari J. Does Gamification Affect Brand Engagement and Equity? A Study in Online Brand Communities. Journal of Business Research, 2020, vol. 109, pp. 449-460.
  5. Wang S., Chen H., Wu D. Regulation Platform Competition in Two-sided Markets under the O2O Era. International Journal of Production Economics, 2019, vol. 215, pp. 131-143.
  6. Gonzalez-Maestre M., Granero L. Competition with Targeted Product Design: Price, Variety, and Welfare. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 59, pp. 406-428.
  7. Salop S. Monopolistic Competition with Outside Goods. The Bell Journal of Economics, 1979, vol. 10, no. 1, pp. 141-156.
  8. Chen Y., Riordan M. Price-Increasing Competition. The RAND Journal of Economics, 2008, vol. 39, no. 4, pp. 1042-1058.
  9. Thomadsen R. Product Positioning and Competition: the Role of Location in the Fast-Food Industry. Marketing Science, 2007, vol. 26, no. 6, pp. 792-804.
  10. Ward M., Shimsback J., Perloff J., Harris J. Effects of the Private-label Invasion in Food Industries. American Journal of Agricultural Economics, 2002, vol. 84, pp. 961-973.
  11. Suslow V. Entry Deterrence Strategies. Journal of Industrial Organization Education, 2006, vol. 1, no. 1, pp. 1-20.
  12. Chen Y., Savage S. The Effects of Competition on the Price for Cable Modem Internet Access. Review of Economics and Statistics, 2011, vol. 93, no. 1, pp. 201-217.
  13. Pakes A. Empirical Tools and Competition Analysis: Past Progress and Current Problems. National Bureau of Economic Research, Working Paper 22086. 33 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w22086 (accessed 10.10.2020)
  14. Yoganathan V., Osburg V., Akhtar P. Sensory Stimulation for Sensible Consumption. Journal of Business Research, 2019, vol. 96, pp. 386-396.
  15. Gravelle H., Liu D., Propper C., Santos R. Spatial Competition and Quality: Evidence from the English Family Doctor Market. Journal of Health Economics, 2019, vol. 68, 102249.
  16. Ljubownikow G., Hwee Ang S. Competition, Diversification and Performance. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 81-94.
  17. Illanes G., Moshary S. Market Structure and Product Assortment: Evidence from a Natural Experiment in Liquor Licensure. National Bureau of Economic Research, Working Paper 27016. 34 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w27016 (accessed 10.12.2020).
  18. Bauner C., Wang E. The Effect of Competition on Pricing and Product Positioning: Evidence from Wholesale Club Entry. International Journal of Industrial Organization, 2019, vol. 67, 102525. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2019.102525
  19. Scheele von F., Haftor D., Pashkevich N. Cognitive Time as a Service Price Determinant: Hidden Dynamics and Price Collapse. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 248-253.
  20. Miller K., Petrin A., Town R., Chernew M. Optimal Managed Competition Subsidies. National Bureau of Economic Research, Working Paper 25616. 65 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25616 (accessed 10.10.2020).
  21. Loecker de J., Biesebroeck van J. Effect of International Competition on Firm Productivity and Market Power. National Bureau of Economic Research, Working Paper 21994. 39 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w21994 (accessed 10.10.2020).
  22. Kyle M. Strategic Responses to Parallel Trade. The B. E. Journal of Economic Analysis & Policy, 2011, vol. 11, no. 2, pp. 1-34.
  23. Reisinger M., Sauri L., Zenger H. Parallel Imports, Price Controls, and Innovation. Journal of Health Economics, 2019, vol. 66, pp. 163-179.
  24. Colangelo G., Maggiolino M. From Fragile to Smart Consumers: Shifting Paradigm for the Digital Era. Computer Law and Security Review, 2019, vol. 35, pp. 173-181.
  25. Тарануха Ю.В. Неошумпетерианское тестирование факторов “созидательной” конкуренции: выводы для России. Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2018, № 5, сс. 21-40. [Taranukha Yu.V. Neoschumpererian testing for factors of “creative” competition: findings for Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6, Ekonomika, 2018, no. 5, pp. 21-40. (In Russ.)]
  26. Герасименко В.В., Слепенкова Е.М. Трансформация методов и инструментов конкурентного анализа в условиях цифровой экономики. Вестник Московского университета. Cер. 6, Экономика, 2019, № 6, cc. 126-146. [Gerasimenko V.V., Slepenkova E.M. Transformation of methods and instruments for competitive analysis under digital economy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6, Ekonomika, 2019, no. 6, pp. 126-146. (In Russ.)]
  27. Тарануха Ю. Модификация конкурентного принципа в процессе эволюции конкуренции. Общество и экономика, 2017, № 3–4, cc. 49-67. [Taranukha Yu. Modification of competitive concept in competitive evolution. Society and Economy, 2017, no. 3–4, pp. 49-67. (In Russ.)]
  28. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике. Общество и экономика, 2018, № 4, cc. 31-42. [Knyazev Yu. About competition and cooperation in contemporary economy. Society and Economy, 2018, no. 4, pp. 31-42. (In Russ.)]
  29. Berry S., Gaynor M., Morton F. Do Increasing Markups Matter? Lessons from Empirical Industrial Organization. The Journal of Economic Perspectives, 2019, vol. 33, no. 3, pp. 44-68.
  30. Burguet R., Sakovics J. Personalized Prices and Uncertainty in Monopsony. International Journal of Industrial Organization, 2019, vol. 67, 102530. 29 p. Available at: https://homepages.econ.ed.ac.uk/~sakovics/FinalJIO.pdf (accessed 10.11.2020).
  31. Liu M., Brynjolfsson E., Dowlatabadi J. Do Digital Platforms Reduce Moral Hazard? The Case of Uber and Taxis. National Bureau of Economic Research, Working Paper 25015. 45 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25015 (accessed 10.11.2020).
  32. Gruber J., Handel B., Kina S., Kolstad J. Managing Intelligence: Skilled Experts and AI in Markets for Complex Products. National Bureau of Economic Research, Working Paper 27038. 54 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w27038 (accessed 10.11.2020).
  33. Backus M. Why Is Productivity Correlated with Competition? National Bureau of Economic Research, Working Paper 25748. 57 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25748 (accessed 10.11.2020).
  34. Schmitz J. Competitive Pressure and Labor Productivity: World Iron Ore Markets in the 1980s. American Economic Review, 2002, vol. 92, no. 4, pp. 745-760.
  35. Schmitz J. What Determines Productivity? Lessons from the Dramatic Recovery of the U.S. and Canadian Iron Ore Industries Following Their Early 1980s Crisis. Journal of Political Economy, 2005, vol. 113, no. 3, pp. 582-625.
  36. Dunne T., Klimek S., Schmitz J. Competition and Productivity: Evidence from the Post WWII US Cement Industry. US Census Bureau Center for Economic Studies Paper, 2010, no. CES-WP‑10-29. Available at: https://ssrn.com/abstract=1689076 (accessed 18.11.2020).
  37. Савин И.В., Мариев О.С., Пушкарев А.A. Оценка рыночного отбора в России: когда размер (фирмы) имеет значение. Вопросы экономики, 2020, № 2, cc. 101-124. [Savin I.V., Mariev O.S., Pushkarev A.A. Estimation of market selection in Russia: when the size (of the firm) makes sense. Voprosy ekonomiki, 2020, no. 2, pp. 101-124. (In Russ.)]
  38. Hicks J. Annual Survey of Economic Theory: the Theory of Monopoly. Econometrica, 1935, vol. 3, no. 1, pp. 1-20.
  39. Leibenstein H. Allocative Efficiency vs. “X-Efficiency”. American Economic Review, 1966, vol. 56, no. 3, pp. 392-415.
  40. Stigler G. The Existence of X-Efficiency. American Economic Review, 1976, vol. 66, no. 1, pp. 213-216.
  41. Holmstrom B. Moral Hazard in Teams. The Bell Journal of Economics, 1982, vol. 13, no. 2, pp. 324-340.
  42. Schmidt K. Managerial Incentives and Product Market Competition. Review of Economic Studies, 1997, vol. 64, no. 2, pp. 191-213.
  43. Raith M. Competition, Risk, and Managerial Incentives. American Economic Review, 2003, vol. 93, no. 4, pp. 1425-1436.
  44. Kesternich I., Schumacher H., Biesebroeck van J., Grant I. Market Size and Competition: a “Hump-shaped” Result. International Journal of Industrial Organization, 2020, vol. 70, 102605. 17 p. Available at: https://feb.kuleuven.be/public/n07057/cv/gksv2019.pdf (accessed 10.11.2020).
  45. Feinberg R., Reynold K. An Examination of Entry and Competition Performance in Rural Banking Markets. Southern Economic Journal, 2010, vol. 76, no. 3, pp. 624-637.
  46. Abraham J., Gaynor M., Vogt W. Entry and Competition in Local Hospital Markets. Journal of Industrial Economic, 2007, vol. 55, no. 2, pp. 265-288.
  47. Xiao M., Orazem P. Does the Fourth Entrant Make Any Difference? International Journal of Industrial Organization, 2011, vol. 29, pp. 547-561.
  48. Phann G., Van Kranenburg H. Tax Policy, Location Choices, and Market Structure. Journal of Law and Economics, 2003, vol. 46, pp. 61-83.
  49. Nishida M., Gil R. Regulation, Enforcement, and Entry: Evidence from the Spanish Local TV Industry. International Journal of Industrial Organization, 2014, vol. 32, pp. 11-23.
  50. Berendt J., Uhrich S., Thompson S. Marketing, Get Ready to Rumble – how Rivalry Promotes Distinctiveness for Brands and Consumers. Journal of Business Research, 2018, vol. 88, pp. 161-172.

Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Розанова Н. Конкуренция сегодня: процесс или результат?. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 8, сс. 5-13. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-8-5-13



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 4, 2024
Актуальные темы номера:
  • Распространение финансового заражения в странах Европы под воздействием глобальных шоков
  • Региональные державы Африканского континента: тенденции и перспективы
  • Инвестиционная деятельность КНР в Кыргызской Республике
  • Концепция “захвата земли”: глобальный и национальный аспекты
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.