“Мягкая сила” и “культурный капитал” наций: пример киноиндустрии

95
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-11-106-113

Г. Паксютов, МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11/1 (gpaksyutov@mail.ru)


Аннотация

В статье проводятся параллели между концепцией “мягкой силы” Дж. Ная и теорией капитала П. Бурдье, которую предлагается использовать, чтобы дополнить существующее понимание культурных ресурсов “мягкой силы”. Такой подход используется для осмысления роли кинематографа как инструмента “мягкой силы”. Демонстрируется значение данного подхода для прикладного анализа культурного влияния стран, а также его полезность для исследования потенциала “мягкой силы” российской киноиндустрии.


Ключевые слова

“мягкая сила”, культурный капитал, Пьер Бурдье, киноиндустрия


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Nye J.S. Soft Power. Foreign policy, 1990, no. 80, pp. 153-171.
  2. Nye J.S. Get Smart: Combining Hard and Soft Power. Foreign Affairs, 2009, vol. 88, no. 4, pp. 160-163.
  3. Noya J. The Symbolic Power of Nations. Place Branding, 2006, vol. 3, no. 1, pp. 53-67.
  4. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология, 2002, т. 3, № 5, сс. 60-74. [Bourdieu P. Formy kapitala [Forms of Capital]. Economic Sociology, 2002, vol. 3, no. 5, pp. 60-74.]
  5. Bourdieu P. Social Space and Symbolic Power. Sociological Theory, 1989, vol. 7, no. 1, pp. 14-25.
  6. Bourdieu P., Nice R. Outline of a Theory of Practice. Cambridge, Cambridge University press, 1977. 249 p.
  7. Fan Y. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? Place Branding and Public Diplomacy, 2008, vol. 4, no. 2, pp. 147-158. DOI: 10.1057/pb.2008.4
  8. Svendsen G.L.H., Svendsen G.T. On the Wealth of Nations: Bourdieuconomics and Social Capital. Theory and Society, 2003, vol. 32, no. 5-6, pp. 607-631. DOI: 10.1023/B:RYSO.0000004967.97783.c4
  9. Bigo D. Pierre Bourdieu and International Relations: Power of Practices, Practices of Power. International Political Sociology, 2011, vol. 5, no. 3, pp. 225-258. DOI: 10.1111/j.1749-5687.2011.00132.x
  10. Adler-Nissen R., ed. Bourdieu in International Relations: Rethinking Key Concepts in IR. London, Routledge, 2012. 230 p.
  11. Yang L. American Soft Power Spurred by American Dream in Hollywood Movies. Available at: http://www.academia.edu/6826345/American_Soft_Power_Spurred_by_American_Dream_In_Hollywood_Movies (accessed 04.01.2020).
  12. Peng W. China, Film Coproduction and Soft Power Competition. Queensland, Queensland University of Technology, 2015. 232 p.
  13. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология, 2002, т. 3, № 4, сс. 20-32. [Radaev V.V. Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya [The Definition of Capital, Forms of Capital and their Conversion]. Economic Sociology, 2002, vol. 3, no. 4, pp. 20-32.]
  14. Hesmondhalgh D. Bourdieu, the Media and Cultural Production. Media, Culture and Society, 2006, vol. 28, no. 2, pp. 211-231. DOI: 10.1177/0163443706061682
  15. Hill J. UK Film Policy, Cultural Capital and Social Exclusion. Cultural Trends, 2004, vol. 13, no. 2, pp. 29-39. DOI: 10.1080/0954896042000267134
  16. Heise T., Tudor A. Constructing (Film) Art: Bourdieu’s Field Model in a Comparative Context. Cultural Sociology, 2007, vol. 1, no. 2, pp. 165-187. DOI:10.1177/1749975507078186
  17. Kelley J.G., Simmons B.A. Politics by Number: Indicators as Social Pressure in International Relations. American Journal of Political Science, 2015, vol. 59, no. 1, pp. 55-70. DOI: 10.1111/ajps.12119
  18. Elliott C., Simmons R. Determinants of UK Box Office Success: the Impact of Quality Signals. Review of Industrial Organization, 2008, vol. 33, no. 2, pp. 93-111. DOI: 10.1007/s11151-008-9181-0
  19. Leheny D. A Narrow Place to Cross Swords: Soft Power and the Politics of Japanese Popular Culture in East Asia. Beyond Japan: the dynamics of East Asian regionalism. Katzenstein P.J., Shiraishi T., eds. Ithaca, Cornell University Press, 2006, pp. 211-233.
  20. Venice Film Festival. History 1932–2019. Available at: https://www.labiennale.org/en/history-venice-film-festival (accessed 07.06.2020).
  21. Berlinale – Golden Bear Winners (1951–2020). Available at: https://rateyourmusic.com/list/samservice/berlinale-golden-bear-winners-1951-2018/ (accessed 07.06.2020).
  22. Cannes award winners and runner-ups: 2019–1939. Available at: https://www.imdb.com/list/ls027347239/?sort=list_order,asc&st_dt=&mode=detail&page=1 (accessed 07.06.2020).
  23. Experience over eight decades of the Oscars from 1927 to 2020. Available at: http://www.oscars.org/oscars/ceremonies (accessed 07.06.2020).
  24. Marvasti A. International Trade in Cultural Goods: a Cross-Sectional Analysis. Journal of Cultural Economics, 1994, vol. 18, no. 2, pp. 135-148. DOI: 10.1007/BF01078936
  25. Mukherjee R. The False Promise of India’s Soft Power. Geopolitics, History and International Relations, 2014, vol. 6, no. 1, pp. 46-62.
  26. Концепция внешней политики Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2016. [Foreign Policy Concept of Russian Federation. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2016 (In Russ.)] Available at: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (accessed 04.01.2020).
  27. Filimonov G. Russia’s soft power potential. Russia in Global Affairs, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 146-157.
  28. UIS Statistics. Available at: http://data.uis.unesco.org/# (accessed 05.01.2020).
  29. Латухина К. Кино для всех. Российская газета, 17.10.2019. [Latukhina K. Kino dlya vsekh [Cinema for Everyone]. Rossiyskaya Gazeta, 17.10.2019.]
  30. Strukov V. Russian “Manipulative Smart Power”: Zviagintsev’s Oscar Nomination, (non-) Government Agency and Contradictions of the Globalized World. New Cinemas: Journal of Contemporary Film, 2016, vol. 14, no. 1, pp. 31-49. DOI: https://doi.org/10.1386/ncin.14.1.31_1

Ссылка для цитирования:

Паксютов Г. “Мягкая сила” и “культурный капитал” наций: пример киноиндустрии. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 11, сс. 106-113. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-11-106-113



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 65, № 1, 2021
Актуальные темы номера:
  • Глобализация и национальное государство: вчера, сегодня, завтра
  • Глобальные цепочки создания стоимости в период пандемии COVID-19
  • Ближневосточные конфликты сегодня: между религией и геополитикой
  • Болевые точки Пекина – 2 (Взгляд из середины 2020 г.)
  • Социальные науки и глобальная турбулентность: перезагрузка мейнстрима
Открыть этот выпуск (т. 65, № 1, 2021)
Отправить статью
Объявления

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.


Уважаемые коллеги, авторы и читатели!
Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

Уважаемые читатели!

В редакцию поступили электронные версии I, II и III выпусков 2020 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить их, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем.

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

«Мировая энергетика после пандемии». Планируются к публикации статьи, в которых будут представлены углубленный анализ влияния пандемии на мировую энергетику и прогнозы развития ситуации в ее различных отраслях.

«Цивилизационые процессы современного развития» – новая рубрика, открываемая журналом в 2020 г. Она будет посвящена анализу влияния цивилизационных факторов и межцивилизационного взаимодействия на политическое и социально-экономическое развитие мира в целом, отдельных регионов и стран.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
По годам
2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции