Взаимодействие корпоративных структур в ЕС: влияние цифровизации

251
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-10-93-102

А. Невская, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (nevskaya@imemo.ru)


Аннотация

В статье рассматривается трансформация бизнес-моделей и стратегий взаимодействия компаний ЕС под влиянием цифровизации. Проведен анализ статистики структуры бизнеса в различных отраслях экономики ЕС, дополненный case study изменений форм и структуры компаний и их групп вследствие приспособления к новым технологическим реалиям. Сделан вывод, что, несмотря на статистическое снижение бизнес-концентрации в ключевых отраслях, конкурентные позиции крупнейших отраслевых компаний-лидеров возрастают.


Ключевые слова

ЕС, цифровая экономика, бизнес-модель, отраслевая концентрация, корпоративная интеграция


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Розанова Н. Эволюция фирмы в условиях цифровой экономики. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 8, сс. 21-28. [Rozanova N. Evolyutsiya firmy v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Evolution of a firm in a digital economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 8, pp. 21-28.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-8-21-28

2. Rachinger M., Rauter R. et al. Digitalization and its Influence on Business Model Innovation. Journal of Manufacturing Technology Management, 2019, no. 8, pp. 1143-1160. DOI:10.1108/JMTM‑01-2018-002

3. Хесин Е. Экономика Европейского союза: итоги посткризисного десятилетия. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сc. 73-81. [Khesin E. Ehkonomika Evropeiskogo soyuza: itogi postkrizisnogo desyatiletiya [Economy of the European Union: a decade after the crisis]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 73-81.] DOI:10.20542/0131-2227-2020-64-1-73-81

4. Verhofstadt G. Europe’s Missing Champions. Project Syndicate, 2019. Available at: https://bit.ly/2WFe8TP (accessed 10.05.2020).

5. Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage. Harvard Business Review, 1985, no. 4, pp. 149-160.

6. Porter M. Strategy and the Internet. Harvard Business Review, 2001, no. 3, pp. 63-78.

7. Porter M., Heppelmann J. How Smart, Connected Products Are Transforming Competition. Harvard Business Review, 2014, no. 11, pp. 64-88.

8. Khan L. Amazon’s Antitrust Paradox. Yale Law Journal, 2017, no. 3, pp. 564-907.

9. Bessen J. Information Technology and Industry Concentration. Boston University School of Law, Law & Economics Paper Series, 2017, no. 17-41. Available at: https://scholarship.law.bu.edu/faculty_scholarship/267 (accessed 10.05.2020).

10. Ciriani S., Lebourges M. The Market Dominance of US Digital Platforms: Antitrust Implications for the European Union, 2018. Available at: https://ssrn.com/abstract=2977933 (accessed 10.06.2020).

11. Guinea O., Erixon F. Competition: Market Concentration, Regulation, and Europe’s Quest for a New Industrial Policy. ECIPE Occasional Paper, 2019, no. 1. Available at: https://bit.ly/2X48lq7 (accessed 10.05.2020).

12. Maintaining competitive conditions in the era of digitalization. OECD report to G‑20 Finance Ministers and Central Bank Governors, July 2018. Available at: https://bit.ly/2LBqJ4f (accessed 10.05.2020).

13. Gutierrez G., Philippon T. How EU Markets Became More Competitive than US Markets: A Study of Institutional Drift. NBER Working Paper Series, 2018. Available at: https://whr.tn/2yb0XRj (accessed 10.05.2020).

14. Valetti T. Concentration Trends in Europe. European Commission, 2017. Available at: https://bit.ly/366NS7W (accessed 10.05.2020).

15. Циренщиков В. Цифровизация экономики Европы. Современная Европа, 2019, № 3, сс. 104-113. [Tsirenshchikov V. Tsifrovizatsiya Ekonomiki Evropy [Digitalization of European Economy]. Contemporary Europe, 2019, no. 3. pp. 104-113.] DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019104113

16. Digital Economy and Society Index, by Main Dimensions of the DESI. Available at: https://bit.ly/2SlLvbW (accessed 10.05.2020).

17. DESI–Compare Countries’ Progress. European Commission, 2019. Available at: https://bit.ly/35lfAh1 (accessed 10.05.2020).

18. Углубленный анализ статистики предпринимательства. Экономический и социальный совет ООН. ECE/CES/2014/8, 27 января 2014 г. [In-Depth review of entrepreneurship statistics. United Nations Economic and Social Council, ECE/CES/2014/8, January 27, 2014 (In Russ.)] Available at: https://bit.ly/3fZbW1l (accessed 10.05.2020).

19. Eurostat – OECD Manual on Business Demography Statistics. European Communities/OECD. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 99 p.

20. Rossetti F. The Business Demography of the ICT Sector in Europe. European Commission, Joint Research Centre, EUR28651 EN, 2017. 52 p. DOI:10.2760/45401

21. Business Demography by Legal Form. Available at: https://bit.ly/2X71BaG (accessed 10.05.2020).

22. Integration of Digital Technology. Digital Economy and Society Index Report, 2019. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (accessed 10.05.2020).

23. Ликуев А., Бермишева П. Необанки: будущее или тупиковая ветвь развития банковской системы. Forbes, 01.06.2017. [Likuev A., Bermisheva P. Neobanki: budushchee ili tupikovaya vetv’ razvitiya bankovskoi sistemy [Neobanks: the future or a dead-end branch of the banking system]. Forbes, 01.06.2017.] Available at: https://bit.ly/2Ziej9D (accessed 10.05.2020).

24. Costa E., Soares A.L., de Sousa J.P. On the Use of Digital Platforms to Support SME Internationalization in the Context of Industrial Business Associations. Handbook of Research on Expanding Business Opportunities with Information Systems and Analytics. Gamil G.L., ed. Brazil, Informacoes em Rede Consultoria e Treinamento Ltda, 2018, pp. 66-94.

25. Novak J., Purta M. et al. The RTise of Digital Challengers. How Digitization Can Become the Next Growth Engine for Central and Eastern Europe. McKinsey & Company, 2018. Available at: https://mck.co/3g78SQO (accessed 10.05.2020).

26. Industrie 4.0 in a Global Context: Strategies for Cooperating with International Partners. Kagermann H., Anderl R. et. al. Munich, Acatech STUDY, Herbert Utz Verlag, 2016. 70 p.

27. mBank: Good Performance amid Difficult Market Environment. Press Release. 29 April, 2015. Available at: https://en.media.mbank.pl/36494-mbank-good-performance-amid-difficult-market-environment (accessed 10.05.2020).

28. The Pandemic Shock Will Make Big, Powerful Firms Even Mightier. The Economist, 26 March, 2020. Available at: https://econ.st/3dU2wCc (accessed 10.05.2020).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Невская А. Взаимодействие корпоративных структур в ЕС: влияние цифровизации. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 93-102. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-93-102



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 65, № 2, 2021

Актуальные темы номера:

  • Пандемия COVID-19: реакция мировых центральных банков на экономический спад
  • Подход КНР к территориальным спорам в Южно-Китайском море и внешняя политика России
  • ШОС и ЕАЭС в контексте Евразийской интеграции
  • Европа: новые реалии
  • Дискуссия о коллективных благах в контексте современных вопросов глобального управления
Открыть этот выпуск (т. 65, № 2, 2021)
Отправить статью
Объявления

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.


Уважаемые коллеги, авторы и читатели!
Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

Уважаемые читатели!

В редакцию поступили электронные версии I, II и III выпусков 2020 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить их, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем.

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

«Мировая энергетика после пандемии». Планируются к публикации статьи, в которых будут представлены углубленный анализ влияния пандемии на мировую энергетику и прогнозы развития ситуации в ее различных отраслях.

«Цивилизационые процессы современного развития» – новая рубрика, открываемая журналом в 2020 г. Она будет посвящена анализу влияния цивилизационных факторов и межцивилизационного взаимодействия на политическое и социально-экономическое развитие мира в целом, отдельных регионов и стран.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
По годам
2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции