Взаимодействие корпоративных структур в ЕС: влияние цифровизации

375
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-10-93-102

А. Невская, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (nevskaya@imemo.ru)

Аннотация. В статье рассматривается трансформация бизнес-моделей и стратегий взаимодействия компаний ЕС под влиянием цифровизации. Проведен анализ статистики структуры бизнеса в различных отраслях экономики ЕС, дополненный case study изменений форм и структуры компаний и их групп вследствие приспособления к новым технологическим реалиям. Сделан вывод, что, несмотря на статистическое снижение бизнес-концентрации в ключевых отраслях, конкурентные позиции крупнейших отраслевых компаний-лидеров возрастают.

Ключевые слова: ЕС, цифровая экономика, бизнес-модель, отраслевая концентрация, корпоративная интеграция


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Розанова Н. Эволюция фирмы в условиях цифровой экономики. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 8, сс. 21-28. [Rozanova N. Evolyutsiya firmy v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Evolution of a firm in a digital economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 8, pp. 21-28.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-8-21-28

2. Rachinger M., Rauter R. et al. Digitalization and its Influence on Business Model Innovation. Journal of Manufacturing Technology Management, 2019, no. 8, pp. 1143-1160. DOI:10.1108/JMTM‑01-2018-002

3. Хесин Е. Экономика Европейского союза: итоги посткризисного десятилетия. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сc. 73-81. [Khesin E. Ehkonomika Evropeiskogo soyuza: itogi postkrizisnogo desyatiletiya [Economy of the European Union: a decade after the crisis]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 73-81.] DOI:10.20542/0131-2227-2020-64-1-73-81

4. Verhofstadt G. Europe’s Missing Champions. Project Syndicate, 2019. Available at: https://bit.ly/2WFe8TP (accessed 10.05.2020).

5. Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage. Harvard Business Review, 1985, no. 4, pp. 149-160.

6. Porter M. Strategy and the Internet. Harvard Business Review, 2001, no. 3, pp. 63-78.

7. Porter M., Heppelmann J. How Smart, Connected Products Are Transforming Competition. Harvard Business Review, 2014, no. 11, pp. 64-88.

8. Khan L. Amazon’s Antitrust Paradox. Yale Law Journal, 2017, no. 3, pp. 564-907.

9. Bessen J. Information Technology and Industry Concentration. Boston University School of Law, Law & Economics Paper Series, 2017, no. 17-41. Available at: https://scholarship.law.bu.edu/faculty_scholarship/267 (accessed 10.05.2020).

10. Ciriani S., Lebourges M. The Market Dominance of US Digital Platforms: Antitrust Implications for the European Union, 2018. Available at: https://ssrn.com/abstract=2977933 (accessed 10.06.2020).

11. Guinea O., Erixon F. Competition: Market Concentration, Regulation, and Europe’s Quest for a New Industrial Policy. ECIPE Occasional Paper, 2019, no. 1. Available at: https://bit.ly/2X48lq7 (accessed 10.05.2020).

12. Maintaining competitive conditions in the era of digitalization. OECD report to G‑20 Finance Ministers and Central Bank Governors, July 2018. Available at: https://bit.ly/2LBqJ4f (accessed 10.05.2020).

13. Gutierrez G., Philippon T. How EU Markets Became More Competitive than US Markets: A Study of Institutional Drift. NBER Working Paper Series, 2018. Available at: https://whr.tn/2yb0XRj (accessed 10.05.2020).

14. Valetti T. Concentration Trends in Europe. European Commission, 2017. Available at: https://bit.ly/366NS7W (accessed 10.05.2020).

15. Циренщиков В. Цифровизация экономики Европы. Современная Европа, 2019, № 3, сс. 104-113. [Tsirenshchikov V. Tsifrovizatsiya Ekonomiki Evropy [Digitalization of European Economy]. Contemporary Europe, 2019, no. 3. pp. 104-113.] DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019104113

16. Digital Economy and Society Index, by Main Dimensions of the DESI. Available at: https://bit.ly/2SlLvbW (accessed 10.05.2020).

17. DESI–Compare Countries’ Progress. European Commission, 2019. Available at: https://bit.ly/35lfAh1 (accessed 10.05.2020).

18. Углубленный анализ статистики предпринимательства. Экономический и социальный совет ООН. ECE/CES/2014/8, 27 января 2014 г. [In-Depth review of entrepreneurship statistics. United Nations Economic and Social Council, ECE/CES/2014/8, January 27, 2014 (In Russ.)] Available at: https://bit.ly/3fZbW1l (accessed 10.05.2020).

19. Eurostat – OECD Manual on Business Demography Statistics. European Communities/OECD. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 99 p.

20. Rossetti F. The Business Demography of the ICT Sector in Europe. European Commission, Joint Research Centre, EUR28651 EN, 2017. 52 p. DOI:10.2760/45401

21. Business Demography by Legal Form. Available at: https://bit.ly/2X71BaG (accessed 10.05.2020).

22. Integration of Digital Technology. Digital Economy and Society Index Report, 2019. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (accessed 10.05.2020).

23. Ликуев А., Бермишева П. Необанки: будущее или тупиковая ветвь развития банковской системы. Forbes, 01.06.2017. [Likuev A., Bermisheva P. Neobanki: budushchee ili tupikovaya vetv’ razvitiya bankovskoi sistemy [Neobanks: the future or a dead-end branch of the banking system]. Forbes, 01.06.2017.] Available at: https://bit.ly/2Ziej9D (accessed 10.05.2020).

24. Costa E., Soares A.L., de Sousa J.P. On the Use of Digital Platforms to Support SME Internationalization in the Context of Industrial Business Associations. Handbook of Research on Expanding Business Opportunities with Information Systems and Analytics. Gamil G.L., ed. Brazil, Informacoes em Rede Consultoria e Treinamento Ltda, 2018, pp. 66-94.

25. Novak J., Purta M. et al. The RTise of Digital Challengers. How Digitization Can Become the Next Growth Engine for Central and Eastern Europe. McKinsey & Company, 2018. Available at: https://mck.co/3g78SQO (accessed 10.05.2020).

26. Industrie 4.0 in a Global Context: Strategies for Cooperating with International Partners. Kagermann H., Anderl R. et. al. Munich, Acatech STUDY, Herbert Utz Verlag, 2016. 70 p.

27. mBank: Good Performance amid Difficult Market Environment. Press Release. 29 April, 2015. Available at: https://en.media.mbank.pl/36494-mbank-good-performance-amid-difficult-market-environment (accessed 10.05.2020).

28. The Pandemic Shock Will Make Big, Powerful Firms Even Mightier. The Economist, 26 March, 2020. Available at: https://econ.st/3dU2wCc (accessed 10.05.2020).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Невская А. Взаимодействие корпоративных структур в ЕС: влияние цифровизации. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 93-102. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-93-102



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 11, 2024
Актуальные темы номера:
  • Протекционизм США против меркантилизма Китая 
  • Военное сотрудничество США и их союзников в Северо-Восточной Азии
  • Россия в условиях регионализации мировой экономики
  • Большой Ближний Восток
Объявление

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем внимание, что авторские экземпляры номеров, в которых опубликованы ваши тексты, хранятся в редакции не более одного года. По истечение указанного срока редакция вправе распорядиться невостребованными экземплярами по своему усмотрению.

Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.