Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой революции

1642
DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-9-5-17

А. Березной, НИУ ВШЭ, РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 11 (abereznoy@hse.ru


Аннотация

Анализируются основные направления воздействия цифровизации мировой экономики на позиции и стратегию ТНК. Показано, что несмотря на определенное замедление традиционных международных экономических потоков (товаров, услуг, капиталов), развитие глобализации не остановилось, а вступило в новую цифровую фазу. Основным драйвером выступает транснациональный бизнес, также претерпевающий серьезную цифровую трансформацию. С одной стороны, стремительно растет сегмент так называемых цифровых ТНК, опирающихся в своей международной экспансии прежде всего на платформенные бизнес-модели. С другой, традиционные индустриальные ТНК разворачивают цифровую перестройку своих мировых хозяйственных комплексов, находясь под нарастающим давлением агрессивных соперников нового поколения в условиях ломающих отраслевые барьеры тектонических сдвигов в глобальном конкурентном ландшафте


Ключевые слова

транснациональные корпорации, цифровая революция, цифровая фаза глобализации, цифровые ТНК, платформенные бизнес-модели, цифровая трансформация бизнеса 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Multinationals. The Retreat of the Global Company. The Economist, January 28, 2017.

2. Eden L. Multinationals and Foreign Investment Policies in a Digital World. Geneva, International Centre for Trade and Sustainable Development and World Economic Forum, 2016. 23 p.

3. O’Sullivan, M., Subramanian K. The End of Globalization or a More Multipolar World? Zurich, Credit Suisse AG Research Institute, 2015. 48 p.

4. Lund S., Windhagen E., Manyika J., Harle P., Woetzel J., Goldshtein D. The New Dynamics of Financial Globalization. New York, McKinsey Global Institute, 2017. 97 p.

5. Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K., Dhingra D. Digital Globalization: the New Era of Global Flows. New York, McKinsey Global Institute, 2016. 145 p.

6. The Zettabyte Era: Trends and Analysis. Cisco Public White Paper. New York, Cisco, June 2017. 32 p.

7. Cisco Visual Networking Index: Forecast and Methodology, 2016-2021. New York, Cisco, June 6, 2017. 17 p.

8. Lund S., Manyika J. How Digital Trade Is Transforming Globalization. Geneva, International Centre for Trade and Sustainable Development and World Economic Forum, 2016. 11 p.

9. Bughin J. Go with the Flows: Digital Flows Now Outweigh Goods Flows, February 3, 2017. Available at: http://www.friendsofeurope.org/publication/go-flows (accessed 10.12.2017).

10. Purdy M., An S. Digital Trade Could Help Reverse Slump. China Daily Asia, 03.04.2017.

11. Bughin J., Lund S. The Ascendancy of International Data Flows. Vox EU, 09.01.2017.

12. Bhattacharya A., Bürkner H.-P., Bijapurkar A. What You Need to Know about Globalization’s Radical New Phase. Boston, BCG Henderson Institute, July 20, 2016. Available at: https://www.bcg.com/publications/2016/globalization-growth-what-need-know-globalization-radical-new-phase.aspx (accessed 10.12.2017).

13. Baldwin R. The Great Convergence: Information Technology and the New Globalization. Boston, Harvard University Press, 2016. 344 p.

14. Lund S., Manyika J., Bughin J. Globalization Is Becoming More about Data and Less about Stuff. Harvard Business Review, March 14, 2016. Available at: https://hbr.org/2016/03/globalization-is-becoming-more-about-data-and-less-about-stuff (accessed 10.12.2017).

15. Foreign Direct Investment: Inward and Outward Flows and Stock, Annual, 1970-2016. Available at: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (accessed 10.12.2017).

16. World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy. Geneva, UNCTAD, 2017. 238 p.

17. World Investment Report 2017 Technical Annex: The Top 100 Digital MNEs, Chapter IV. Geneva, UNCTAD, 2017. 11 p.

18. The Challenge of Regulating the Platform Economy. Geneva, World Economic Forum, 2016. Available at: http://reports.weforum.org/digital-transformation/platform-governance-executive-summary (accessed 10.12.2017).

19. Bhattacharya A., Khanna D., Schweizer C., Bijapurkar A. The New Globalization: Going beyond the Rhetoric. New York, BCG Henderson Institute, 2017. Available at: https://www.bcg.com/publications/2017/new-globalization-going-beyond-rhetoric.aspx (accessed 10.12.2017).

20. Airbnb International Growth Strategy. July 23, 2016. Available at: http://www.mylotrade.com/airbnb-international-growth-strategy.html (accessed 10.12.2017).

21. Evans P.C., Gawer A. The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey. New York, The Center for Global Enterprise, 2016. 25 p.

22. Parker G.G., Van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. New York, W.W. Norton & Company, 2016. 336 p.

23. Evans D.S., Schmalensee R. Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. Boston, Harvard Business Review Press, 2016. 272 p.

24. Kenney M., Zysman J. The Rise of the Platform Economy. Issues in Science and Technology, 2016, Spring, pp. 61-69.

25. Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена. Российский журнал менеджмента, 2003, т. 1, № 2, сс. 25-50. [Tret’yak O.A., Rumyanceva M.N. Setevye formy mezhfirmennoi kooperatsii: podhody k ob’yasneniyu fenomena [Network Forms of Inter-firm Co-operation]. Rossiiskii Zhurnal Menedzhmenta, 2003, vol. 1, no. 2, pp. 25-50.]

26. Березной А. Инновационные бизнес-модели в конкурентной стратегии крупных корпораций. Вопросы экономики, 2014, № 9, cс. 65-81. [Bereznoy A. Innovatsionnye biznes-modeli v konkurentnoi strategii krupnyh korporacii [Innovative Business Models in the Competitive Strategy of Large Corporations]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 9, pp. 65-81.]

27. Wladawsky-Berger I. The Rise of the Platform Economy. Pieria, February 15, 2016. Available at: http://www.pieria.co.uk/articles/the_rise_of_the_platform_economy (accessed 10.12.2017).

28. $1B+ Market Map: The World’s 197 Unicorn Companies in One Infographic. May 19, 2017. Available at: https://www.cbinsights.com/research/unicorn-startup-market-map (accessed 10.12.2017).

29. The Rise of Micro-Multinational. London, HSBC Bank plc, 2016. 14 p.

30. Mettler A., Williams A. The Rise of the Micro-Multinational: How Freelancers and Technology-Savvy Start-ups Are Driving Growth, Jobs and Innovation. Lisbon Council Policy Brief, 2011, vol. V, no. 3, pp. 1-28.

31. Ghobrial S. The Rise of the Micro-multinational. November 23, 2015. Available at: https://medium.com/@simeongh/the-rise-of-the-micro-multinational-31fb74ad10bc (accessed 10.12.2017).

32. Behrman J.N. Multinational Corporations, Transnational Interest and National Sovereignty. The International Executive, 1969, vol. 11, iss. 3, pp. 17-19.

33. Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. Москва, Мысль, 1976. 215 с. [Ivanov I.D. Mezhdunarodnye korporatsii v mirovoi ekonomike [Multinational Corporations in World Economy]. Moscow, Mysl’, 1976. 215 p.]

34. Хвойник П.И. Международная капиталистическая торговля (проблемы и перспективы развития). Мысль, 1977. 310 с. [Hvoinik P.I. Mezhdunarodnaya kapitalisticheskaya torgovlya (problemy i perspektivy razvitiya) [International capitalist trade (development issues and perspectives)]. Moscow, Mysl’, 1977. 310 p.]

35. Choudari S.P. The Dangers of Platform Monopolies. May 8, 2017. Available at: https://knowledge.insead.edu/blog/insead-blog/the-dangers-of-platform-monopolies-6031 (accessed 11.12.2017).

36. Leading from the Front: CEO Perspectives on Business Transformation in the Digital Age. London, Economist Intelligence Unit, 2017. 14 p.

37. Mui C. Five Dangerous Lessons to Learn from Steve Jobs. Forbes, October 17, 2011.

38. Atluri V., Dietz M., Henke N. Competing in a World of Sectors without Borders. McKinsey Quarterly, July 2017. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-analytics/our-insights/competing-in-a-world-of-sectors-without-borders (accessed 05.02.2018).

39. Bradley J., Loucks J., Macaulay J., Noronha A., Wade M. Digital Vortex: how Digital Disruption Is Redefining Industries. Lausanne, Global Center for Digital Business Transformation, 2015. 22 p.

40. Bughin J., Catlin T., Hirt M., Willmott P. Why Digital Strategies Fail. McKinsey Quarterly, January 2018. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/why-digital-strategies-fail (accessed 05.02.2018).

41. How Digital Reinventors Are Pulling away from the Pack. McKinsey Quarterly Survey, October 2017. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/how-digital-reinventors-are-pulling-away-from-the-pack (accessed 5.2.2018).

42. Sebastian I., Ross J.W., Beath C., Mocker M., Moloney K.G., Fonstad N.O. How Big Old Companies Navigate Digital Transformation. MIS Quarterly Executive, 2017, vol. 16, no. 3, pp. 197-213.

43. Rogers B. Why 84% of Companies Fail at Digital Transformation. Forbes, January 7, 2016.

44. Perlman C. From Product to Platform: John Deere Revolutionizes Farming. HBS Digital Initiative Digest, May 17, 2017.

45. Technology Vision 2016. People First: The Primacy of People in a Digital Age. Chicago, Accenture, 2016. 71 p.  


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Березной А. Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой революции. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 9, сс. 5-17. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-9-5-17



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 64, № 11, 2020

Актуальные темы номера:

  • • Сравнительный анализ террористических угроз в условиях пандемии коронавируса
  • • Конкурентоспособное образование в третьем тысячелетии: quo vadis?
  • • Модели регионального лидерства в Евразии
  • • Россия: общество “позднего старта” в водовороте мировой политики
  • • Развитие национальной школы политологии в Китае
Открыть этот выпуск (т. 64, № 11, 2020)
Отправить статью
Объявления

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.


Уважаемые коллеги, авторы и читатели!
Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

Уважаемые читатели!

В редакцию поступили электронные версии I, II и III выпусков 2020 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить их, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем.

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

«Мировая энергетика после пандемии». Планируются к публикации статьи, в которых будут представлены углубленный анализ влияния пандемии на мировую энергетику и прогнозы развития ситуации в ее различных отраслях.

«Цивилизационые процессы современного развития» – новая рубрика, открываемая журналом в 2020 г. Она будет посвящена анализу влияния цивилизационных факторов и межцивилизационного взаимодействия на политическое и социально-экономическое развитие мира в целом, отдельных регионов и стран.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
По годам
2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции