
А. Яшлавский, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (dosier@mail.ru)
Аннотация. Террористические группировки салафитско-джихадистского толка (прежде всего, ИГИЛ*) активно используют инструменты “мягкой силы” для пропаганды своих взглядов и рекрутирования новых сторонников по всему миру. Главной целевой аудиторией пропагандистской деятельности экстремистов служат, с одной стороны, жители районов Сирии и Ирака, оказавшихся под контролем боевиков, а с другой – молодежь из разных стран мира. Умело манипулируя сознанием и чувствами людей, используя различные нарративы, весь спектр современных интернет-технологий и коммуникаций, инструментарий современной массовой культуры, пропагандисты ИГИЛ* и аналогичных группировок преуспевают в формировании широкой базы активной и пассивной поддержки своей деятельности. Именно поэтому противодействие экстремистам требует использования “умной силы”, сочетающей элементы “жесткой” и “мягкой силы”.
*Террористическая организация, запрещенная в РФ
Ключевые слова: экстремизм, исламизм, джихадизм, “Исламское государство”, Сирия, Ирак, Ближний Восток, терроризм, ИГИЛ, “халифат”, “мягкая сила”, пропаганда, коммуникации, социальные медиа
Статья выполнена в ходе работы над темой “Неформальные институты, нормы и практики в формирующейся системе глобального управления” в рамках проекта “Формирование полицентричного миропорядка: риски и возможности для России”. Программа Президиума РАН № 22 “Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Stewart S. Keeping Terrorism in Perspective. STRATFOR. Publ. March 22, 2012. Available at: https://www.stratfor.com/weekly/keeping-terrorism-perspective (accessed 09.02.2018).
2. Cockburn P. The Rise of Islamic State: ISIS and the New Sunni Revolution. London – New York, Verso, 2015. 172 p.
3. Selzer M. Terrorist chic: an exploration of violence in the seventies. New York, Hawthorn Books, 1979. xvi, 206 p.
4. Lesaca J. On social media, ISIS uses modern cultural images to spread anti-modern values. Available at: https://www.brookings.edu/blog/techtank/2015/09/24/on-social-media-isis-uses-modern-cultural-images-to-spread-anti-modern-values/ (accessed 11.01.2018).
5. Hahn J.D. How the World’s Most Dangerous Group Uses Social Media. Available at: http://www.complex.com/pop-culture/2015/04/isis-social-media-methods (accessed 11.01.2018).
6. Luizard P.-J. Le Piège Daech: L’État islamique ou le retour de l’histoire. Paris, La Découverte, 2015. 187 p.
7. Winter Ch. The Virtual “Caliphate”: Understanding Islamic State’s Propaganda Strategy. London, Quilliam, 2015. 51 p.
8. Щегловин Ю.Б. Размышления об “Исламском Государстве”. Москва, Институт Ближнего Востока, 2016. 216 с. [Shheglovin Yu.B. Razmy`shleniya ob “Islamskom Gosudarstve” [Reflexions on “Islamic State”]. Moscow, Institute of Middle East Publ., 2016. 216 p.]
9. Nye J. Soft Power. Foreign Policy, no. 80, Twentieth Anniversary (Autumn. 1990), pp. 153-171.
10. Nye J.S. The Powers to Lead. New York, Oxford University Press, 2008. 226 p.
11. Яшлавский А. Джихадисты из Европы на Ближнем Востоке: скрытая и явная угроза. Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 10, сс. 18-29. [Yashlavskii A. Dzhixadisty` iz Evropy` na Blizhnem Vostoke: skry`taya i yavnaya ugroza [Jihadists from Europe in the Middle East: hidden and blunt threat]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 10, pp. 18-29.]
12. Zelin A. The Islamic State of Iraq and Syria Has a Consumer Protection Office. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2014/06/the-isis-guide-to-building-an-islamic-state/372769/ (accessed 16.01.2018).
13. Кузнецов В.А. ИГ: Альтернативная государственность? Валдайские записки, ноябрь 2015, № 32. [Kuznetsov V.A. IG: Al`ternativnaya gosudarstvennost`? [IS: An Alternative statehood?]. Valdaiskie zapiski, 2015, no. 32.] Available at: http://ru.valdaiclub.com/files/10937/ (accessed 19.03.2018).
14. Zelin A.Y. Al-Qaeda in Syria: A Closer Look at ISIS (Part I). September 10, 2013. Available at: http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/al-qaeda-in-syria-a-closer-look-at-isis-part-i (accessed 16.01.2018).
15. Kardaş T., Ö.B. Özdemir. The Making of European Foreign Fighters: Identity, Social Media and Virtual Radicalization. Analysis. October 2014. N 11. SETA – Foundation for Political, Economic and Social Research. Ankara, 2014.
16. eilleux-Lepage Y. Retweeting the Caliphate: The Role of Soft-Sympathizers in the Islamic State’s Social Media Strategy. Presented at the 6th International Symposium on Terrorism and Transnational Crime (December 4-7, 2014). Turkish Journal of Security Studies, 2016, vol. 18, no. 1, pp. 53-69.
17. Acharya A. Ten Years After 9/11: Rethinking the Jihadist Threat. London, Routledge, 2013. 208 р.
18. Speckhard A. The Hypnotic Power of ISIS Imagery in Recruiting Western Youth. ICSVE Report. October 20, 2015. Available at: http://www.icsve.org/brief-reports/the-hypnotic-power-of-isis-imagery-in-recruiting-western-youth-2/ (accessed 18.01.2018).
19. Cottee S. The Challenge of Jihadi Cool. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2015/12/isis-jihadi-cool/421776/ (accessed 09/01/2018).
20. Hegghammer Th. The Soft Power of Militant Jihad. Available at: https://www.nytimes.com/2015/12/20/opinion/sunday/militant-jihads-softer-side.html (accessed 09.01.2018).
21. Stavridis J. Killing the Islamic State Softly. Available at: http://foreignpolicy.com/2015/12/28/killing-the-islamicstate-softly/ (accessed 16.01.2018).
22. Winter Ch. Is Islamic State losing control of its ‘virtual caliphate’? Available at: http://www.bbc.com/news/worldmiddle-east-41845285 (accessed 17.01.2018).
Размещено в РИНЦ
Нет комментариев