Е. Рашковский, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, РФ, 109189 Москва, ул. Николоямская, 1;
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (evgenii.b.rashkovskii@libfl.ru)
Аннотация. С первой половины позапрошлого столетия и поныне метанарратив сельской (или крестьянской) общины оказывается в центре множества историографических и идеологических баталий и на Западе, и в России, и в Латинской Америке, и в Афро-азиатском мире. На всем протяжении своей истории этот метанарратив был сопряжен с попытками понимания всей структуры и всего характера всемирно-исторического развития. В статье рассматриваются вопросы общинной теории как исторически важного проявления социальной мифологии, до сих пор активно противодействующей научному познанию. В центре анализа – взгляды и суждения известного российского востоковеда Леонида Борисовича Алаева по поводу сельской общины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рашковский Е.Б. Что же такое развитие? (Заметки историка). Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 12, сс. 74-86. [Rashkovskii E.B. Chto zhe takoe razvitie? (Zametki istorika) [Development: What Is It? (A Historian’s Notes)]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2010, no. 12, pp. 74-86.]
2. Алаев Л.Б. Сельская община: “Роман, вставленный в историю”. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе. Москва, URSS, 2016. 480 c. [Alaev L.B. Sel'skaya obshchina: “Roman, vstavlennyi v istoriyu”. Kriticheskii analiz teorii obshchiny, istoricheskikh svidetel’stv ee razvitiya i roli v stratifitsirovannom obshchestve [Rural Community: A Novel Inserted into History. Critical Analysis of the Theories of Community, the Historical Evidence of its Development and Role in Stratified Society]. Moscow, URSS, 2016. 480 p.]
3. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. Москва, Соцэкгиз, 1937. XVI. 491 c. [Engel’gardt A.N. Iz derevni. 12 pisem [From the Village. Twelve Letters]. Moscow, Sotsekgiz, 1937. XVI. 491 p.]
4. Reddy N.S. Cultural Diversity and Common Humanity. New Delhi, Acad. Foundation, 2014. 527 p.
5. Рашковский Е.Б. Православные праздники. Москва, Эксмо, 2008. 224 с. [Rashkovskii E.B. Pravoslavnye prazdniki] The Orthodox Church Festivals]. Moscow, Eksmo, 2008. 224 p.]
6. Bartlett R. Revolution and Religion in the Writings of Garlieb Merkel. Study Group of Eighteenth-Century Russia Newsletter. 1990, no. 18, pp. 6-9.
7. Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. Москва, Наука-ГРВЛ, 1980. 286 с. [Khoros V.G. Ideinye techeniya narodnicheskogo tipa v razvivayushchikhsya stranakh [Populist Ideological Trends in Developing Countries: History and Present-Day Developments. Moscow, Nauka-GRVL, 1980. 268 p.]
8. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии Нагорного Дагестана). Москва, ИВ РАН, 2002. 368 с. [Bobrovnikov V.O. Musul’mane Severnogo Kavkaza: obychai, pravo, nasilie (Ocherki po istorii i etnografii Nagornogo Dagestana) [The Muslims of the Northern Caucasus: Customs, Law, Violence (Essays in the History and Ethnography of the Dagestan Highlands)]. Moscow, IV RAN, 2002. 368 p.]
9. Медведев Ю. Депрессия наступает. Почему коллективизм способствует опасной болезни. [Medvedev Yu. Depressiya nastupaet. Pochemu kollektivizm sposobstvuet opasnoi bolezni [Medvedev Yu. Depression on March. Why Collectivism Contributes to the Dangerous Disease]]. Available at: https://rg.ru/2017/09/12/pochemu-kollektivizm-sposobstvuet-depressii.html (assessed 20.09.2017).
10. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Москва, Наука, 1977. 704 с. [Germ. Publ.: Herder J.G. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Aufl. In zwei Bdn. Leipzig, Hartknoch, 1841. Bd. 1, XLVIII, 366 S.; Bd. 2, VI, 434 S.]
11. Boulanger N.-A. Recherches sur l’origine du despotisme oriental. (Geneve), 1761. XXXII. 435 p.
12. Dorn H. The Geography of Science. Baltimore, London, J. Hopkins Univ. Press, 1991. XX. 219 p.
Размещено в РИНЦ
Нет комментариев