Прошлое на переднем крае политики идентичности

1315
DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-65-76

И. Семененко, Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (semenenko@imemo.ru

Аннотация. Интерпретации истории стали заметной частью политического дискурса в странах Европейского союза, а политика памяти – ключевым направлением политики идентичности не только в “новой” Европе в контексте процессов нациестроительства, но и в “старой” Европе, где на уровне государств, регионов в их составе, претендующих на автономный статус, и наднациональных структур оформляются разные исторические нарративы. В образовательном пространстве ЕС предпринимаются попытки преодоления разделенного прошлого при подготовке школьных учебников истории нового поколения. Активную роль в этом процессе играет Германия. Пересмотр национальных “больших нарративов” и отражение в политике идентичности нарративов и идентичностей различных групп многокультурных обществ – феномен ХХI века, связанный не только с поиском эффективных механизмов поддержания социального согласия, но и с ростом массового недовольства перспективами интеграционного проекта и подъемом “нового национализма” в благополучных регионах “старой” Европы. На основе анализа массива эмпирических источников – результатов массовых опросов и анкетирования школьников, текстов учебных программ, сетевых ресурсов, экспертных оценок учебников истории – показано, как в странах демократической политической традиции интерпретации прошлого используются в школьном образовании для пересмотра повестки дня государственного регулирования и легитимации установок “нового национализма” в массовом сознании. 

Ключевые слова: национальное государство, национальная идентичность, политика идентичности, “новый национализм”, политическое пространство, Европейский союз, регион, образование, учебники истории, исторические нарративы, политика памяти 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. (ИМЭМО РАН) Семененко И.С., отв. ред. Москва, Весь Мир, 2017. 992 с. [Semenenko I.S., ed. Identichnost’: Lichnost’, obshestvo, politika. Encyclopedicheskoye izdaniye [Identity: The Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia]. Moscow, Ves’ Mir, 2017. 992 p.]

2. Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. Москва, Политическая энциклопедия, 2015. 207 с. [Malinova O.Yu. Aktual’noye proshloye: Simvolicheskaya politika vlastvuyushiey elity i dilemmy rossiyskoi identichnosti [A Timely Past: Symbolic Politics of the Elite in Power and Dilemmas of Russian Identity]. Moscow, Politicheskaya Entsiklopediya, 2015. 207 p.]

3. Миллер А. Россия: власть и история. Pro et Contra, 2009, т. 13, № 3-4, май-август, cc. 6-23. [Mill’er A. Rossiya: vlast’ i istoriya [Russia: Power and History]. Pro et Contra, 2009, vol. 13, no. 3-4, May-August, pp. 6-23.]

4. Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого. Pro et Contra, 2009, т. 13, № 3-4, май-август, сс. 89-108. [Scherrer J. Germaniya i Frantsiya: prorabotka proshlogo [Germany and France: Processing the Past]. Pro et Contra, 2009, vol. 13, no. 3-4, May-August, pp. 89-108.]

5. European Historical Memory: Policies, Challenges and Perspectives. Study. DG for Internal Politics. Policy Department B: Structural and Cohesion Policies. Culture and Education. Brussels, 2015. 46 p.

6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3 (40-41). [Halbwachs M. Kollectivnaya i istoricheskaya pamyat’ [On Collective and Historic Memory]. Neprikosnovennyi zapas, 2005, no. 2-3 (40–41).] Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (accessed 04.07.2018).

7. Штомпка П. Социальное изменение как травма. Социологические исследования, 2001, № 1, cc. 6-16. [Schtompka P. Sotsialnoye izmeneniye kak travma [Social Change as a Travma]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2001, no. 1, pp. 6-16.]

8. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. Москва, Новое литературное обозрение, 2016. 232 с. [Assmann A. Novoye nedovol’stvo memorial’noy kul’turoy [A new discontent for memorial culture]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye, 2016. 232 p.]

9. Ионин Л.М. Восстание меньшинств. Москва, СПб., Университетская книга, 2013. 237 с. [Ionin L.M. Vosstaniye men’shinstv [Minorities in Uprising]. Moscow; Saint Petersburg, Universitetskaya kniga, 2013. 237 p.]

10. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. Москва, Новое литературное обозрение, 2014. 328 с. [Assmann A. Dlinnaya ten’ proshlogo. Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [Long shadows of the past. Memorial culture and politics of history]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye, 2014. 328 p.]

11. Малинова О.Ю., отв. ред. Символическая политика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. Москва, ИНИОН РАН, 2012. 334 с. [Malinova O.Yu., ed. Simvolicheskaya рolitika. Zbornik nauchnуh trudov. Vyp. 1. Konstuirovaniye predstavleniy o proshlom kak vlastnyi resurs [Symbolic Politics: Collection of Essays. Issue 1: Constructing perceptions of the past as a power resource]. Moscow, INION RAS, 2012. 334 p.]

12. Seixas P. Theorizing Historical Consciousness. Toronto, University of Toronto Press Incorporated, 2004. 255 p.

13. History Education and Post-Conflict Reconciliation. Reconsidering Joint Textbook Projects. Korostelina K. V., Lässig S., eds. London, Routledge, 2013. 272 p.

14. (Re)Constructing Memory: Textbooks, Identity, Nation, and State. Williams J. H. and W. D. Bokhorst-Heng W.D., eds. Rotterdam–Boston–Taipei, Sense Publ., 2016. 392 p.

15. Elmersjö A., Clark A., Vinterek M., eds. International Perspectives on Teaching Rival Histories. Pedagogical Responses to Contested Narratives and the History Wars. London, Palgrave Macmillan, 2017. 292 p.

16. The Palgrave Handbook of State-Sponsored History after 1945. London, Palgrave Macmillan, 2018. 877 p.

17. Metzger S.A., Harris L.M., eds. Wiley International Handbook of History Teaching and Learning. London, Wiley-Blackwell, 2018. 704 p.

18. Hjerm M. Education, Xenophobia and Nationalism: A Comparative Analysis. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2001, vol. 27, no. 1, pp. 37-60.

19. Mavroudi E. and Holt L. (Re)constructing Nationalisms in Schools in the Context of Diverse Globalized Societies. Governing through Diversity. Migration Societies in Post-Multiculturalist Times. Matejskova T., Antonsich M., eds. London, Palgrave Macmillan, 2015, pp. 181-200.

20. Van der Leeuw Roord J. Beyond the Doorstep: The nature of history teaching across Europe. Culturahistorica.es. Web portal on historical culture, theory of history and historiography. Available at: http://culturahistorica.es/joke/history_teaching.pdf (accessed 24.05.2018).

21. Histoire/Geschichte, Europa und die Welt seit 1945. Leipzig, Ernst Klett Verlag, 2006.

22.  Franco-German textbook launched. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/4972922.stm (accessed 28.06.2018).

23. Stober G. Textbook Revision and the Development of Common History Textbooks. Learning and teaching history: lessons from and for Lebanon. Proceedings of the Third Conference on Education of the Lebanese Yearbook. Beirut, LAES, 2012, pp. 135-146.

24. EUROCLIO. The European Association of History Educators. Available at: www.euroclio.eu (accessed 24.03.2018).

25. Unsere Geschichte/Nasza historia. (Our History). Wiesbaden: Eduversum / Warszawa: WSiP, 2016-2017.

26. Pick D. “Europe. Our History”. A History Textbook for Poland and Germany. Public History Weekly, 2018, no. 6. Available at: https://public-history-weekly.degruyter.com/6-2018-18/europe-our-history-a-textbook-for-poland-and-germany/ (accessed 05.07.2018).

27. Georg Eckert Institute for International Textbook Research. Available at: http://www.gei.de/en/the-institute.html (accessed 05.07.2018)

28. Textbook Systems Worldwide. Available at: http://edu-data.edumeres.net/index.php?id=20&L=1 (accessed 05.07.2018)

29. House of European History. Available at: https://historia-europa.ep.eu/en/mission-vision (accessed 05.07.2018)

30. Bakhtin M.M. The Dialogic Imagination: Four Essays. Austin, TX and London, University of Texas Press. 1981. 434 p.

31. Bottici Ch. European identity and the politics of remembrance. Performing the Past: Memory, History and Identity in Modern Europe. Ed. by Tilmans K., Vree F. van, Winter J. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2010, pp. 335-359.

32. Le récit du commun. L’histoire nationale racontée par les élèves. Lantheaume F., Létourneau J., dir. Lyon, Presses universitaires de Lyon, 2016. 240 p.

33. History programmes of study: key stage 3. National curriculum in England. Department for Education. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/239075/SECONDARY_national_curriculum_-_History.pdf (accessed 03.04.2018).

34. The British Empire is something to be proud of. Available at: https://yougov.co.uk/news/2014/07/26/britain-proud-its-empire/ (accessed 24.04.2018)

35. National curriculum in England: citizenship programmes of study. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/national-curriculum-in-england-citizenship-programmes-of-study (accessed 30.06.2018).

36. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Москва, Высшая школа, 1992. 351 с. [Comment on raconte l’histoire aux enfants à travers le monde entire. Paris: Payot, 1981. 316 p. (на франц. языке)].

37. Nora P., dir. Les lieux de mémoire I. La République. Paris, Gallimard, 1986. 674 p.

38. Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy. Foreign Affairs, 1997, November–December. Available at: https://www.foreignaffairs.com/…/1997-11-01/rise-illiberal-democracy (accessed 2.06.2018)

39. Семененко И.С. Национализм, сепаратизм, демократия… Метаморфозы национальной идентичности в “старой” Европе. Полис. Политические исследования, 2018, № 5, cc. 70-87. [Semenenko I.S. Natsionalizm, separatism, demokratiya…Metamorfozy natsional’noy identichnosti v “staroy” Evrope [Nationalism, separatism, democracy…New patterns of national identity in “old” Europe]. Polis. Political Studies, 2018, no. 5, pp. 70-87.]

40.  Холодковский К.Г. Особенности сепаратизма в Западной Европе XXI века. Южно-российский журнал социальных наук, 2018, т. 19, № 2, cc. 27-37. [Kholodkovskiy K.G. Osobennosti separatizma v Zapadnoy Evrope XXI veka [Separatism in Western Europe: A XXI Century Perspective]. South-Russian Journal of Social Sciences, 2018, vol. 19, no. 2, pp. 27-37.]

41. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Горшков М.К., отв. ред. Вып.7. Москва, Институт социологии РАН, 2008, cc. 214-228. [Drobizheva L.M. Natsional’no-grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost’: problemy pozitivnoy sovmestimosti [National-civic and ethnic identity: problems of positive compatibility]. Rossiya reformiruyushayasya. Ezhegodnik. Vyp. 7 [Russia in Reform. Yearbook. Issue 7]. Gorshkov M.K., ed. Moscow, Institut Sotsiologii RAS, 2008, pp. 214-228.]

42. Садовая Е.С., Кутергин В.А. Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС. Полис. Политические исследования, 2017, № 5, cc. 91-105. [Sadovaya E.S., Kutergin V.A. Regulirovaniye etnopoliticheskih otnosheniy v ramkah obrazovatel’noy politiki: opyt stran ES [Regulating interethnic relations through education policies: the EU countries experience]. Polis. Political Studies, 2017, no. 5, pp. 91-105.]

43. Борисова Н.В. Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях. Москва, РОССПЭН, 2017. 189 с. [Borisova N.V. Kogda yazyki v ogne: osparivaniye yazykovyh rezhimov kak vyzov balansu v mezhetnicheskih otnosheniyah [Languages on Fire: Contesting Language Regimes as a Challenge to Balancing Interethnic Relations]. Moscow, ROSSPEN, 2017. 189 p.]

44. PISA 2015 Euskadi. Informe de Resultados. Proyecto para la Evaluación Internacional de Estudiantes de 15 años en Ciencias, Matemáticas y Lectura. Instituto Vasco de Evaluación e Investigación Educativa. Bilbao, ISEI-IVEI, 2017. Available at: http://www.isei-ivei.hezkuntza.net/c/document_library/get_file?uuid=6fed30d6-36c0-4b34-9dbf-6a07f8ab8bec&group Id=635622 (accessed 05.07. 2018)

45. La ‘obsesión por el euskera’ lleva a la educación vasca a sus “peores resultados”. El Confidentiel, 25.01.2018. Available at: https://www.elconfidencial.com/espana/pais-vasco/2018-01-25/educacion_1510953/ (accessed 02.07.2018).

46. Кожановский А.Н. Форсированное строительство каталонской региональной нации. Вестник антропологии, 2015, № 3-4, сс. 26-46. [Kozhanovskiy A.N. Forsirovannoe stroitelstvo katalonskoy reghionalnoy natsii [Accelerated construction of the Catalonian regional nation]. Vestnik antropologhii, 2015, no. 3-4, pp. 26-46.]

47. Institut Nova Història. Projectes. Available at: https://www.inh.cat/projectes/ (accessed 05.06.2018).

48. Harris S. Catalonia Is Not Spain – A Historical Perspective. Lulu.com, 2014. 300 p. Available at: https://www.barcelonas.com/catalonia-is-not-spain.html (accessed 28.06.2018).

49. Història de Catalunya per a nens. Per J. M. Solé Sabaté i Q. Solé Barjau. Barcelona, Edicions 62, 2014.

50. Sant E., González-Monfort N., Santisteban Fernández A., Pagès Blanch J., Oller Freixa M. How do Catalan Students Narrate the History of Catalonia When They Finish Primary Education? Mc Gill Journal of Education / Revue des sciences de l’education McGill, 2015, vol. 50, no. 2/3. Available at: http://mje.mcgill.ca/article/view/9151/7058 (accessed 29.06.2018)

51. Sant E., Davies I. & Santisteban A. Citizenship and Identity: The Self-Image of Secondary School Students in England and Catalonia. British Journal of Educational Studies, 2016, vol. 64, no. 2, pp. 235-260.

52. Прохоренко И. Испанский опыт регулирования межнациональных отношений и инокультурной иммиграции. Мировая экономика и международные отношения, 2015, т. 59, № 12, сс. 80-89. [Prokhorenko I. Ispanskii opуt regulirovaniya mezhnatsional’nykh otnoshenii i inokul’turnoi immigratsii [Spanish Experience of Interethnic Relations and Foreign Migration Regulation]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, vol. 59, no. 12, pp. 80-89.]

53. Alvarez P. Catalan independence movement spills over into schools. El Pais, 25.10.2017. Available at: https://elpais.com/elpais/2017/10/25/inenglish/1508925394_322546.html (accessed 28.06.2018).

54. Recent Research on Teaching in Northern Ireland: Informing Curriculum Change. Coleraine: UNESCO Centre, University of Ulster, 2007. Available at: http://uir.ulster.ac.uk/15651/1/Mc7march1030%5B1%5D.pdf (accessed 29.06.2018).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Семененко И. Прошлое на переднем крае политики идентичности. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 11, сс. 65-76. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-11-65-76



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 4, 2024
Актуальные темы номера:
  • Распространение финансового заражения в странах Европы под воздействием глобальных шоков
  • Региональные державы Африканского континента: тенденции и перспективы
  • Инвестиционная деятельность КНР в Кыргызской Республике
  • Концепция “захвата земли”: глобальный и национальный аспекты
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.