Реформирование общего образования в РФ

511
DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-11-102-109

В. Кутергин, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (killswitch07@mail.ru

Аннотация. Реформирование общего образования рассматривается на фоне аналогичных процессов, происходящих в развитых странах. Выделяются три компонента реформы: изменения в порядке оплаты учительского труда, установление новых требований к педагогам, введение ЕГЭ. Достижениями стали рост реальной заработной платы и престижа учителей, улучшение инфраструктуры школ, повышение международных образовательных рейтингов страны. Вместе с тем реформы вызвали нарастание межрегиональных диспропорций в качестве образования и оплате труда педагогов, а также их профессиональное выгорание. Неоднозначной предстает политика укрупнения школ. 

Ключевые слова: школьное образование, оплата труда учителей, новые требования к педагогам, ЕГЭ, качество образования 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента. Классовый подход к образованию — знания только богатым. [Tarasov A. Molodezh' kak ob"ekt klassovogo eksperimenta. Klassovyi podkhod k obrazovaniyu — znaniya tol'ko bogatym [The Young as an Object of Class Experiment. Class Approach to Education – Knowledge Only of the Rich.]] Available at: http://saint-juste.narod.ru/zinovij.htm (accessed 14.06.2017).

2. Джексон Ф. Жизнь в классе. Москва, ВШЭ, 2016. 248 с. [Jackson F. Zhizn' v klasse [Life in Classrooms]. Moscow, VShJe, 2016. 248 p.]

3. As Global Study TIMSS Turns 20, New Results Show East Asian Students Continue to Outperform Peers in Mathematics.Available at: http://timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/wp-content/uploads/2016/T15-Press-Release-FINAL-11-29.pdf (accessed 08.03.2017).

4. PISA 2015: Results in Focus. Available at: http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (accessed 14.03.2017).

5. Астафьева Е. М. Сингапур: система образования в контексте нациестроительства. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2012, № 18, cc. 194-207. [Astaf'eva E. M. Singapur: sistema obrazovaniya v kontekste natsiestroitel'stva [Singapore: Education System in the Context of Nation-building]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya, 2012, no. 18, pp. 194-207.]

6. Урман А. Финское образование. [Urman A. Finskoe obrazovanie [Finnish Education]]. Available at: https://sputnikipogrom.com/education/62787/finnish-education/#.WM2sO2f-uM8 (accessed 02.03.17).

7. Бедные учителя. [The Poor Teachers (In Russ.)] Available at: https://otr-online.ru/programmi/prav-da-1240/bednieuchitelya-67618.html (accessed 22.05.17).

8. Нормативно-подушевое финансирование. [Per Capita Financing (In Russ.)] Available at: http://edu-sovet.ru/content/normativno-podushevoe-finansirovanie-0 (accessed 14.03.2017).

9. Вопросы заработной платы педагогов — главная тема телеэфира с Галиной Меркуловой. [The Issues of Teachers' Salaries are the Main Topic of TV Air with Galina Merkulova (In Russ.)] Available at: http://www.eseur.ru/Voprosi_zarabotnoy_plati_pedagogov_-_glavnaya_tema_teleefira_s_Galinoy_Merkulovoy/ (accessed 10.02.2017).

10. Бюджетники остались с чем были. [State Employees were Left with Nothing (In Russ.)] Available at: http://kommersant.ru/doc/2982040 (accessed 10.02.2017).

11. Анализ состояния региональных бюджетов за 2016 год. [Analysis of the State of Regional Budgets for 2016 (In Russ.)] Available at: http://eseur.ru/tuva/Analiz_sostoyaniya_regionalnih_budjetov_za__2016_god/ (accessed 14.06.2017).

12. Итоговое значение и величина составляющих базового норматива. [The Total Value and the Size of the Components of the Basic Standard (In Russ.)] Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71442486/ (accessed 01.04.17).

13. PISA-2015. Results in Focus. Available at: https://www.oecd.org/pisa/pisa‑2015-results-in-focus.pdf (accessed 14.06.2017).

14. Финансирование школ Москвы вырастет на треть. [Funding for Schools in Moscow Will Grow by a Third (In Russ.)] Available at: http://timiryazevskiy.mos.ru/presscenter/news/detail/1162458.html?pdf_file=y (accessed 14.03.2017).

15. ОНФ: Зарплата главврачей в десятки раз выше зарплаты врачей в России. [ONF: The Salary of Chief Doctors is Ten Times Higher than the Salaries of Doctors in Russia (In Russ.)] Available at: http://www.kurer-sreda.ru/2016/05/13/231561-onfzarplata-glavvrachej-v-desyatki-raz-vyshe-zarplaty-vrachej-v-rossii (accessed 10.02.2017).

16. Россия в цифрах — 2016. Краткий статистический сборник. Москва, Росстат, 2016. 543 с. [Rossiya v tsifrakh — 2016. Kratkii statisticheskii sbornik [Russia in Figures 2016. A Brief Statistical Compilation]. Moscow, Rosstat, 2016. 543 p.]

17. Реформа образования в борьбе с иллюзиями. [Reform of Education in the Struggle against Illusions (In Russ.)] Available at: http://www.ng.ru/moscow/2015-04-28/5_reform.html (accessed 23.03.2017).

18. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня. Вопросы образования, 2010, № 4, сс. 227-246. [Alishev T. B., Gil'mutdinov A. Kh. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel'noi sistemy mirovogo urovnya [Experience of Singapore: Creation of a World-class Educational System]. Voprosy obrazovaniya, 2010, no. 4, pp. 227-246.]

19. Иванова М. А., Плотникова Т. В. Чем наполнена рабочая неделя учителя? Поиск ответов с подсказки учителей. Москва, Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2014. 96 с. [Ivanova M. A., Plotnikova T. V. Chem napolnena rabochaya nedelya uchitelya? Poisk otvetov s podskazki uchitelei [What is the Full Week of the Teacher? Find Answers with Teachers Tips.]. Moscow, 2014. 96 р.]

20. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М., Токарева Г. С. Эффективность школьного образования: позиция учителей. Москва, Дело, 2017. 80 с. [Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M., Tokareva G. S. Effektivnost' shkol'nogo obrazovaniya: pozitsiya uchitelei [The Effectiveness of School Education: Teacher Position]. Moscow, Delo, 2017. 80 p.]

21. Самым популярным ЕГЭ по выбору в 2016 г. стало обществознание. [The most Popular Exam of Choice in 2016 was Social Studies (In Russ.)] Available at: http://www.edu.ru/news/egegia/samym-populyarnym-ege-po-vyboru-v-2016-godu-stalo-/ (accessed 15.03.2017).

22. Общественное мнение-2016. Москва, Левада-центр, 2017. 272 с. [Public Opinion-2016. Moscow, Levada-centr, 2017. 272 p. (In Russ.)]

23. TIMSS2015 International Results in Mathematics. Available at: http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/studentachievement/ (accessed 14.06.2007).

24. Клячко Т. Л. Последствия и риски реформ в Российском высшем образовании. Москва, Дело, 2017. 52 с. [Klyachko T. L. Posledstviya i riski reform v Rossiiskom vysshem obrazovanii [The Consequences and Risks of Reforms in Russian Higher Education]. Moskva, Delo, 2017. 52 p.]

25. Васильева обещала проверить данные ОНФ о реальных зарплатах учителей. [Vasilieva Promised to Check Data of All-Russia People's Front on Real Salaries of Teachers (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/society/20170403/1491312401.html (accessed 03.04.05).

26. Васильева: единое образовательное пространство — самая важная задача. [Vasilieva: a Common Educational Space is the most Important Issue (In Russ.)] Available at: https://indicator.ru/news/2017/01/29/vasileva-edinoe-obrazovatelnoeprostranstvo-samaya-vazhnaya-zadacha/ (accessed 03.04.05). 


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Кутергин В. Реформирование общего образования в РФ. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 11, сс. 102-109. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-11-102-109



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 69, № 7, 2025
Актуальные темы номера:
  • Фрагментация глобального социального капитала
  • Турция и монархии Залива как внешнеполитические балансиры в Центральной Азии
  • Африканский вектор внешней политики Италии
  • Большой Ближний Восток
Объявление

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем внимание, что авторские экземпляры номеров, в которых опубликованы ваши тексты, хранятся в редакции не более одного года. По истечение указанного срока редакция вправе распорядиться невостребованными экземплярами по своему усмотрению.

Уважаемые авторы журнала!

Обращаем ваше внимание, что материалы, предлагаемые для публикации в нашем издании, необходимо присылать только через форму, размещенную на сайте журнала в разделе “Отправить статью”.

Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.