Аннотация. На примере бывших метрополии и колонии показаны ресурсы и ограничения политики в сфере образования как элемента политического курса, направленного на снижение межэтнической напряженности. В Малайзии консолидации общества способствовали расширение доступа к образованию для всех этнических групп, повышение качества преподавания как английского языка, так и языка национального, наряду с модернизацией последнего, продвижение концепции общегражданской идентичности. В Великобритании ключевым инструментом предотвращения этнополитической конфликтности остается политика идентичности, базирующаяся на ценностях многообразия; при этом специфика британской модели состоит в трактовке образовательного дискурса на уровне как государственных субъектов, так и индивидов в духе “неолиберальной рациональности”, что снижает эффективность этой модели как инструмента укрепления гражданского согласия.
Ключевые слова: этничность, национальная идентичность, гражданская идентичность, мультикультурализм, мультикультурное общество, межэтническое согласие, регулирование этнополитических конфликтов, политика в сфере образования, сравнительные исследования, Великобритания, Малайзия
1. Семененко И.С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст.
Полис. Политические исследования, 2016, № 4, cс. 8-28. [Semenenko I.S. Politika identichnosti i identichnost' v politike: etnonatsional'nye rakursy, evropeiskii kontekst [Identity Politics and Identities in Politics: Interethnic Perspectives in a European Context].
Polis. Political Studies, 2016, no. 4, pp. 8-28.] DOI:
http://dx.doi.org/10.17976/jpps/2016.04.03.
2. Fishman J.A. Sociolinguistics & Language Problems of Developing Countries. Language Problems of Developing Nations. Ed. by Fishman J.A. New York, Wiley, 1968, pp. 3-16.
3. Ager D.E. Motivation in Language Planning and Policy. Multilingual Matters, 2001. 210 p.
4. Kelman H.C. Language as an Aid and Barrier to Involvement in the National System. Can Language Be Planned? Sociolinguistic Theory and Practice for Developing Nations. Rubin J., Jernudd B.H., eds. Honolulu, University Press of Hawaii, 1971, pp. 21-51.
5. Садовая Е., Бардин А., Довбыш Е. Индексы социального самочувствия как инструмент исследования и прогнозирования этнополитических конфликтов. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 9, cс. 57-66. [Sadovaya E., Bardin A., Dovbysh E. Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya kak instrument issledovaniya i prognozirovaniya etnopoliticheskikh konfliktov [Indices of Social Well-being as Tool for Analysis and Forecast of Ethnopolitical Conflicts]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 9, pp. 57-66.] DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-9-57-66
7. Rethinking Education for Social Cohesion. International Case Studies. Shuyab M., ed. Palgrave Macmillan UK, 2012. 254 p.
8. Pykett J. Citizenship Education and Narratives of Pedagogy. Citizenship Studies, 2010, vol. 14, no. 6, pp. 621-635.
10. Asmah H.O. Malaysia & Brunei. Language & National Identity in Asia. Simpson A., ed. Oxford, Oxford University Press, 2007, pp. 337-359.
11. Loh Ph. Seeds of Separatism: Educational Policy in Malaya 1874–1940. Oxford University Press, 1975. 165 p.
12. Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. Ithaca, Cornell University Press, 1972. 341 p.
14. Boo Teik K. Beyond Mahathir: Malaysian Politics and its Discontents. London, New York, Zed Books, 2004. 224 p.
15. Золотухин И.Н. Малайзия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность. Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2010, № 1, cc. 7-17. [Zolotukhin I.N. Malaiziya v zerkale etnokonfessional'noi situatsii: istoriya i sovremennost' [Malaysia in the Mirror of Ethnoconfessional Situation: History and Contemporaneity]. Oikumena. Regional Researches, 2010, vol. 1, pp. 7-17.]
16. Hefner R.W. Introduction: Multiculturalism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. The Politics of Multiculturalism: Pluralism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. Honolulu, University of Hawaii Press, 2001, pp. 1-58.
18. The State of Malaysia: Ethnicity, Equity, and Reform. Gomez E.T., ed. New York, RoutledgeCurzon, 2004. 272 p.
19. The State, Development and Identity in Multi-Ethnic Societies: Ethnicity, Equity and the Nation. Tarling N., Gomez E.T., eds. London, New York, Routledge, 2008. 256 p.
Нет комментариев