В. Кондратьев, ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (v.b.kondr@imemo.ru)
Аннотация. Банковско-финансовый коллапс конца 2008 г. чрезвычайно сильно ударил по автомобильной промышленности большинства стран. В 2009 г. выпуск автомобилей в мире упал до 57 млн. шт. по сравнению с 68 млн. шт. в 2007 г. В то же время последние статистические данные свидетельствуют, что отрасль быстро оправляется от худшего за всю ее историю кризиса. За I кв. 2010 г. производство автомобилей в мире выросло на 57% по сравнению с тем же периодом 2009 г. В Китае, Канаде, Мексике и Великобритании рост составил более 70%. Компании Volkswagen, Ford Motor и FIAT объявили о крупных инвестиционных планах, прежде всего в КНР и Латинской Америке. Соответственно ожидается, что в 2010 г. общемировой выпуск автомобилей вырастет до 70 млн., а к 2016 г. – до 88 млн. шт., причем 40% всех продаж будет приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В России кризисное сокращение автопрома оказалось более глубоким, чем где бы то ни было – 49% в 2009 г. против уровня предшествующего года (для сравнения: в США – 21%, Испании – 18, Японии – 10, Великобритании – 6.4, Италии – 0.2; в КНР же производство выросло на 44%). Тем не менее и российское автомобилестроение, прежде всего благодаря государственной программе утилизации старых автомобилей, проявляет заметные признаки оживления.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, глобальный экономический кризис, инвестиции, инновации, конкурентные преимущества, минимизация издержек, аутсорсинг
Размещено в РИНЦ
Нет комментариев