// Россия и новые государства Евразии. 2024. № III (LXIV). С. 91-108
Крылов Александр Борисович, доктор исторических наук, ИМЭМО РАН (РФ, г. Москва), главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований.
Статья поступила в редакцию 19.08.2024. Одобрена после рецензирования 09.09.2024. Принята к публикации 16.09.2024.
Аннотация. После провозглашения независимости Республики Армения в 1991 г. Армянская апостольская церковь (ААЦ) была составной частью государственного механизма и играла важную роль в жизни общества, на внутриполитической и международной арене. Победа бархатной революции привела к острому конфликту между гражданскими и церковными властями. По своей природе он имеет идеологический и мировоззренческий характер. Нынешняя власть стремится к интеграции с коллективным Западом, переходу к «универсальным ценностям западной цивилизации», трансформации армянского общества в сообщество отдельных индивидуумов («гордых граждан Армении»), имеющих полную свободу самовыражения. Эта свобода включает равенство и свободу для всех религий и разнообразных культов, что ведет к утрате ААЦ своей прежней принципиально важной роли в жизни армянской нации. ААЦ входит в число тех церквей, которые выступают в защиту традиционных ценностей. Исторические перспективы армянской нации будут определяться как происходящими в мире глобальными изменениями, так и дальнейшим развитием внутриполитической ситуации в Армении, от восприятия ее гражданами «универсальных западных ценностей» или выбора в пользу развития на базе собственного культурно-исторического наследия.
Ключевые слова: Армянская апостольская церковь, Католикос Гарегин II, бархатная революция 2018 года, Н. Пашинян, конфликт светской и церковной власти, идеология, культура, традиционные ценности
Нет комментариев