Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти // Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42-59. DOI 10.17976/jpps/2021.06.04.
DOI 10.17976/jpps/2021.06.04
Арабский национализм (АН) - широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов сначала от османского, затем от европейского господства и, наконец, в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. В статье предлагается новое прочтение современного состояния АН, сторонники которого почти шесть десятилетий находятся у власти в Сирии. Проведенный в статье анализ генезиса этого движения показывает, что левантийско-иракская зона явилась главным очагом возникновения и развития концепции единства арабской нации, которая легла в основу идеологии и политики одного из трех направлений панарабского сегмента АН - баасизма. Утверждается, что для его выживании как доминирующей политической силы и правящей партии в Сирии немалую роль играет историческая память, которая в странах Востока оказывает гораздо большее влияние на политику, чем на Западе. В рамках обзора исторического наследия АН выделяются две волны “арабского пробуждения”, показывается роль личностей, разработавших основные светские идейно-теоретические постулаты панарабистов. В этом контексте отмечается преемственность в напряженных отношениях между АН в Леванте, с одной стороны, и османами, а затем турецкими националистами нашего времени, с другой; при этом один из современных лозунгов последних (“пять государств - одна нация”) весьма схож с главным лозунгом АН (“единая арабская нация”). В статье анализируется эволюция дихотомии: каумизм (панарабский национализм) - ватанизм (партикулярный, страновой патриотизм). Доказывается, что, несмотря на вроде бы сокрушительное поражение идеи панарабизма в условиях торжества модели национального государства, в арабском мире сохраняются предпосылки интеграции, которые допускают гипотетическую возможность возвращения АН в перспективе на политическую арену. Однако это может произойти только в результате идейной трансформации АН в русле закрепления его гибридной, точнее, конвергентной формы, преодолевающей антагонизм между каумизмом и ватанизмом.
Ключевые слова: арабский национализм | Баас | Левант | секуляризм | арабское пробуждение | каумизм | ватанизм | национальное освобождение | ислам | гибридность | конвергенция |
Размещено в РИНЦ
Ссылка при цитировании:
Наумкин В.В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. – Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42-59. DOI 10.17976/jpps/2021.06.04.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Фролов А.В.
Арабский пасьянс [Текст] / А.В. Фролов // Международная жизнь. – 2017. – № 8. – С. 102-121.
Гаджиев К.С.
Национализм в роли идеологии / К.С. Гаджиев // Власть. – 2012. – № 11. – С. 4–8.
Володин А.Г.
«Ядерный национализм» как явление мировой политики [Электронный ресурс] / А.Г. Володин // Мир и политика. – 2011. – № 2 (53). – С. 86-91.
Самарская Л.М.
Арабский национализм в Палестине в начале XX в. [Текст] = Arab Nationalism in Palestine in the Beginning of the 20th Century / Л. М. Самарская // Вестник МГИМО - Университета. – 2019. – Т. 12. – № 4. – С. 54-71. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-4-67-54-71.
Звягельская И.Д.
[рец. на:] К.М. Труевцев. Глобализация и арабский мир: до и после двух волн турбулентности. Отв. ред. В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2020, 370 с. ISBN 978-5-907384-00-2 // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность = Vostok (Oriens). 2021. № 5. С. 274-278. DOI 10.31857/S086919080016500-7.
Мирский Г.И.
Ислам: история и современность / Г.И. Мирский // Новая и новейшая история. – 2010. – № 1. – С. 3–20.
Бадаева А.С.
Гибридизация Французского "Национального объединения” // Международная жизнь. 2024. № 1. С. 26-35.
Перегудов С.П.
Конвергенция по-российски: «золотая середина» или остановка на пол-пути / С.П. Перегудов // Полис. Политические исследования. – 2008. – № 1. – С. 91-108.
Свистунова И.А., Богачева А.С.
Арабский вектор внешней политики Ирана и Турции после арабской весны // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность = Vostok (Oriens). 2021. № 3. С. 61-73. DOI 10.31857/S086919080015234-4.
Фролов А.В.
Арабские ставки Пекина // Обозреватель-Observer. 2023. № 2. С. 25-35. DOI 10.48137/2074-2975_2023_2_25.
Кондратьев В.Б.
Ресурсный национализм [Текст] / В.Б. Кондратьев // Горная промышленность. – 2017. – № 5. – С. 48-54.
Кондратьев В.Б.
Ресурсный национализм как инструмент развития [Текст] / В.Б. Кондратьев // Металлы Евразии. – 2015. – № 1. – С. 16 – 17.
Абрамов Д.Б.
Секуляризм и национализм в Индии. Опыт политологического исследования. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing, 2012, 160 с.
Перегудов С.П.
Партии и группы интересов: к новой модели взаимодействия [Текст] / С.П. Перегудов // Полис. Политические исследования. – 2014. – № 1. – С. 45 – 59.
Гронский А.Д.
Белорусский национализм и западнорусизм: проблема противостояния // Тетради по консерватизму. 2020. № 2. С. 161-168. DOI 10.24030/24092517-2020-0-2-161-168.
Гудименко Д.В.
Украинский национализм как идеология и политическая практика /Д.В.Гудименко // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. 2016. №4. – С.27–38.
Смирнов А.Н.
В тисках эмансипации: бесценные традиции и нетрадиционные ценности европейского консерватизма [Текст] / А.Н. Смирнов // Свободная мысль. – 2014. – № 4. – С. 113 – 128.
Фролов А.В.
Арабский пасьянс [Текст] / А.В. Фролов // Международная жизнь. – 2017. – № 8. – С. 102 – 121.
Сигачёв М.И., Ильин А.
Дискурсы нового национализма в Европейском Союзе // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН : электронный журнал. 2020. № 1. С. 71-77. DOI 10.15211/vestnikieran120207177. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Sigachev12020.pdf. Дата публикации: 28.02.2020.
Гудименко Д.В.
Национализм в Белоруссии: двуликий Янус // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10, № 11 (68). С. 2649-2659. DOI 10.35775/PSI.2020.68.11.01.
Еще публикации по теме
Нет комментариев