Северный морской путь: перспективы легитимизации национального статуса в рамках международного права (часть 2) // Арктика и Север : сетевое издание. 2020. № 41. С. 130-147. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.41.130. URL: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=350784 (дата обращения: 24.12.2020).
ISSN 2221-2698
DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.41.130
Во второй части работы показано, что отстаиваемый сегодня Россией режим судоходства в Арктике, в частности на трассах СМП, несмотря на оспаривание со стороны некоторого ряда государств во главе с США, является намного более либеральным по сравнению с тем, который существовал в советские годы: вплоть до мурманской речи М.С. Горбачёва 1987 г. советская Арктика была морским регионом, абсолютно закрытым для осуществления зарубежного судоходства. Закреплённый сегодня на уровне российского национального законодательства разрешительный порядок прохода действует лишь в отношении гражданских судов, а в рамках Конвенции 1982 года меры по защите морской среды от загрязнения с судов не могут быть применимы к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и судам на государственной некоммерческой службе. Однако наличие на трассах СМП акваторий со статусом внутренних исторических вод, в том числе ряда арктических проливов, плюс особый правовой статус Арктики, не сводимый исключительно к Конвенции 1982 года, позволяет России настаивать на применимости разрешительного режима и в отношении военных кораблей иностранных государств. Такой подход в значительной степени основан на практике двух государств с наиболее протяжённой береговой линией в Арктике — СССР и Канады. Плавание по трассе СМП в сегодняшних ледовых условиях пока невозможно без прохода через акваторию российских арктических проливов, воды которых отнесены СССР к внутренним на исторических правооснованиях. Несмотря на то, что в рамках Конвенции 1982 года они могут условно рассматриваться как международные, отсутствие постоянного транзита через них позволяет не признавать их таковыми. Однако стоящая перед Российской Федерацией задача по превращению СМП в международный судоходный маршрут может привести к ослаблению текущей правовой позиции. Схожая ситуация может сложиться и в отношении правоприменимости ст. 234 «Покрытие льдом районы» Конвенции 1982 года, которая наделяет арктические страны дополнительными правами в области контроля за судоходством. Отсутствие ледового покрова в Артике в течение большей части года способно существенным образом усилить позиции оппонентов России, настаивающих на слишком широком трактовании положений данной статьи с нашей стороны. Наконец, климатические изменения могут привести к тому, что трасса СМП станет более высокоширотной, и тогда у Российской Федерации исчезнут какие-либо правовые основания по регулированию судоходства.
Ключевые слова: Северный морской путь | Арктика | США | Конвенция ООН по морскому праву 1982 года | международные проливы | право мирного прохода | право транзитного прохода | внутренние воды | исторические правооснования | свобода судоходства | национальное законодательство |
Размещено в РИНЦ
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Гудев П.А.
Северный морской путь: проблемы легитимизации национального статуса в рамках международного права: часть 1 // Арктика и Север : сетевое издание. 2020. № 40. С. 142-164. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.40.142. URL: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=348129 (дата обращения: 03.11.2020).
Гудев П.А.
Свобода судоходства на Балтике (Риски и вызовы для Российской Федерации) // Современная Европа. 2023. № 7. С. 98-110. DOI 10.31857/S0201708323070082.
Гудев П.А.
Политика США в Мировом океане [Текст] / П.А. Гудев // Международные процессы. – 2016. – Том 14. – № 1. – С. 106 – 120.
Гудев П.А.
Политика США в Мировом океане [Текст] / П.А. Гудев // Международные процессы = Mezhdunarodnye Protsessy = International Trends. – 2016. – Т. 14. – № 1(44). – С. 106 – 120.
Гудев П.А., Мишин И.О.
Американо-китайские противоречия вокруг Тайваньского пролива (Часть I. Суть терминологического спора) // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2022. № 3(56). С. 60-76. DOI 10.31696/2072-8271-2022-3-3-56-060-076.
Гудев П.А.
Политико-правовые аспекты морской политики США в АТР [Текст] / П. А. Гудев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2019. – № 1 (42). – С. 53-75.
Гудев П.А., Мишин И.О.
Американо-китайские противоречия вокруг Тайваньского пролива (Часть 2. Правовые трактовки и противоречия) // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2022. № 4(57). С. 30-45. DOI 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-030-045.
Гудев П.А.
Россия и Китай в «ловушке» правосудия: как проигрыш Пекина в международном Арбитраже затронет интересы Москвы? Часть 1 [Текст] / П. А. Гудев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2018. – № 1(38). – С. 35-52.
Гудев П.А.
Россия и Китай в «ловушке» правосудия: как проигрыш Пекина в международном Арбитраже затронет интересы Москвы? Часть 2 [Текст] / П. А. Гудев // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2018. – № 2(39). – С. 13-27.
Гудев П.А.
Охотское море: успех или уступка? [Текст] / П.А. Гудев // Проблемы Дальнего Востока. – 2015. – № 6. – С. 92 – 101.
Гудев П.А.
Выйти или остаться? Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и национальные интересы России // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22, № 6 (130). С. 207-221. DOI 10.31278/1810-6439-2024-22-6-207-221.
Гудев П.А.
Политико-правовые аспекты американо-иранского противостояния в Ормузском проливе и прилежащих к нему акваториях: правовые интерпретации // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность = Vostok (Oriens). 2020. № 2. С. 161-176. DOI 10.31857/S086919080009166-9.
Гудев П.А.
Конфликтный потенциал Арктики: миф или реальность? // Россия и Америка в XXI веке : электронный научный журнал. 2024. № 4. DOI 10.18254/S207054760030780-5. URL: https://rusus.jes.su/s207054760030780-5-1/. Дата публикации: 30.04.2024.
Григорьев М.Н.
Условия развития транзитного потенциала Северного Морского Пути [Текст] / М. Н. Григорьев // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – Т. 12. – № 5. – С. 109-129. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-5-109-129.
Гудев П.А.
Политико-правовые аспекты американо-иранского противостояния в Ормузском проливе и прилежащих к нему акваториях: версии произошедшего // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность = Vostok (Oriens). 2020. № 1. С. 94-110. DOI 10.31857/S086919080008450-2.
Гудев П.А.
Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима. М.: ИМЭМО РАН, 2014, 201 с.
Гудев П.А.
Политико-правовые основы морских конфликтов в АТР [Текст] / П.А. Гудев // Проблемы Дальнего Востока. – 2016. – № 6. – С. 55 – 67.
Гудев П.А.
Новая морская политика США? // Международные процессы, 2012, № 10, № 2. С. 57–67.
Тодоров А.А.
Перспективы деятельности Международного органа по морскому дну в контексте управления Арктикой [Текст] / А. А. Тодоров // Арктика и Север. – 2019. – № 34. – С. 90-109. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.34.90.
Гудев П.А.
Перспективы формирования международного режима в Арктике [Текст] / П. Гудев // Международная жизнь. – 2014. – № 2. – С. 88 – 101.
Еще публикации по теме
Нет комментариев