Китайские инфраструктурные проекты в странах Африки южнее Сахары: кредитное финансирование [Текст] / К. А. Гемуева // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 11. – № 5. – С. 55-73. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-55-73.
ISSN 2542-0240 (Print)
DOI 10.23932/2542-0240-2018-11-5-55-73
Китайские компании активно участвуют в строительстве инфраструктурных объектов в странах Африки южнее Сахары (АЮС), существенная доля которых финансируется за счет китайских кредитов. По некоторым оценкам, на эти цели в 2000–2015 гг. Китай направил более 60% всех выделенных странам АЮС кредитов. Большая часть проектов выполняется крупными государственными компаниями КНР, их основными преимуществами являются возможность обеспечить льготное финансирование проекта, особая китайская модель финансирования, государственная поддержка за счет деятельности в русле стратегических целей КНР и приобретенные компетенции по реализации аналогичных проектов в Китае. Такая связка китайских банков и компаний служит эффективным инструментом для продвижения стратегических экономических и политических интересов КНР. Вместе с тем это дает странам АЮС уникальную возможность реализовать масштабные инфраструктурные проекты, необходимые для дальнейшего социально-экономического развития. Участие Китая в инфраструктурных проектах в странах АЮС началось в 1960‑е годы, а заметный рост масштаба и количества проектов отмечается с первого десятилетия XXI века. С выдвижением инициативы «Один пояс – один путь» акцент смещается в сторону реализации трансграничных и трансрегиональных мегапроектов. В статье раскрываются характерные особенности китайской модели финансирования, в том числе связанный характер кредитов, отсутствие политических требований (кроме признания принципа «одного Китая»), комбинированные схемы снижения рисков невозврата кредитов и непрозрачность условий сделок. Подробно рассмотрены ключевые направления инфраструктурного строительства китайских компаний в странах АЮС – энергетика, транспорт и телекоммуникации. Отдельное внимание уделено крупнейшим проектам в каждой сфере. Проанализированы проблемы, возникающие в ходе осуществления китайских инфраструктурных проектов, а также особенности среды реализации проектов на Африканском континенте.
Ключевые слова: Африка южнее Сахары | КНР | кредитное финансирование | энергетическая инфраструктура | транспортная инфраструктура | телекоммуникации |
Размещено в РИНЦ
Ссылка при цитировании:
Гемуева К.А. Китайские инфраструктурные проекты в странах Африки южнее Сахары: кредитное финансирование. – Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 11. – № 5. – С. 55-73. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-55-73.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Алешин А.А.
Стратегия Великобритании в Африке южнее Сахары после Брекзита // Азия и Африка сегодня. 2020. № 12. С. 27-33. DOI 10.31857/S032150750012795-6.
Гемуева К.А.
Сравнение стратегий крупных внешних игроков в развитии электроэнергетики в Африке южнее Сахары // Сравнительная политика. 2021. Т. 12, № 1. С. 49-68. DOI 10.24411/2221-3279-2021-10005.
Могилевкин И.М.
Россия в глобальной инфраструктуре. Проблема оптимизации транспортно-коммуникационной политики в меняющихся условиях мировой экономики. М., ИМЭМО РАН, 2008, 147 с.
Бреславцева А.А.
Периферийные регионы «большого значения»: Африка и Центральная Азия в американской стратегии сдерживания Китая // Россия и Америка в XXI веке : электронный научный журнал. 2024. № 12. DOI 10.18254/S207054760033527-6. URL: https://rusus.jes.su/s207054760033527-6-1/. Дата публикации: 28.12.2024.
Стефанович Д.В.
Космическая инфраструктура первого контрсилового удара: реальность, восприятие, перспективы [Текст] / Д. В. Стефанович // Россия в глобальной политике. – 2020. – № 5 (105).
Варнавский В.Г.
Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М., ИМЭМО РАН, 2002, 147 с.
Дмитриев С.С.
США: заявка на мировое лидерство в углеводородной энергетики [Текст] / С.С. Дмитриев // Энергетическая политика. – 2015. – № 5. – С. 75 – 84.
Дмитриев С.С.
Электромобили – “несбыточная мечта” Б. Обамы или инвестиции в будущее? [Текст] / С.С. Дмитриев // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2017. – № 3. – С. 97-111.
Григорьев М.Н.
Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура арктической зоны Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 228, № 2. С. 265-282. DOI 10.38197/2072-2060-2021-228-2-265-282.
Трофимова О.Е., Щедрин А.В.
Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары [Текст] / О.Е. Трофимова, А.В. Щедрин // Международные процессы. – 2015. – Т. 13. – № 4(43). – С. 122 – 134.
Могилевкин И.М.
Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее. М., Магистр, 2010, 317 с.
Никулин К.А.
Российское присутствие на рынках Центральной и Восточной Африки (на примере Республики Конго и Республики Кении) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность = Vostok (Oriens). 2020. № 5. С. 106-118. DOI 10.31857/S086919080011730-0.
Варнавский В.Г.
Глобальная транспортно-логистическая инфраструктура // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91, № 2. С. 157-166. DOI 10.31857/S0869587321020110.
Володин А.Г.
Поучительный анализ [Электронный ресурс] / А.Г. Володин // Мир и политика. – 2011. – № 7 (58). – С. 84-88
Миграционные процессы в странах Азии и Африки - опыт государственного регулирования. Сборник статей. Отв. ред.: А. А. Рогожин. М., ИМЭМО РАН, 2010, 67 с.
Гемуева К.А.
Экспорт Китая в страны Африки: связь с энергетическими проектами // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14, № 2. С. 145-163. DOI 10.23932/2542-0240-2021-14-2-145-163.
Миграционные процессы в развивающихся странах Азии и Африки (основные проблемы, попытки решения). Отв. ред. к.э.н. А. А. Рогожин. М., ИМЭМО РАН, 2008, 86 с.
Кондратьев В.Б.
Инфраструктура как фактор экономического роста / В.Б. Кондратьев // Российское предпринимательство . – 2010. – № 11. Вып. 2 (171). – С. 29–37.
Дмитриев С.С.
Программа модернизации инфраструктуры США – «вашингтонская фантазия» или разумная необходимость? [Текст] / С. С. Дмитриев // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2018. – № 9(585). – С. 52-67. DOI: 10.31857/S032120680000716-1.
Жукова Т.В.
Модель промышленного роста Испании 1950–1991 гг., основанная на банковских кредитах [Текст] / Т. В. Жукова // Банковские услуги. – 2018. – № 3. – С. 26-36.
Еще публикации по теме
Нет комментариев