Грачева М.В.
Бюджетная децентрализация в странах ОЭСР: особенности федеративных и унитарных государств [Текст] / М.В. Грачева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 60. – С. 229-260.
Бюджетная децентрализация в странах ОЭСР: особенности федеративных и унитарных государств [Текст] / М.В. Грачева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 60. – С. 229-260.
Тип публикации:
В статье рассмотрена специфика межбюджетных отношений между центральным уровнем и субцентральными (региональным / местным или только местным) уровнями бюджета в федеративных и унитарных государствах на базе статистики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Автор проанализировал количественные индикаторы, характеризующие позиции субцентральных уровней бюджета по следующим направлениям: налоговая автономия, межбюджетные дотации, доходы и расходы консолидированного бюджета, доходы от налогов и межбюджетных трансфертов, бюджетное сальдо и бюджетная задолженность, бюджетные правила и финансовая устойчивость. Были выявлены существенные различия между группами федеративных и унитарных государств, а также случаи значительных отклонений от внутригрупповых средних величин. На основе собственных расчетов автора страны ОЭСР были распределены по четырем категориям в зависимости от величины интегрального индикатора роли субцентральных уровней бюджета. Это позволило сделать выводы о существовании весьма тесной связи между федеративным / унитарным типом государства и степенью бюджетной децентрализации и, в то же время, о возможности формирования децентрализованных систем межбюджетных отношений не только в федеративных, но и в унитарных государствах.
Ключевые слова: бюджетная децентрализация | межбюджетные отношения | уровни бюджета | роль субцентральных уровней бюджета | федеративные государства | унитарные государства |
Ссылка при цитировании:
Грачева М.В. Бюджетная децентрализация в странах ОЭСР: особенности федеративных и унитарных государств . – Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – № 60. – С. 229-260.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Богачева О.В.
Проблемы управления "транзитными" доходами федерального бюджета в Российской Федерации [Текст] / О. В. Богачева, О. В. Смородинов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 5 (51). – С. 9-20. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-5-9-20.
Смыслов Д.В.
Внешнее финансирование России в переходный период. М., ИМЭМО РАН, 2001, 16 п.л.
Богачева О.В., Лавров А.М., Ястребова О.К.
Международный опыт программного бюджетирования / О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова // Финансы. – 2010. – № 12. – С. 4–14.
Грачева М.В.
Федеральный бюджет Германии: итоги 2022 г. и кризис 2023 г. // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН : электронный журнал. 2024. № 2. С. 61-70. DOI 10.15211/vestnikieran220246170. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/2-2024/Gracheva22024.pdf. Дата публикации: 30.04.2024.
Богачева О.В., Сидоренко В.В., Ястребова О.К.
Проблемы перехода к программному бюджету в Российской Федерации / О.В.Богачева, В.В. Сидоренко, О.К. Ястребова // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. – 2012. – № 3. – С. 5–14.
Тоганова Н.В.
ФРГ и перспективы социального государства (субсидиарность или концентрация ответственности в “одних руках”?) [Текст] / Н.В. Тоганова // Современная Европа,. – 2015. – № 1(61). – С. 69 – 78.
Богачева О.В., Смородинов О.В.
Основные бюджетные принципы и исключения в международной практике управления бюджетом // Финансы и кредит. 2020. Т. 26, № 3 (795). С. 600-614. DOI 10.24891/fc.26.3/600.
Грачева М.В.
Эффективность среднесрочного планирования федеральных расходов в Германии: главные структурные сдвиги [Текст] / М. В. Грачева // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2019. – № 1. – С. 114-119. DOI: 10.15211/vestnikieran12019114119.
Кириченко Э.В.
Бюджетный процесс в США: шатдаун как инструмент межпартийной борьбы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2024. № 6. С. 111-122. DOI 10.31857/S2686673024060095.
Ермаков А.С.
Креативная помощь Пентагона // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2024. № 3. С. 20-24.
Грачева М.В.
Динамика и структура расходов федерального бюджета Германии [Текст] / М.В. Грачева // Финансы. – 2013. – № 5. – С. 69 – 74.
Сидорова Е.А.
Фискальная интеграция в Европейском союзе / ИМЭМО РАН. – Москва: Издательство "Весь Мир", 2021. – 200 с. – ISBN 978-5-7777-0850-2.
Клинова М.В.
Взаимодействие государства и бизнеса. Взгляд сквозь время. Кейнсианские взгляды на взаимодействие государства и бизнеса [Текст] / М.В. Клинова // Экономические стратегии. – 2016. – Т. 18. – № 4 (138). – С. 186 – 197.
Сидорова Е.А.
Кризис и его последствия для экономик ФРГ, Великобритании и России // Экономика XXI века. – 2010. - № 5. – С. 107-122.
Кириченко Э.В.
Формирование экономической политики США: процесс принятия решений [Текст] / Э. В. Кириченко // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2019. – № 3. – С. 23-37. DOI: 10.31857/S032120680004153-2.
Прохоренко И.Л.
Регионы Испании в политическом пространстве Европейского союза / И.Л. Прохоренко // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 1. – С. 32–48.
Клинова М.В.
Взгляд сквозь время: из истории взаимодействия государства и предпринимательства. Российский и советский марксизм о роли государства в экономике [Текст] / М.В. Клинова // Экономические стратегии. – 2017. – Т. 19. – № 5(147). – С. 200-213.
Грачева М.В.
Планирование федеральных расходов в Германии: точность проектировок // Современная Европа. 2023. № 2. С. 100-115. DOI 10.31857/S0201708323020080.
Сидорова Е.А.
Евросоюз: общий бюджет после Лиссабона / Е.А Сидорова // Современная Европа. – 2011. – № 4. – С. 109–123.
Сидорова Е.А.
Бюджетно-финансовая политика в ЕС. Учебное пособие. М.: МГИМО–Университет, 2014, 282 с.
Еще публикации по теме
Нет комментариев