26 июля 2024 г. на сайте журнала «Профиль» опубликована статья научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрия Стефановича «Что Россия и Китай должны делать в условиях «двойного сдерживания» со стороны США». Не так давно публичной стала формула «двойное противодействие» России и Китая как ответ на «двойное сдерживание» со стороны США. Попробуем разобраться, что сейчас происходит в этой сфере.
По мере деградации системы контроля над вооружениями продолжается смещение акцента на сдерживание в международных военно-политических отношениях, в том числе так называемое расширенное сдерживание. Этот подход особенно опасен в связи с вовлечением неядерных стран в подготовку и планирование ядерных операций США. Меняется суть «расширенного сдерживания»: фактически на замену «ядерным зонтикам» приходит обеспечение возможного применения ядерного оружия с помощью неядерных сил. Особенно ярко эта тенденция проявляется во взаимодействии Вашингтона и Сеула, создавших Группу ядерных консультаций и утвердивших (причем на полях саммита НАТО) «Руководство по ядерному сдерживанию и ядерным операциям на Корейском полуострове».
Формируются новые коалиционные, союзные конструкции, напоминающие НАТО: AUKUS, новые форматы в Северо-Восточной Азии между США, Южной Кореей и Японией, делающие акцент на космическую инфраструктуру. НАТО также усиливает взаимодействие со странами условного Индо-Тихоокеанского региона. В то же время в риторике и документах США и некоторых их союзников все чаще Россия, Китай, Иран и КНДР фигурируют в связке как своеобразный «квартет зла». Они же (вместе с Белоруссией) упомянуты в итоговой декларации вашингтонского саммита НАТО в контексте поддержки России в ходе СВО.
Нет комментариев